Культура Римской империи пронизывает все сферы нашего общества. Думаю, этот тезис нет необходимости доказывать.
И сегодня, я бы хотел осветить довольно нестандартную тему для моего канала, а именно, в каких компьютерных играх была использована римская эстетика и на исторических примерах разобрать, что именно от Рима взяли разработчики в свои игры.
Коснусь я трёх продуктов цифровой индустрии. Кто-то из моих читателей, возможно знаком с ними, но уверен, для большинства подписчиков эта тема совершенно не известна, ведь судя по статистике, меня читают в основном люди старших поколений, и у меня есть большие сомнения, что они играют в компьютерные игры.
Сразу предупрежу, статья интересна будет далеко не всем, не пугайтесь, материалы на историческую тематику остаются основой моего канала.
Итак, к делу. Начать хотелось бы с весьма популярной и именитой серии игр- "The Elder scrolls" или "Древние свитки", если по-нашему.
Тут за историческими параллелями далеко ходить не придётся.
В игре присутствует Империя которой правят императоры, совет знати (буквально римский сенат), Имперский Легион и крайне напряжённые отношения с соседями, преимущественно находящимися в подчинении у Империи.
В довесок к этому, у населения в ходу имена и фамилии стилизованные под латинские, например: Камилла Валерия, Инниус Колус, Цицерон Верус, Провентус Авеничи и так далее.
Из явных отсылок к реальной истории я могу выделить следующее:
- Наличие славного боевого прошлого и история успешных завоевательных походов.
- Обожествление императоров, для примера- Реман и Тайбер Септим.
- Богатая и утонченная культура, активно насаждаемая соседям.
- И конечно же внешний вид "имперцев", явно отсылающий ко внешности людей живущих у Средиземного моря.
В остальном же, история внутриигровой Империи довольна самобытна и не копирует во всём свой реальный прототип.
Далее рассмотрим игру в постапокалиптичном антураже "Fallout New Vegas".
Здесь создатели тоже не стали особенно отходить от реальных образов и создали государство под названием "Легион Цезаря". Управляется этот "Легион" как несложно догадаться Цезарем.
История мира "Fallout" проста- люди пережили ядерную войну и на обломках бывших США создали множество племён и государств. Это если коротко.
В одно из таких племён, с целью изучения местных дикарских диалектов приходят мормон Джошуа Грэхем и переводчик Эдвард Сэллоу.
Видя отчаянное положение дикарей, Эдвард берёт управление племенем в свои руки, внедряет абсолютно чуждую для них культуру Рима (по его мнению, это помогало в преодолении межплеменных различий), железную армейскую дисциплину.
Сам берёт себе новое имя- Цезарь и начинает планомерное покорение соседних племён, вливая покорённых в свой "Легион".
Правит Цезарь практически безраздельно и среди покорённых дикарей процветает культ личности Эдварда. На этот момент обращают внимание как враги "Легиона", так и часть сторонников, указывая на то,что без личности Цезаря государство едва ли устоит.
Впрочем так оно или нет, в самой игре не показывается.
Параллели с Римом можно провести следующие:
- Активное использование римской стилистики (именно стилистики, очевидно что большая часть "Легиона" имеет самое смутное представление о государстве, которое они "возрождают"). Оно проявляется в именах, использовании некоторых латинских фраз в лексиконе, организация войская с легатами, преторианцами и так далее.
- Также, члены "Легиона" как могут воссоздают римские доспехи, беря за основу экипировку игроков в американский футбол.
- Сам Цезарь продвигает идею Pax Romana или Римского мира, видя её в том, что каждый человек ценен для государства ровно настолько, насколько он полезен. Он отдаёт себе отчёт в том,что его конгломерат племён, это всего лишь первый шаг в строительстве нового государства, которое будет лишено недостатков довоенной Америки, таких как демократия и расовые конфликты. Смывая любые различия, запрещая туземные традиции и привычки, он, по его мнению, создаёт новую нацию.
Следующей на очереди, будет творение турецких игроделов под названием "Mount and blade Bannerlord".
Эта игра качественно выделяется на фоне предшественниц.
Так, если прошлые игры стилистически опирались на Рим образца первого века от рождества Христова, эта игра вдохновлена совершенно другим этапом истории. Это уже не эпоха Цезаря, Октавиана и Марка Антония. От имен, названий город, архитектуры и до вооружения, разработчики явно берут за основу Византию.
В вымышленном мире игры, представлено сразу три государства, прообразом которых послужил Рим. Это Западная, Северная и Южная империи. Все имеют претензии друг к другу. И всё это на фоне того, что согласно игровой истории, совсем недавно империя была единой, но раскололась, и теперь существует в окружении враждебно настроенных народов, ранее бывших у империи в подчинении.
Ситуация отчасти напоминает период распада Римской империи 3 века. Тогда, как и в игре, государство раскололось на три части и потребовались годы на то, чтобы император Аврелиан собрал все земли под свою руку.
Впрочем, история Рима насчитывает не один десяток гражданских войн, так что, можно выбрать тот период, который больше нравится.
Правят осколками державы три государя- на западе Гарий Коменос, на востоке Лукон Остик, на юге Реджия Петрос. Уже в этих именах кроется главное отличие "Bannerlord" от прошлых игр.
Коменос, Лоналион, Манеолис, Аргор, Долентос, Леонипардес, Ветранис. Очевидно, что имена сильно эллинизированны, дабы соответствовать духу Византии. Такая же ситуация и с городами- Мизея, Аргорон, Сиронея, Ликарон, Амитатис.
Все государства, представляют из себя классические феодальные монархии, где правитель, всего лишь самый крупный землевладелец, с весьма ограниченной властью. Решения принимаются коллективно, методом голосования, правом вето, ни один из императоров не обладает. К слову, у ромеев, такой модели государства не было даже в средние века,
Гарий Коменос, император запада, представляет из себя типичного солдата-императора, приведённого к власти своими войнами. Если проводить параллели с расколом 3 века, то больше всего он походит на Гая Пия Эсувия Тетрика (умер примерно в 275 году от Р.Х.), правителя Галльской империи, осколка Римской империи.
На севере, правит император Лукон, по его словам ратующий за восстановление прав Сената и считающий, что государством должно править собрание патрициев. Это весьма похоже на Гнея Помпея Великого, главного оппонента Цезаря во время очередной гражданской войны, про которую вы и без меня всё знаете.
А на юге, вдова последнего императора единой империи- Реджия Петрос. Я не смог найти историческую личность более похожую на Реджию (в установленном историческом отрезке), чем царица Пальмирского царства Зенобия, жившую в середине 3 века от Р.Х.. Хотя и здесь, сходства условные.
Как Зенобия, Реджия имеет неустановленное восточное происхождение. В случае Зенобии, ей приписывают арабские, арамейские, египетские и еврейские корни. Как Зенобия, Реджия наследует власть от мужа, бывшего правителем до неё. В остальном, сходств не обнаружено.
Именно из-за личности Реджии, я сравнивал период игры с расколом 3 века.
Судя по приведённым выше историческим примерам, может сложиться мнение, что разработчики вдохновлялись периодом раскола 3 века. Однако, если отбросить мои рассуждения, а посмотреть исключительно на внешний вид игровых персонажей, становиться понятно, что временные рамки несколько расширяются. Примерно на 5-7 веков вперёд. Об этом можно судить по доспехам, представленным в игре. Впрочем, выше я об этом уже говорил.
Я специально запустил игру, чтобы нащёлкать снимков и продемонстрировать их.
В остальном же, игра не имеет прямых заимствований из настоящей истории. Я решил написать эту статью, чтобы наглядно продемонстрировать моим читателям, особенно не знакомых с областью компьютерных игр, что не только литераторы, художники, кинематографисты и музыканты, но и современные создатели игр, подчас черпают вдохновенье для своих проектов от великих ромеев.
Надеюсь статья была интересна и не сильно перегружена изображениями.
Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.