Фильм "Визит дамы" был снят в 1989 году и как-то прошел мимо меня. Смутно помнила только образ Васильевой в огромной шляпе да хлесткую фразу про мир, который она превратит в бордель.
Так что недавно смотрела его практически с чистым восприятием и впечатление получилось сильным. Явно этот фильм у нас недооценен! Рекомендую!
Во-первых, восхищение актерской игрой. При просмотре новых фильмов это редкая удача! (Понимаю, что фильм не новый, но я-то воспринимала его свежим взглядом). Потрясающий актерский дуэт Екатерины Васильевой и Валентина Гафта.
Во-вторых, восхищение работой режиссера. Двухсерийный фильм с достаточно простым сюжетом без боковых выкрутасов и долгих экскурсов в прошлое не кажется затянутым, а воспринимается очень динамичным.
Ну а главное - восхищение самой историей. Одной из вечных, особенно актуальных в смутные времена.
Поставлен фильм по пьесе швейцарского драматурга Ф. Дюрренматта, однако очень трудно отделаться от мысли, что над сценарием поработал Григорий Горин (нет). Очень уж похожа на его работы условно-гротескная подача истории, которая не только не мешает психологической достоверности основной линии, но и делает ее совершенно неоспоримой.
Сюжет в целом прост.
Последняя треть XX века. Условный европейский городок Гюллен (черепичные крыши, узкие улочки) должна проездом посетить всемирно известная миллионерша донна Роза д'Альвадорец Клара Цаханассьян. Тоже заковыристая фамилия, да? Ничего, все научатся произносить без запинки! Потому как Клара владеет даже не миллионами, а миллиардами! И весьма щедро тратит их на благотворительность: там построила больницу, тут школу. Наверняка что-то пожертвует и родному городу! И это будет так кстати, ведь благонравный вроде городок погряз в нищете и долгах.
О, да! Денег у Клары много. Достаточно, чтобы купить весь этот городишко с потрохами. Купить его заводы, отель, музей, ратушу, улицы, вокзал, Конрадову рощу и старый сенной сарай в ней. Купить исподволь, через посредников, а потом истребовать свое имущество через судебных приставов.
Но жителей города так купить нельзя. Им можно только предложить ПРОДАТЬСЯ. И Клара делает такое предложение.
Город может получить миллиард долларов. Половина - мэрии на развитие, половина - жителям на руки. При одном условии. Одном почти даже справедливом условии. Лишь чуть-чуть заступающем за черту закона. Но преступив эту черту люди станут преступниками. Ну в лучшем случае соучастниками. Или подстрекателями. Или совершат преступное бездействие. Продадут свои души, честь, совесть.
Жители в едином порыве отвечают наглой богачке - нет! Однако Клара совершенно спокойна - я подожду. И она уверена, что ждать ей придется недолго. Хотя чуть-чуть события можно поторопить, демонстрируя гюлленцам часть их новых возможностей.
Одна из ключевых сцен - ярмарка для жителей с неограниченным кредитом. Ничего не нужно платить сейчас - только подпишите договор! Только подпишите! Только подпишите! Каждый. Собственноручно. Подпишите.
Тут мне сразу вспомнилась одна из песен А. А. Галича:
И да, Клара дождалась. Прошла всего неделя и горожане проголосовали за ее предложение. Единогласно! Ни одного голоса против при поименном голосовании! Ни одного!
Более того, преступное условие незамедлительно выполняется. Один из финальных кадров - страшный, отчаянный вскрик Клары. Казалось бы, у этой женщины уже не осталось никаких иллюзий по поводу этого мира и власти денег в нем. Однако результат превзошел даже ее предположения. Нет того дна, которое нельзя пробить. Нет еще большей подлости, на которую не пойдут люди ради своей выгоды.
Вообще-то действие пьесы-источника происходит в 1950-х годах. Но Михаил Козаков снял этот фильм в 1989 году, в разгар Перестройки. (По заказу Гостелерадио СССР, между прочим). И действие перенесено примерно в эти же годы. Вероятно, витало нечто в воздухе, о чем следовало бы предупредить...
Еще на канале о вечных вопросах и роковых женщинах:
Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535