Найти в Дзене
Василисины размышления

"Пиковая Дама" - рассказ Л.Улицкой почти в традициях Тургенева и Чехова. Почти...

Помните романы И.С.Тургенева о роковых красавицах, походя ломающих жизни достойнейших людей? А пьесы А.П.Чехова о существах возвышенных, непрактичных и хрупких, при этом весьма успешно садящихся на чужие шеи?

В новейшей русской литературе эта традиция тоже имеет продолжение. А насколько оно успешное судите сами.

Рассказ (или мини-повесть) "Пиковая Дама" Людмилы Улицкой.

--------------------------------------------------------------------------------

Судя по тому, что границы уже открыты, а ноутбуки еще большая редкость, действие происходит в конце девяностых.

В большой московской квартире живут несколько поколений интеллигентной "безотцовщины". Всю семейную атмосферу задает 90-летняя старуха, урожденная панна Мария Чарнецка, до сих пор именующаяся игривым псевдонимом Мур.

О, ее тщательно отредактированного жизнеописания хватило бы на десяток томов мемуаров! Роковая красавица, перед нечеловеческим обаянием и смелостью в любви которой не мог устоять никто. Лиля Брик ей в подметки не годилась - так, мелкая дешевка. О чем говорить, если той любовники привозили маленькие флакончики парижских духов, тогда как Мур получала литровые склянки! Да что духи! Она получала в дар и проигрывала бриллиантовые броши и диадемы, ее портреты висят в музеях, ее мужьями были герои и лауреаты Сталинских премий!

Разумеется, всю жизнь ее носили на руках: сначала отец, не чающей в дочери души, затем бесчисленные любовники и мужья. Те же, кто поступал иначе, упоминания не удостаивались. Равно как и непарадные обстоятельства жизни.

Теперь Мур уже высохшая мумия в инвалидном кресле. "Ангел без пола и возраста. Почти без плоти. Живая одним духом". Но сила этого духа до сих пор такова, что 60-летняя дочь Анна Федоровна, светило офтальмологии, бегает перед матерью на задних лапках.

Правда, прочие домочадцы хоть и терпят бабушкину тиранию, но уже ведут себя посмелее, отнюдь не кладут всю жизнь на исполнение ее желаний. А изгнанный в свое время муж Анны во время визита прекрасно управляется со вздорной старухой. Что ж, Марек уже давно ей не родственник, а профессионал, содержащий заграницей элитный пансионат для престарелых. Он умеет обращаться с таким контингентом.

Вот это ключевой момент - Мур безошибочно чувствует, кто внутренне может позволить себе неповиновение, а кто признает ее право желать и требовать. И если она почуяла в человеке слабину: порядочность, чувство долга, любовь, честь, жалость - то для нее самой никаких моральных преград для использования этого человека не будет.

Границы ее вмешательства определяются только выгодой, и здесь Мур всегда очень тонко понимает ситуацию. Разрушить личную жизнь дочери - легко! А вот профессиональному становлению Анны Федоровны она не препятствует: очень недурно, когда в старости тебя содержит дочь - профессор! И позволить общаться с разбогатевшим бывшим мужем можно, только надо строго контролировать ситуацию - нельзя допустить эмоциональной подпитки, а то рабы могут выйти из повиновения.

Однако ничто не вечно под луной, и власть Пиковой дамы постепенно заканчивается. Правда, первой вечность уйдет ее измученная дочь. Успев смутно почувствовать, что в ее жертвенном терпении было много гордыни и что жизнь можно было построить иначе.

------------------------------------------------------------------------

Чем мне рассказ нравится - широтой охвата семейных сценариев. Показаны несколько поколений, в динамике, в развитии, как все идет и чем заканчивается, в том числе "роль личности в истории".

Главный вопрос: откуда вообще берутся такие Пиковые Дамы? - Загадка, так и не разгаданная со времен Тургенева. Уж точно не за счет воспитания или воспроизведения семейного стереотипа.

Мур одна такая на несколько поколений. Ни ее сестры, ни потомки не обладают уникальным сочетанием напора, самомнения, самообладания, быстроты реакции, наглости, цинизма и невероятной притягательности.

Хотя, конечно, был в роду и лютый польский воевода, и другие предки, обеспечившие роду Чарнецких проживание в полуготическом доме поблизости от королевского замка. Не удивительно, что все в семье обладают смелостью, целеустремленностью, несгибаемой силой духа., в чем бы это ни проявлялось.

Все три сестры Чарнецкие в круговерти войн, революций и потерь сохраняют изысканность бытия: прямая спина, крахмальные блузки, сервировка стола с салфеткой в кольце. Дочь Анна, терпеливый чистый ангел, идет к своей цели столь же неуклонно, как и ее демоническая матушка (хотя их методы противоположны). Правнучка Леночка способна увидеть свой шанс и готова с риском менять судьбу. Маленький Гриша всегда умеет отканючить свое, хотя в домашнего тирана пока не превратился.

Худоба, надменность, черное одеяние, высокие брови, готовность к агрессии... - Я представляю себе Мур примерно такой
Худоба, надменность, черное одеяние, высокие брови, готовность к агрессии... - Я представляю себе Мур примерно такой

Даже облик передается из поколения в поколение, перебивая вмешательство другой крови: высокий рост, изящная худоба, длинная шея, большие глаза под высокими бровями. Правда, лишь Мур - сводящая с ума красавица, а прочие - обтерханные долговязые нескладухи с круглыми птичьими глазами.

То есть общие семейные качества, безусловно, есть, но проявляются у всех по разному и читать об этом очень интересно.

------------------------------------------------------------------------------

Чем все-таки мне этот рассказ НЕ нравится и почему мне трудно приравнять его к творчеству классиков?

Во-первых, недостатком деликатности к читателю. Слишком много грубой физиологии, совершенно лишних интимных подробностей, которые мало что добавляют к телу истории.

Причем это вроде как не для щекотания фантазии читателей, а с глубоким смыслом: начинается рассказ с прямой отсылки к Фрейду. Там почти дословно воспроизведен самый растиражированный случай из практики раннего психоанализа: сон женщины о ребенке в виде куклы, страдающем в тесной коробке. То есть вроде как вся история роковой соблазнительницы должна преломляться через анализ бессознательного...

Честно говоря, почитала несколько профессиональных разборов рассказа... Как-то у меня это замученное терминологией словоблудие, всерьез пересчитывающее родинки на чьей-то груди и делающее из этого путеводные выводы, понимания не нашло. Ну не литературовед я!

Второе, что не нравится: навязчивость "художественных средств выразительности". Бедняжки-домочадцы постоянно так или иначе сравниваются с птичками, тиранящая их старуха - с кошкой, иностранец Марек - с дедом Морозом. Все время мелькает противопоставление земной немецкой честности, основательности, справедливости, присущей линии Анны с зыбкостью, ненадежностью, воздушностью Мур.

Такой текст легко анализировать школьникам, но не слишком приятно читать. Когда удачный оборот появляется раз-другой - это радует, на третий раз - цепляет, на пятый - надоедает. Чехов свои рассказы отделывал намного чище.

Ну а третье совсем печальное. Ведь если отрешиться от яркой эмоциональности, наносящей удар по способности к здравому размышлению, то концы с концами не сходятся. Не дотягивает до психологической достоверности.

Я вполне могу поверить в такую Мур. Но в то, что в атмосфере постоянного домашнего тиранства, кровопийства, подавления можно эффективно учиться, заниматься наукой, писать докторскую диссертацию - не верю! Как получилось растить вопящих младенцев под боком у Пиковой Дамы, до этого не терпевшей в малолетстве даже собственную дочь и внучку? Как простился Кате внебрачный ребенок? Как младшие дети выросли такими раскованными? Или Мур не так уж и страшна, как ее малюют?

-2

Есть еще телеспектакль, снятый каналом "Культура" (запись можно найти в сети). Текст читает сама Людмила Улицкая. Но мне он понравился еще меньше рассказа, я представляла героев иначе. Таких вздорных толстых бабулек я на своем веку много повидала, на высохшую роковую Мур они никак не тянут. Но что я понимаю в сублимациях по Фрейду?

Хотя все-таки рассказ очень неплохой, почитать его стоит.

Еще на канале по теме:

Роковые женщины Тургенева

Прогулки на чужом горбу по Чехову

Две фамм-фаталь русской литературы: Лариса Огударова и Ирина Осинина

Как авторы манипулируют эмоциями читателей

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .