145,6K подписчиков

По следам другой судьбы

86K прочитали
Источник arnfoto.ru
Источник arnfoto.ru

1941 год

Катя спешила домой с косой наперевес, поправляя платок на голове. Солнце пекло нещадно, с пяти утра она в поле на работе и сейчас, когда совсем стало невмоготу, их отпустили домой. Но если бы знал кто как не хочет она идти домой...В дом, где ее не любят, где ее шпыняют и где ее ждут, но лишь для того, чтобы было на ком отыграться...А еще ненавистный муж...

Ее двоюродная тетка Клавдия, по совместительству ее свекровь, обманом заставила выйти Катю замуж за своего непутевого сына.

Родителей у Кати не стало в голодные тридцатые годы, вслед за ними ушли и ее двое младших братьев. Кате было 12 лет когда она осталась одна и ее приютила к себе "заботливая" тетушка. И то, как знала Катя, лишь потому что председатель настоял, люди вокруг все твердили, что нельзя сироту без помощи оставлять. Боялась она осуждения. Ну и за паек, который ей, как сироте, положен был.

-Мамка твоя непутевая была, - вздыхала Клавдия, вспоминая свою двоюродную сестру. - Все бабкино наследство, что ей досталось, спустила. Эх, какие серьги были.. Вот я все сберегла..

Катя усмехалась ее словам. Сберегла.. С председателем вдовушка миловалась, оттого в доме и лишний килограмм пшена и зерна был...За счет этого Клавдия и выжила.

Когда Кате исполнилось 18 лет и девушка решила жить одна, тетка воспротивилась - в доме ее матери жила дочь Клавдии со своей семьей. Под напором "заботливой" родни она решила подождать. А однажды Клавдия пришла домой и горючими слезами стала обливаться.

-Что случилось, тетя Клава? - Катя растерянно смотрела на нее. Не видела она ни разу чтобы тетка ревела. Та больше кричать да руками размахивать могла.

-Дом твоей матери забирают. Говорят Польке моей выматываться, что, мол, не имеет права она там жить.

-Значит я могу вселиться? - с надеждой спросила она.

-Председатель сказал, что раз ты незамужняя, то и хоромы двухкомнатные тебе ни к чему. Что, мол, забирает жилье на баланс колхоза и отдаст его тем, кто в нем нуждается больше.

-Но так нельзя! Я сама с ним поговорю! - возмутилась Катя. Она была несведуща в таких делах, малограмотной, и не знала что тетка ей врет, что дом по-прежнему за Катериной числится...

-Бесполезно. Я уж и так и эдак перед ним. Но, говорит, приедет проверка и чего? Вот коли бы замужем ты была, а ведь на тебя ни один парень даже не посмотрел, не то чтобы замуж позвать.

Катя ухмыльнулась. Кто же посмотрит на нее? Платье носит старое и тугое от того, что выросла из него и сто раз штопала, на танцы тетка ее не пускает, без платка ходить не велит...Да и сама запретила с мальчиками дружбу водить.

-Слушай, Катька! А хочешь дом родительский сохранить? - после того как девушка закивала, Клавдия продолжила: - А почему бы вам с моим Лехой не пожениться?

Катька вздрогнула от такой перспективы. Еще в подростковом возрасте Лешка лишился руки на лесопилке и от того озлобился на всех. Стал неуправляемым, а чем старше, тем хуже его характер был. Выпивать начал, девки шарахались от него, а сам он все норовил Катьке под юбку залезть.

- Я же сестра его.. - прошептала Катя.

-Ну не родная же! Троюродная!

- Я не пойду за Лешку!

-Подумай головой своей, дом родительский уйдет. Поживешь с ним пару лет, а потом разбежитесь. Может еще и полюбишь его, а нет, так найдешь другого и выйдешь за него замуж после развода, - сладко пела Клавдия.- Да не боись, не тронет тебя Лешка. Со мной жить останетесь, нужно просто чтобы по документам ты замужем была, тогда и проверка не докопается.

-Мне подумать надо..

-А чего думать? Лешка будет согласен, да я его и спрашивать не буду. Катька, тянуть нельзя, времени в обрез!

Вечером Катя подошла к Клавдии.

-Дайте слово что он меня не тронет. И что как только я встречу своего человека, вы отпустите меня! И еще - я хочу жить в отдельной комнате, а не в кухне на печи. Все равно она у вас пустует после того как Полька ушла...

-Клянусь чем угодно! - с жаром приложила Клавдия руку к груди.

Через три дня наивная деревенская молодая девушка пошла вместе с Алексеем к председателю, который их расписал. Свадьбу не играли, это была просьба Кати.

Первые три месяца прошли тихо и спокойно, Лешка по-прежнему гулял с дружками, тетка сваливала всю домашнюю работу на нее, но Катя была рада, что она живет в отдельной комнате, по крайней мере хоть где-то она может подумать о своей нелепой и никчемной жизни, как говорила всегда тетка Клава. И в той же комнате она могла помечтать о том, что когда-нибудь явится в их село красавец, который отвезет девушку подальше о ее родни, от ненавистной тяжелой работы и злобной ворчливой тетки...

Весной 1941 года, когда ей исполнилось 19 лет, Катя испекла пирог с капустой и позвала в гости единственную подругу.

- А где Клавка? - спросила Оля, оглядываясь.

- В город с ночевкой уехала, к сестре родной.

-А муженек твой где?

-Оля, перестань, какой он муж мне? На бумаге только. Леха где-то с дружками, рублики заработанные пропивает. Тишина в доме редкая, вот и решила тебя позвать.

-Эх, Катька, чего же ты такая простая как три копейки? За нос тебя твои родичи водят. Подслушала я разговор своей матери с соседкой, о тебе они говорили. Что, мол, обманули девчонку, побоялись ,что ты Польку из дома выставишь и сама туда перейдешь, где же они еще такую рабочую лошадку найдут? Да и Полька на сносях тогда была.

-Но ведь председатель...

-Да брось, - махнула она рукой. - Ты правда в это веришь? Все село знает что Клавка с председателям шуры-муры водят, неужто она бы не отстояла. Да и враки все это.. Ну хорошо, даже если бы это было правдой, отчего ты после замужества в своей дом не ушла?

- Лешку боюсь если честно. А вдруг он за мной придет в родительский дом на правах мужа? С Полькиным мужем они не ладят, вот и явился бы ко мне.. А тут он меня не трогает, тетка слово держит.

-Ой, обвели тебя вокруг пальца, обвели. Ты сама хоть узнавала что к чему?

-Нет...

Олька присвистнула и покрутила пальцем у виска.

-Ну нельзя же быть такой! Мой тебе совет - разводить с Лешкой и вселяйся в свой дом, нечего на них горбатиться. Еще и небось рублики заработанные отбирают?

Катя промолчала и Оля только вздохнула, поняв, что попала в точку.

Уже стемнело когда подруга ушла, Катя убрала все со стола и пошла к себе в комнату. Разложив пряжу, она начала вязать. Ее рукоделие разбирают на ярмарке, может накопит и к лету себе пальтишко новое купит, а то старое, с Полькиного плеча, уже не годное.

И вдруг дверь распахнулась и на пороге появился Алексей.

-Ты чего здесь? - Катя испуганно вскочила.

-Как чего? Я муж твой, ты моя жена... Неужели ты забыла?

-Уйти не подходи! - выставила она вперед руку.

Несмотря на то, что у него была одна рука, Катя не смогла с ним справиться.

Наутро, когда свекровь приехала домой, Катя встретила её плачущей за столом.

- Чего ревёшь? спросила Клавдия.

- Ваш сын... Ваш сын... сегодня ночью ворвался ко мне в комнату...

- Ну-ну, - она похлопала её по плечу. - Можно подумать ты единственная баба, с которой муж спит. И в конце концов, что страшного? Ведь он супруг тебе. Не чужой и не посторонний человек!

- Но вы мне обещали!

-Да, я тебе обещала и своё слово держала. Кто же знал, что когда меня не будет, он придёт к тебе в комнату? Ладно вытри слёзы и иди работай.

Катя удивилась бессердечности Клавдии и, всхлипывая ушла на работу.

С той поры, стоило только Клавдии куда-то отлучиться, Лёшка тут как тут появлялся её комнате. Пожаловаться она никому не могла, ей было стыдно... Да и что она напишет в жалобе? Что муж к ней ночью приходит?

Но однажды всё в её жизни изменилось...Летом сорок первого...

Лешка был не годен к службе, а Катя вдруг поняла - если она сама не изменит свою жизнь, то никто не сделает это за нее...В июле 1941 года она сбежала в город с немудренными пожитками и, явившись в военкомат попросилась на службу. Начальник только на смех ее поднял.

-Девочка, ну что ты умеешь?

- Я научусь. Я всему быстро учусь! Может быть санитарки нужны, повара... Я готовить умею.

-Есть курсы медсестер, пойдешь?

Катя радостно закивала головой.

- Чему ты улыбаешься? Это ведь не шутки всё, в любой момент жизни лишиться можешь..

-Я готова Родине служить, даже если придется пожертвовать своей жизнью.

-Эк тебя припекло. Дети есть? Муж есть?

- Муж есть, детей нет .

-Разрешение от мужа..

Катя рухнула на стул и разревелась.

-Ты чего? А ну прекрати, кабинет затопишь! - хлопнул он по столу.

От отчаяния Катя рассказала свою историю. Впервые в жизни она поделилась с кем-то своими бедами кроме подруги Оли.

Начальник военного комиссариата слушал ее, хмурив брови. В конце концов, наплевав на стыд, Катя распахнула ворот платья и показала ему синяки оставшиеся с прошлой ночи.

-Назад дороги мне нет. Или на фронт, или в петлю...

Мужчина вздохнул, взял какой-то бланк и начал что-то писать. Затем взял чистый лист, на нем что-то написал и свернув его, протянул вместе с бланком.

-Иди в 13 кабинет, там записывают на курсы. При больнице поживешь, заодно практика будет. Записку передашь главному врачу.

- Спасибо, - поблагодарила его Катя и в ее глазах стояли слезы.

Едва за ней закрылась дверь, начальник прошептал:

-За что ты, дурочка, спасибо говоришь? Ты ведь не знаешь что тебя там ждет...