Найти в Дзене
В Движении

Внедорожник с приводом на коляску: как в СССР испытывали мотоцикл Днепр-12 и почему не снискал особой славы

В конце 1977-го Киевский мотоциклетный завод выкатил на свет божий необычную новинку — «Днепр-12». Впервые за всю историю советского мотопрома гражданские покупатели могли приобрести машину с приводом на колесо коляски. «Днепр» — прямой наследник довоенных BMW. Узнать его можно было за версту: характерные треугольные седла, оппозитный двухцилиндровый мотор, карданная передача. За основу конструкторы взяли проверенный МТ-10-36, но вместо родного двигателя водрузили агрегат от К-750, а заодно прикрутили привод на коляску. Казалось бы, зачем отказываться от современного 36-сильного мотора МТ-10-36 ради архаичного движка К-750, выдающего жалкие 26 лошадей? Но киевские инженеры знали, что делали. Старый добрый нижнеклапанный 4-тактник на 750 куб. обладал одним неоспоримым преимуществом — он тянул как трактор на низах и не закипал при черепашьем темпе движения. Настоящей изюминкой стала хитроумная трансмиссия. Дифференциал, поперечный кардан, редуктор — вся эта механическая симфония передав
Оглавление

В конце 1977-го Киевский мотоциклетный завод выкатил на свет божий необычную новинку — «Днепр-12». Впервые за всю историю советского мотопрома гражданские покупатели могли приобрести машину с приводом на колесо коляски.

«Днепр» — прямой наследник довоенных BMW. Узнать его можно было за версту: характерные треугольные седла, оппозитный двухцилиндровый мотор, карданная передача. За основу конструкторы взяли проверенный МТ-10-36, но вместо родного двигателя водрузили агрегат от К-750, а заодно прикрутили привод на коляску.

Казалось бы, зачем отказываться от современного 36-сильного мотора МТ-10-36 ради архаичного движка К-750, выдающего жалкие 26 лошадей? Но киевские инженеры знали, что делали. Старый добрый нижнеклапанный 4-тактник на 750 куб. обладал одним неоспоримым преимуществом — он тянул как трактор на низах и не закипал при черепашьем темпе движения.

-2

Настоящей изюминкой стала хитроумная трансмиссия. Дифференциал, поперечный кардан, редуктор — вся эта механическая симфония передавала примерно треть мощности на колесо коляски.

«Днепр-12» щеголял задней передачей, позаимствованной у МТ-10-36. В паре с полным приводом она творила чудеса — методом раскачки можно было выбраться из такой грязи, где обычный мотоцикл просто бы утонул. Питался этот зверь бензином А-72 — топливом, которое в те времена можно было найти на любой заправке.

Журнальный тест-драйв: полгода правды

Летом 1980-го редакция «За рулем» решила провести настоящее испытание. Журналист получил в Киеве совершенно новый экземпляр — одометр показывал 4 километра. Предстояло перегнать машину в Москву, а затем полгода гонять её по городским улицам, загородным трассам и колхозным полям совхоза «Дубна».

-3

Первые километры обнадеживали. На шоссе «Днепр-12» вел себя солидно, почти по-автомобильному. Повороты налево удавались на удивление легко: коляска словно понимала замысел водителя и забегала вперед ровно настолько, чтобы развернуться практически на пятачке.

С правыми виражами дело обстояло хуже — разгруженное колесо коляски начинало буксовать. Но журналист философски заметил: может, оно и к лучшему — естественный ограничитель спасает от опрокидывания.

Правда вместо заявленных 9 л на сотню при крейсерской скорости 65 км/ч мотоцикл съедал все 10-11 л. И это после обкатки! После 65 км/ч аппетит возрастал в геометрической прогрессии.

-4

На пятисотом километре сдох спидометр — кто-то на заводе поленился затянуть винт червячной пары. Осмотр выявил печальную картину: половина гаек болталась, масло сочилось из-под генератора прямо на правый цилиндр, клапаны просили регулировки.

Пришлось устраивать внеплановое техобслуживание прямо на обочине. К первой тысяче километров список поломок пополнился: отпаялся трос привода опережения зажигания, треснул бегунок распределителя. В темноте выручила штатная переносная лампа — единственное, что работало безотказно.

На московских дорогах «Днепр-12» чувствовал себя как медведь на катке. Вялый, тяжелый, неповоротливый — он явно не создавался для городской суеты. Двигатель перегревался в плотном потоке, а управлять этой неторопливой махиной среди юрких легковушек было настоящим испытанием.

-5

Спасал автомат выключения сцепления, связанный с рычагом КПП — хотя бы не нужно было дергать сцепление при каждом переключении. Коробка работала четко, но ручное управление опережением зажигания через манетку в городском ритме превращалось в пытку — руки просто не успевали. Тормоза для города были откровенно слабыми — колесо коляски в торможении не участвовало, а зря.

После городских мучений мотоцикл оказался в подмосковном совхозе, где почувствовал себя, как рыба в воде. Движок перестал кипеть, расход топлива упал до паспортных 9 л. «Днепр-12» с легкостью вызволял из грязевого плена собратьев без полного привода, брал с разгона песчаные подъемы, на которых другие мотоциклы беспомощно зарывались.

-6

Позже обнаружилась коварная особенность: когда колесо коляски отрывалось от земли, то раскручивалось до бешеных оборотов. При приземлении следовал удар, от которого трансмиссия взвывала от боли, а мотоцикл резко дергался в сторону.

Никакого мотокросса — только размеренное, вдумчивое движение с постоянным контактом обоих ведущих колес с землей. Подвела грязезащита — воздушный фильтр собирал всю грязь из-под колес, промывать его приходилось чуть ли не ежедневно.

Зимние страдания

При умеренных морозах (редко ниже минус двадцати) двигатель заводился сносно — всесезонное масло М-63/10Г1 делало свое дело. Но прогрев превращался в танцы с бубном: холодный мотор наотрез отказывался работать на холостых, приходилось или держать газ рукой, или подпирать ручку чем попало. Штатного фиксатора конструкторы не предусмотрели.

-7

На снегу полный привод оказался бесполезной игрушкой. Универсальные покрышки с рисунком протектора времен "Ивана Грозного" превращали все преимущества в ноль. Зимней резины с нормальными грунтозацепами в СССР попросту не выпускали.

На лысой резине мотоцикл скользил как пьяный конькобежец, короткая база провоцировала рыскание и заносы. Расход топлива предсказуемо полз вверх из-за постоянных пробуксовок.

Эпилог

В 1986-м «Днепр-12» отправили на пенсию, заменив на «Днепр-16» с верхнеклапанным 650-куб. движком на 32 л.с. Нужно отметить, что «Днепр-12» не снискал особой славы — покупатели предпочитали более простой «Днепр-11» с классическим приводом только на заднее колесо.

Слишком уж своенравным оказался этот полноприводный мотоцикл. Машина подходила тем, кто был готов мириться с её капризами ради возможности проехать там, куда другие даже не сунутся.