Чем отличается общество как социальный феномен от просто со-общества людей, живущих на данной территории в данное время и связанных общими интересами?
Конечно, общество - это синергия. Возможность сложить усилия так, чтобы стало возможным недостижимое действиями множества одиночек. Превращение ломких прутиков в непобедимый веник.
Но есть у этой истории и темная сторона. Достаточно вспомнить перевод слова "веник" (= связка прутьев) на итальянский. А еще прутья веника в большинстве случаев не дадут корней, не распустят листьев. Не прирастут обратно к дереву. Направлять их действия будет тот, в чьих руках рукоять.
Недавно мы вспоминали фильм "Визит дамы". Беседа о художественных и прочих достоинствах фильма здесь.
Но рассказом о том, как неверного любовника настигло прошлое, эта история не ограничивается. Я бы сказала, что в первую фильм (и пьеса, по которой он создан) прекрасно демонстрируют именно "темную" сторону процесса объединения людей в Общество.
Примерно 1980-е годы. Маленький европейский городок Гюллен проездом посещает его уроженка, а ныне вдова миллиардера Клара Цаханассьян. Весь город так рад, так счастлив! Ведь она наверняка сделает щедрое пожертвование на развитие малой родины, не так ли?
Правда, прошлое у Клары не парадное. Дочка пьяницы Вешера, которому иногда доверяли сколотить сортир. Хулиганка, в школе училась плохо, временами воровала. Честь девичью утратила на сеновале с красивым пареньком. А когда последствия свиданий сказались, то на суде выяснилось - возможных отцов минимум трое. Так что пришлось 17-летней Клерхен убираться из Гюллена восвояси, увозя из благонравного города и свою бедовую рыжую голову, и нагулянный живот.
Но это ничего! Великодушные жители Гюллена не напомнят наследнице миллиардов ее мутное прошлое! Они рады все забыть!
Вот только Клара не забыла ничего...
Ни свалившееся баснословное состояние, ни тридцать прошедших лет, ни рискованные дорогостоящие прихоти, ни пережитые катастрофы, ни жестокая расправа над некоторыми участниками событий так и не смогли выжечь из ее души первого унижения.
Клара, бесспорно, умна. Она довольно быстро понимает, что самую большую обиду ей нанес не предатель-возлюбленный, не лжесвидетели, не вынесший приговор судья. Самое страшное было - оказаться объектом волеизъявления Общества. Для которого ты - уже не человек. Не дочка Вешера, не юная Клерхен, не соседка, не ученица. А просто некая расчеловеченная абстракция без души и тела. Судьба которой совершенно Общество, реализующего свою волю, не волнует.
Клара находит способ наказать и жителей Гюллена, и былого любовника. Теперь у нее есть средство своей волей вновь превратить милых, в сущности, людей в безжалостное Общество, объединенное одной целью. И направить волю этого Общества на уничтожение одного... одной абстрактной помехи своему благополучию.
Что, Альфред Илл, каково это - наблюдать, как соседи, приятели, знакомые превращаются в Единое Целое и переставать быть в его глазах человеком?
А вы, уважаемые жители Гюллена? Каково будет вам, когда Общество достигнет своей цели и каждый из вас вернет себе человеческий облик? Кто будет отвечать за то, что вы натворили? И удастся ли в полной мере этот человеческий облик каждому вернуть?
--------------------------------------------
А сюжет-то не нов! Мы наблюдали его много раз.
Вспомним "Пышку" Мопассана. Историю про девицу, которую попутчики сначала восхваляли за патриотизм, а потом настоятельно уговаривали расплатиться собой с вражеским офицером за право всем выехать с оккупированной территории. Там не было миллиарда на кону и поруганной первой любви. Зато было желание избежать неудобств, а девка - она и так девка! Всем страдать из-за одной, что ли?!
Или "Того самого Мюнхгаузена". Помните сцену, где экстравагантного барона вызывают в Совет и требуют отречься от еретического "32-го мая"? Как внезапно становятся страшной силой все эти недотепы в криво нахлобученных буклях? Как гаснет огонь в глазах неустрашимого Карла?
Или фильм "Чучело", где в принципе не злобные и даже сочувствующие однокласснице ребята на глазах спаиваются в стаю, готовую рвать беззащитную жертву.
Заодно не забудем и бесчисленные сцены партийных, комсомольских и прочих собраний, вплоть до заседания гаражного кооператива. Где люди, с которыми можно было приятельски поболтать, вдруг превращаются в неумолимых выразителей единой воли, а тот, на кого направлена их воля - в ничтожное Нечто? Это всегда страшно, даже если наказуемый в полной мере заслуживает наказание. Потому что расчеловечение - это уже смерть.
Да, Общество - сила. Способная достигать великих целей и противостоять великой силе. Побеждать. Сокрушать. Созидать.
Но при этом каждый, становясь единицей Общества, в значительной степени сам перестает быть личностью. А обратный переход не всегда легкий и безболезненный. Многие части себя вернуть назад уже невозможно; многие решения, принятые всем Обществом, деяния, совершенные им, не по силам отдельной человеческой душе. Однако и сказать - это не я! это они! - тоже не получится. Разве что всем вместе попытаться эти деяния забыть.
П.С. В комментариях к предыдущей статье о "Визите дамы" есть очень тонкое замечание: Альберт Илл, ставший жертвой изощренной мести, через страдания принимает ситуацию. Но он не раскаивается в грехах своей юности, не видит связи между своими действиями и превращением Клары в чудовище. Да, теперь он - объект преследования Общества, и должен с честью доиграть свою роль. Судьба. Так старые большевики принимали любое решение своей партии относительно себя - с честью, но без осмысления причин и следствий.
Вот такая вот диалектика. А еще прекрасно отработанная тактика. И жители Гюллена, и спутники Пышки на сделанное предложение сначала дружно вскричали "Нет!". Но им ответили: "Ничего. Я подожду". И ждать пришлось совсем не долго....
Еще на канале о непростых категориях:
Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535