Найти в Дзене
Navygaming Channel

Линкор «Уорспайт» в огне Ютланда/ Часть 1. - Начало

Ютландское морское сражение произошло 1 июня 1916 года у берегов Дании. По своему значению это одна из самых уникальных не только морских, а вообще любых битв в истории человечества. На волнах Северного моря впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры, вооруженные только орудиями крупного калибра (ГК). Почти двухдневная схватка гигантских железных монстров вместила в себя гениальные решения, нелепейшие случайности и удивительный героизм. Но главное – она стала венцом и одновременно тупиком развития артиллерийских кораблей, концом их многовековой эволюции.
Учитывая свою значимость, данное сражение достаточно хорошо изучено и исследовано, мы попробуем не повторяться, а чуть более подробно рассмотреть действия в ходе этого сражения только одного корабля - британского линкора "Уорспайт" (тип "Куин Элизабет". Почему именно "Уорспайт"? Ну во-первых, а почему бы и не "Уорспайт"?, ), во-вторых, это корабль с большой историей, ветеран двух войн, не менее чем американский "Техас" достойный для сохранения в виде музея (но не сраслось), в-третьих, этот корабль одним из первых был включен в "эскадру WoWS" (сейчас "Мир кораблей"), так что дал хороший повод для подробного изучения его истории. Не судите строго, по Ютланду на канале много статей, здесь мы только отдельные моменты напомним, чтобы создать "мизансцену" для нашего основного "героя".
Колонная линкоров Гран Флита с кормы "Куин Элизабет": "Беллерофон", "Суперб", "Сент-Винсент", "Коллингвуд"
Колонная линкоров Гран Флита с кормы "Куин Элизабет": "Беллерофон", "Суперб", "Сент-Винсент", "Коллингвуд"

К этому времени в войне на море (по крайней мере на Европейском театре военных действий) сложилась следующая обстановка: английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. В первый период войны, 1914-1915 годы, немецкий флот провел несколько активных боевых операций в Северном море, но переломить обстановку и снять блокаду не удалось. Немцы в 1916 году почти оправились после неудач первых лет войны (Фолкленды, Доггер-банка, Циндао) и муссировали идею уравнения своих сил с английским флотом. Но для них единственным путем к победе было нанесение англичанам урона, существенно большего, чем понесенные при этом собственные потери. Поэтому фактически единственным шансом германского флота был разгром Гранд Флита по частям, особенно если учесть подавляющее превосходство британцев в линкорах. Вспомним, что в 1915-1916 годах английский флот уже пополнился первыми в мире линкорами с 381-мм орудиями, немецкий же флот ожидал такие корабли не ранее середины 1916 года.

5-я эскадра в море: "Вэлиент", "Малайя" и "Уорспайт" (снимок сделан с "Бархэма")
5-я эскадра в море: "Вэлиент", "Малайя" и "Уорспайт" (снимок сделан с "Бархэма")

Первые три британских сверхдредноута – «Куин Элизабет», «Вэлиант» и «Уорспайт» вступили в строй уже в январе-марте 1915 года, то есть тогда, когда «Байерн» еще только сошел на воду, а «Бадену» до спуска оставалось больше полугода. Весной 1916 года, когда «Байерн» только проходил приемные испытания, все пять британских ЛК с 381-мм орудиями уже были готовы к бою в составе Гранд Флита.

Линкор "Уорспайт" в годы Первой Мировой войны
Линкор "Уорспайт" в годы Первой Мировой войны

Тактика немцев на предстоящую операцию была простой, но логичной и оправданной. Они планировали заманить в ловушку часть английских сил с помощью притворного отступления. Предполагалось, что эскадра линейных крейсеров подойдет к берегам Британии и обстреляет английский порт Сандерленд. На перехват, в свою очередь, выйдут английские линейные крейсера в сопровождении нескольких линкоров (чтобы обеспечить численный перевес). Тогда немцы должны были уходить в нужном направлении, выведя таким образом английскую погоню на весь караулящий в море «Хохзеефлотте».

Но эффекта неожиданности немцам достичь не удалось. Благодаря радиоперехватам и наблюдениям за активностью немцев, англичане поняли, что противник задумал большую операцию, и Гранд Флит приготовился к выходу в море. Немцы же провести подробную разведку не смогли. Они рассчитывали сделать это при помощи дирижаблей, но погода не позволила их эффективно использовать. В результате, уже выйдя в море, германские моряки не знали, что противостоять им будет не отдельный отряд, а все основные силы англичан.

Линкор "Уорспайт", схема внешнего вида, 1915 год
Линкор "Уорспайт", схема внешнего вида, 1915 год

31 мая в 4 часа из Яде к Скагерраку вышел крейсерский отряд адмирала Хиппера в составе 5 линейных крейсеров с легкими крейсерами и миноносцами; через полчаса за крейсерской эскадрой вышел и весь Флот Открытого моря адмирала Шеера. Туда же на перехват пошли англичане под командованием адмиралов Джеллико, Битти и Худа. Численное и техническое превосходство было за англичанами. Они вывели в море 149 кораблей всех типов (по другим источникам – 151) против 99 у немцев. Но главное превосходство – по дредноутам. 28 английским линкорам (в число которых входил и «Уорспайт» под командованием Хэмфри Т. Уолуина) немцы могли противопоставить лишь 16. Тем не менее для немцев это был долгожданный «Der Tag» – «День», когда их относительно молодой флот должен был померяться силами в бою с могуществом Гранд Флита. Британцы также жаждали битвы; один из членов экипажа «Уорспайт» вспоминал: «Мы с нетерпением ждали шанса нанести сокрушительный удар противнику, мы жаждали этого, ведь мы так долго ждали этого дня».

Легкий крейсер "Галатея" (тип "Аретуза"), 1914 год - "зачинщик" боя, )
Легкий крейсер "Галатея" (тип "Аретуза"), 1914 год - "зачинщик" боя, )

Два огромных флота встретились 31 мая у побережья полуострова Ютландия, когда легкие силы, а затем и линейные крейсера противников обнаружили друг друга. На тот момент ни Битти, ни Хиппер не подозревали, что они шли параллельными курсом на расстоянии всего 22 миль. И как это ни странно, но противники могли двигаться так достаточно долго, если бы не вмешался случай. Коммодор Мадлунг (легкий крейсер «Эльбинг»), находившийся на западном крыле завесы Хиппера, отправил 2 эсминца осмотреть нейтральное судно – датский пароход «Фиорд». Вскоре после этого оно было замечено и британской «Галатеей». Один из офицеров «Галатеи» вспоминал: «Крейсер как раз собирался поворачивать, когда на востоке было замечено торговое судно, травившее пар. Коммодор направился туда, чтобы осмотреть его. От борта судна отходил эсминец. Судя по короткой фок-мачте и высокой грот-мачте, это был гунн. Сразу была объявлена боевая тревога. Когда я поднялся по трапу на полубак, то чуть не оглох от выстрела носового 152-мм орудия, а ударная волна едва не сбросила меня за борт». Так прозвучали первые залпы этого грандиозного морского сражения.

Британский флот в готовности
Британский флот в готовности

Линкор «Уорспайт» входил в Пятую эскадру линкоров, более чем на час опоздавшую к началу линейного артиллерийского боя из-за несогласованности действий между командовавшим ей контр-адмиралом Хью Эван-Томасом и Битти (командующим флотом линейных крейсеров). На подходе к месту событий сигнальщик «Уорспайта» Джон Чессман слышал грохот выстрелов, но ничего не мог разглядеть. Позже он писал: «Несмотря на хорошую погоду и яркое солнце, освещавшее морскую гладь, горизонт был скрыт туманом, и нельзя было различить какое-либо движение».

Как известно, после первого часа боя преимущество было на стороне немецких крейсеров Хиппера, но с подходом тяжелых кораблей 5-й эскадры линкоров англичане получили превосходство в огневой мощи, и германская эскадра вынуждена была отвернуть для разрыва дистанции, однако к этому времени англичане успели потерять линейный крейсер «Индефатигебл». Как позже признались моряки Пятой эскадры, сначала они подумали, что это было потоплено вражеское судно, и обрадовались. Они не могли себе представить, что один из кораблей их могучего флота может быть уничтожен так легко.

Линейный крейсер "Индефатигебл", противник "Фон дер Танна" при Ютланде
Линейный крейсер "Индефатигебл", противник "Фон дер Танна" при Ютланде

Появление Пятой эскадры вызвало у немцев смешанные чувства, наряду с ужасом они испытывали восхищение. До этого сражения офицеры бесконечно обсуждали «Уорспайт» и его систершипы, и теперь они воочию увидели эти корабли, которые считали монстрами. Они сравнивали британский флот с многоголовой гидрой – уничтожение «Индефатигебла» привело к появлению на его месте четырех намного более мощных сверхдредноутов. Видимость была плохой. Большая часть экипажа «Уорспайта» попросту выполняла приказы, не видя цели. «Я видел пять столбов дыма в тумане и все, ни матч, ни чего-либо еще», – вспоминал один из моряков.

Немецкий линейный крейсер "Фон дер Танн". потопивший "Индефатигебл"
Немецкий линейный крейсер "Фон дер Танн". потопивший "Индефатигебл"

На подходе был отдан приказ заряжать орудия. «Находясь в огромной металлической коробке, которая была орудийной башней, испытываешь странную смесь клаустрофобии и чувства собственной неуязвимости», – вспоминали артиллеристы. – «Фактически ты отрезан от всего, что происходит снаружи, кроме телефонной связи с командованием. В коллективе была хорошая атмосфера, у каждого было свое дело, мы работали командой».

Первые выстрелы линкор «Уорспайт» произвел с большой дистанции, и, как заметил командир корабля, это были промахи: «Открыт огонь по легким крейсерам, дистанция около 21 000 ярдов (по другим данным – 76 кабельтовых). Можно было разглядеть полет снарядов и то, что другие корабли нашей эскадры тоже ведут огонь, но мы совершенно не видели, что происходит там, куда мы стреляли».

Залп из орудий главного калибра линкора "Уорспайт"
Залп из орудий главного калибра линкора "Уорспайт"

Вскоре были замечены 5 линейных крейсеров противника, огонь был переведен на них. «Уорспайт» успел повредить линейный крейсер неприятеля «Фон дер Танн». «Я четко видел, как один залп попал в противника, после чего он исчез в облаке черного и белого дыма», – говорил Уолуин. Он был заворожен чудовищной красотой войны, восхищаясь даже попытками противника его уничтожить. «Это было прекрасное и ужасное зрелище – видеть постоянные оранжевые вспышки пламени, когда неприятель стрелял по нам».

Под огонь попали и британские линейные крейсера. Пятая эскадра была слишком далеко от них и не смогла отвлечь «Дерфлингер» и «Зейдлиц» от концентрации огня на «Куин Мэри», который доставлял им много проблем. Вскоре «Куин Мэри» взорвался. 17 выживших членов экипажа пытались вскарабкаться на торчащую из воды корму с еще вращавшимися винтами... Наблюдавшие уничтожение корабля с «Уорспайта» опять же предположили, что это было судно противника, однако вместе с постепенно рассеивавшимся огромным облаком дыма рассеивался и миф об абсолютной непобедимости Королевского Флота. Слова Битти, которыми он отреагировал на гибель второго из его линейных крейсеров, вошли в анналы Королевского Флота. Адмирал невозмутимо бросил: «Похоже, что-то неладно с нашими проклятыми кораблями сегодня».

Кормовая башня ГК линейного крейсера "Куин Мери"
Кормовая башня ГК линейного крейсера "Куин Мери"

Вскоре «Уорспайту» и другим кораблям эскадры Эван-Томаса пришлось на себе почувствовать, что такое огонь германских дредноутов 3-й эскадры. Офицер с «Уорспайта» вспоминал позднее: «…Очень быстро по правому борту появился Флот Открытого моря, хорошо видны мачты, трубы, красные огоньки пробегают вдоль всей линии» (по книге З. Флисовского «Ютландская битва»).

Час спустя корабли Пятой эскадры оказалась под перекрестным огнем из-за несогласованности действий командующих. Битти поднял флажный сигнал, приказывающий поворачивать, однако его попросту не заметили, а прожектором приказ продублирован не был, и Эван-Томас решил ждать приказа, ведя свои корабли прямо навстречу главным силам германского флота. В этом бою командир Пятой эскадры линкоров выказал боязнь самостоятельности, превратившись в простой транслятор приказов старшего начальника. Через 6 минут после поворота Битти повторил сигнал, и опять-таки флагами, и лишь через какое-то время его сумели разобрать. Уолуин вспоминал: «Я внезапно увидел, как приближаются наши линейные крейсера. Они двигались в противоположном направлении, и я понял, они повернули назад». И здесь Эван-Томас совершил еще одну ошибку, приказав поворачивать последовательно, а не «все вдруг».

 Линкоры 5-й эскадры в Ютландском бою (вероятно -«Уорспайт» и «Малайя»)
Линкоры 5-й эскадры в Ютландском бою (вероятно -«Уорспайт» и «Малайя»)

Таким маневром Битти надеялся, что 5-я эскадра отвлечет на себя огонь линейных крейсеров Хиппера и облегчит положение его собственных кораблей. Однако промедление Эван-Томаса, который решился поворачивать только спустя почти 20 минут после первоначального приказа, привело к тому, что его 4 линкора попали под огонь линкоров Шеера. Этот поворот следует считать грубой тактической ошибкой, в которой в равной степени виноваты Битти и Эван-Томас.

Но бой, по сути только начинался, и для "Уорспайта" главные испытания были еще впереди.

Окончание следует.....

Источники: Burt R. British Battleships of World War One/R.Burt.- London-Sydney.-1986.-320 p.; Campbell, J. Warship Monographs Queen Elizabeth class/ J.Campbell.- Conway Maritime Press.- 1972.- 54 p.; Queen Elizabeth class battleships/ Alan Raven, John Roberts// Ensign 4. – 1975.- 51 p.; Watton R. The Battlesship Warspite// Anatomy of the Ship/ R.Watton. - US Naval Institute Press, 1986. - 122 p.; Больных, А. Величайшее морское сражение Первой Мировой. Ютландский бой /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2010.- 288 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.- 384 с.; Больных, А. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов/ А.Больных. - М: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 512 с.; Михайлов, А. Линейные корабли типа «Куин Элизабет» / А.А.Михайлов.- СПб: БКМ, 2001.- 96 с.; Михайлов, А. Сверхдредноуты Черчилля. «Куин Элизабет», «Вэлиант» и др. Через две Мировые войны / А.А.Михайлов.- Москва: Яуза: Изд-во «Э», 2015. – 112 с.; Равен, А. Британские линейные корабли типов «Куин Элизабет» и «Ройал Соверен» / А.Равен, Д.Робертс, сборник Н.И.Печукониса, № 1 – СПб, 1994.- 28 с.; Хаазе, Г. На «Дерфлингере» в Ютландском сражении/ Г.Хаазе, Р.Шеер// альманах «Корабли и сражения» - СПб, 1995.- С.38-73. ; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну 1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, но думаю таких не будет.