Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как британская подлодка сфотографировала винты нашего авианосца "Киев"

Правда, у нас он упорно назывался "тяжёлый авианесущий крейсер", это было связано с проблемой прохождения черноморских проливов, нельзя там авианосцам шастать. Разве что в таком виде:

Но Мэтьюса Сматни, автора статьи об этой ранее секретной истории не проведёшь, англичанин знает, что есть что.

Многие помнят рассказы, как наши лодки скрытно проникали в авианосное "стадо" американцев и, сделав своё дело, его покидали. Но были подобные истории и с той стороны. Вот одна из них.

Атомную подводную лодку HMS Swiftsure начали строить в 1967 году, а в строй она вошла в 1973-м

-2

Её эмблема:

-3

Она была головной в серии из шести таких лодок и отличалась от своих сестёр тем, что вместо водомётных движителей, как у них, она приводилась в движение старым добрым гребным винтом. Что не помешало ей скрытно подобраться к нашему "Киеву", произвести запись его звукового портрета и даже сфотографировать его винты и рули.

Ни сам "Киев", ни его охранение обнаружить её не смогли. Такая скрытность достигалась не только отличной тактической подготовкой её командира и выучкой всего экипажа, но и специальными конструктивными решениями.

В принципе, все механизмы, внутри которых происходит движение их деталей, подвержены вибрации. Поэтому на кораблях их устанавливают на специальные резино-металлические амортизаторы. У них двойная задача - препятствовать передаче вибраций корпусу и противостоять ударным нагрузкам, передаваемым от корпуса к приборам и механизмам в результате, скажем взрывов, работы корабельной артиллерии или просто тяжёлых ударов волны. Вот один из наиболее распространённых типов таких амортизаторов, хотя типов этих множество, как и их размеров:

-4

Причём, для уменьшения передачи вибраций, амортизаторы устанавливаются даже во фланцевых соединениях трубопроводов:

-5

Я прекрасно помню, как содрогался крупной дрожью мой ракетный катер при стрельбе артустановок АК-230, а уж более мелкая от работы главных двигателей была неотъемлемой частью жизни на нём. Эта вибрация, которая, хоть и смягчается амортизаторами, но всё равно частично передаётся корпусу, способствует возникновению звуковых волн, далеко распространяющихся в воде. Для подводных лодок это смерти подобно.

Поэтому снижению их шумности уделяется особое внимание. На HMS Swiftsure, как и на предыдущих проектах, была применена технология raft mountings или "установка оборудования на плоту".

Схематически это выглядит так:

-6

Жёлтым обозначен сам "плот", а оранжевым - амортизаторы, с помощью которых он крепится к корпусу. На снимке момент вдвигания этого плота в корпус:

-7

Сейчас такая технология применяется и на наших новейших лодках. Вот как изображают её схему англичане: Another modern Russian design, this time related to the Project 885 YASEN Class SSGN. Note the rubber mounts on the upper image.

-8

А теперь о "Киеве". Он тоже был головным кораблём своего проекта:

-9

Помню я этот, как всегда, исторический съезд, и сколько приходилось на политзанятиях конспектировать его материалы...

"Киев" официально принят в строй 28 декабря 1975 года. Много чего можно про него рассказать, но в данный момент нас интересуют его средства борьбы с подводными лодками, в частности гидроакустика. Ну, мы знаем, что любой нашей технике супостаты дают свои прозвища.

Итак,: гидроакустический комплекс. Он состоял из установленного на корпусе гидролокатора низких частот (НЧ) MG-342 Орион (Horse Jaw - лошадиная челюсть), среднечастотного (MF) гидролокатора MG-335 Платина (Bull Nose - бычий нос) и буксируемого MG-325 Вега (Mare Tail - кобылий хвост). А также эхолот (VDS). Вот на снимках моменты спуска буксируемого "кобыльего хвоста", правда, не с "Киева":

-10
-11

Умиляет толпа шляющихся вокруг, но если приглядеться, то многие в гражданской одежде, похоже, это какие-то заводские испытания.

На снимке "Минск", младший брат "Киева" во время дозаправки в море

-12

Англичане всегда были любители сунуть свой нос в районы учений нашего флота, а тут появился первый советский авианосец, как же упустить такой момент?

Учения «СЕВЕР-77» проходили с 14 по 22 апреля 1977 г. Командным кораблем учений был «Киев», который еще считался новым, введенным в строй всего за два года до этого; экипаж все еще осваивал все сложные бортовые системы.

Мощное внутреннее и внешнее прикрытие авианосца составили большие противолодочные корабли проекта 1134А « Адмирал Нахимов», «Маршал Тимошенко », « Адмирал Исаков » и БПК проекта 61 «Смышленный». Вскоре после обнаружения советских надводных кораблей, участвовавших в учениях, Swiftsure под командованием кэптена Джона Спеллера было приказано записать акустическую сигнатуру Киева и собрать другие разведывательные данные.

Спеллер приказал Swiftsure медленно и осторожно приближаться к Киеву с кормы, прячась в его солидном кильватерном следе и в полной мере используя слепую зону гидроакустических систем авианосца.

Чтобы подобраться так близко к массивному авианосцу противника, требовались стальные нервы, координация и сосредоточенность каждого человека на борту подлодки.

Пост управления рулями этой лодки:

-13

Фаза подхода заняла несколько утомительных часов и должна была быть выполнена безошибочно — обнаружение подводной лодки Королевского флота в такой непосредственной близости от советского крупного корабля наверняка спровоцировало бы крупный инцидент.

Скрываясь в глубине и тщательно корректируя свое положение относительно цели наверху, Swiftsure медленно начал всплытие с поднятым перископом. Наконец можно было увидеть взбалтывающие воду массивные винты авианосца — теперь перископ находился всего в нескольких футах от поверхности океана и всего в 3-4 метрах от корпуса «Киева»

-14

Находиться так близко к движущемуся крупному кораблю водоизмещением около 40 000 тонн подводной лодке водоизмещением 4500 тонн было чрезвычайно опасно. Внезапное изменение курса авианосца могло вызвать столкновение или подвергнуть почти всплывшую подводную лодку воздействию патрулирующих противолодочных вертолетов или самолетов.

Однако Swiftsure остался незамеченным и начал записывать акустические данные. Помимо этой информации, подводная лодка также смогла сделать фотографии формы корпуса, руля направления и гребных винтов « Киева» крупным планом — бесценные данные, позволившие Королевскому флоту и западным экспертам лучше проанализировать характеристики авианосца.

-15
-16

После того, как все важные записи и фотографии были сделаны, Swiftsure начал медленно погружаться обратно в глубины, оставив главный корабль Северного флота и его внушающий страх эскорт в неведении о том, что за ними только что мастерски и тайно шпионили.

Swiftsure вернулся домой на 70-й день своего похода. Командир подводной лодки Джон Спеллер позже получил небольшую модель киевских винтов в память об этой невероятной миссии и ее результатах

-17

Дальнейшая судьба этих кораблей.

HMS Swiftsure , рассчитанный на срок службы корпуса не менее 25 лет, был досрочно выведен из эксплуатации в 1992 году, когда во время ремонта в трубопроводах реактора было обнаружено несколько опасных трещин.

"Киев" прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1980-х годах, но был выведен из эксплуатации в 1993 году, всего через два года после распада Советского Союза. 30 июня 1993 года он был продан Китаю, чтобы стать парком развлечений в Тяньцзине

-18

-19

А ведь эти китайские девицы явно копируют американских "шутеров" :)

-20

Кто это такие - можно узнать в конце указанной ниже статьи, особенно рекомендую посмотреть ролик, ссылка на который в первом комментарии:

Цветовая дифференциация штанов на палубе авианосца

А здесь о наших лодках, подбиравшихся к американским авианосцам:

Как советские подводные "ревущие коровы" пробирались в американское "стадо"

.................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь