Человек должен стать сложнее, чтобы не стать лишним.
На меня большое впечатление произвел доклад «Global Education Futures» о будущем образования и навыках XXI века.
Мы в своей школе каждый день принимая детей на новый курс интеллектуального развития думаем и волнуемся, а правильный ли вектор развития даем ребенку, такие ли навыки ему потребуются во взрослой жизни. Сегодня мы вместе со всем миром переживаем такие перемены, которые полностью меняют мировоззрение людей. Я понимаю свою ответственность за будущее моих сегодняшних и завтрашних учеников и уверена , что могу помочь новым поколениям быть готовыми жить в новом мире.
Изменения на рынке труда, которые ждут сегодняшних младших школьников, будут во многом связаны с роботизацией и автоматизацией на основе искусственного интеллекта. Разные исследования предсказывают, что от 9% до 50% всех рабочих мест могут быть автоматизированы. И важно понимать, что прорывные технологии приведут к тому, что в мире появится прослойка «лишних людей», чьи профессиональные навыки больше не востребованы. Однако уже сегодня на рынке труда растет спрос на то, что автоматизировать невозможно: на универсальные навыки, которые отличают человека от машины. Это, например, спрос на труд, требующий экспертного анализа или сложной коммуникации .
Дополнительные знания должны стать нормой для каждого современного ребенка и его родителей, они являются новой грамотностью, без которой человек выходит в мир неподготовленным. В 2010-м году список таких «новых грамотностей» включал более 50 наименований, среди которых финансовая, медицинская, цифровая, правовая, экологическая и другие «грамотности». Таким образом, чтобы не стать «лишним» в новой реальности и успешно адаптироваться к изменениям человек должен стать «сложнее».
Но как это сделать? Где этому научиться? Если ваша школа не поддерживает эти новации, то решение только в специальных центрах развития детей. Именно потому мы предлагаем всем родителям и детям нашего центра попробовать себя в новых курсах, связанных с эмоциональным интеллектом, с алгоритмами и программированием, с курсом тренировки внимания и нестандартного мышления. Одновременно в тренде остается и ментальная арифметика, которая тренирует не только навыки быстрого устного счета, но и мои любимые «быстродуманье и быстропринятие решений».
Мы понимаем, что вызовы, стоящие перед современным обществом, а значит и образованием, глобальны. Они не решаются усилиями какой-то одной страны, а уж тем более усилиями одного детского центра в маленьком российском городке. Все вместе мы ищем ответы на острые вопросы: какие существуют образовательные системы, какие нужны навыки, как эти навыки развивать и оценивать, кто их должен развивать и какой должна быть роль учителя в новой реальности.
Педагоги, дети, родители, организации неформального образования также имеют свое понимание ситуации, которое необходимо учитывать. Только сообща и с учетом лучшего российского опыта, мировых практик и позиции всех вовлеченных сторон мы сможем создать современную систему подготовки «сложного человека завтрашнего дня».