Найти тему
Anzhelika Savchenko

Алтай. Кучерлинское озеро

Сентябрь 2020 г.
Сентябрь 2020 г.

День 6 должен был быть одним из самых легких: перевал пройден, теперь нам оставалось идти под горку к Кучерлинскому озеру.

Но если бы все в горах было так просто! Уже с самого раннего утра начинал накрапывать дождь. Мы же в тот день проснулись позже обычного, дольше завтракали, не торопясь собирали палатки, и только ближе к обеду мы вышли назад на тропу.

Поначалу дождь совсем не напрягал, наоборот: я шла и наслаждалась им. Мелкими теплыми каплями он падал на мое лицо, растекался по нему, омывал его. Казалось будто чудесный эликсир капал с небес: с каждой его каплей на лице во мне просыпались еще большая радость и детское озорство.

Мы шли час, два, четыре… а дождь все не прекращался. Дорога становилась все тяжелее и тяжелее: снова скользкая грязь, огромные лужи. Постепенно дождь из волшебного эликсира превратился в средство для пыток: он становился все холоднее и холоднее, от него негде было скрыться; дождевики и чехлы для рюкзаков уже потеряли свою непромокаемую способность, мы даже не могли остановиться на обед – везде было сыро, а во время остановок, когда совсем не двигаешься – еще и очень холодно. Нам только и оставалось, что смириться с этим ледяным душем, который уже давно просочился сквозь одежду и омывал не только лицо, но и тело, и просто идти, идти, идти до финальной точки того дня маршрута.

В какой-то момент мы услышали пронзительный и резких грохот. Затем он повторился. Снова и снова. Казалось, что кто-то начал метать заряды в горах. Казалось, что неожиданно началась третья мировая, именно здесь, в центре Евразии, но нас забыли предупредить, и мы оказались в её эпицентре. Но, конечно же, ни о какой войне не могло идти речи. И это был также не шторм с громом и молниями. Это были скатывающиеся в нескольких метрах от нас большие булыжники: камнепад. Вполне себе обычное явление в горах в периоды продолжительных, затяжных дождей, но тем не менее жуткое, пугающее и очень опасное зрелище.

Но что бы ни происходило, нам нужно продолжать свой путь.

И мы шли.

Шли.

И шли.

Только ближе к вечеру, уставшие, обессилившие, промокшие, голодные, продрогшие, но всё равно не унывающие, мы наконец-то нашли кров: просторную беседку, откуда открывался потрясающий вид на Кучерлинское озеро и обрамляющие его горы. Но нам было не до красивых видов: скорее перекусить бутербродами, сделать пару глотков теперь уже теплой воды из термоса, снова надеть рюкзак, и перейдя мост, перекинутый у устья Кучерлы направится прямо на базу и договариваться с её хозяином на ночлег с крышей над головой. В тот день я была готова отдать все деньги, до последнего рубля, до последней копейки, что были у меня с собой, лишь бы оказаться в сухости и тепле.

И я оказалась! Наш инструктор договорился с хозяином базы на двухдневную ночевку на ней, угадайте за сколько? Всего 500 рублей ночь! Моей радости не было предела: приют, в горах, да еще и за такие деньги – вот это везенье! Чтобы понимать насколько нам повезло: база в горах Алтая скорее исключение, подарок, чем закономерность. Именно в горном, приграничном Алтае практически нет никакой инфраструктуры, кругом дикая природа. И найти базу, до которой никаким видом транспорта, кроме как пешком и вертолетом не добраться – это большое счастье. Невероятное везенье! Окрыленная, но дрожащая от холода я залетаю в приготовленный для нас один из домиков и… ударяюсь головой о деревянные планки в потолке. Оказалось, жилье за 500 рублей в горах - это не домик, а баня, даже сарай с печкой. Кругом грязь, мусор, низкие потолки с балками, к которым прибиты гвозди. Остывшая печь, которая не протапливалась несколько месяцев и теперь представлялось сложной задачкой растопить её. Зловония. Грязные, мерзкие матрацы. Неожиданно счастье сменилось отчаянием. Негодуя, я упала на стул, и уже практически была готова разрыдаться, устроить истерику у всех на глазах. Слезы подступали все ближе и ближе, горло стискивал ком страданий, а внутри бурлил такой вихрь негативных эмоций! Еще секунду и меня бы просто порвало. Но так же неожиданно, как на меня нахлынули эти чувства, ко мне пришло и другое осознание: а ведь этого всего могло бы и не быть. Мы могли бы ставить сейчас мокрые палатки под дождем, спать в мокрых спальниках, и неизвестно, что бы было с нами наутро. И честно говоря даже не хочется предполагать: дождь продолжался и всю ночь, а ближе к утру земля покрылась инеем, а верхушки гор – снегом. В тот момент осознания меня накрыло другое очень сильное, полярное чувство – благодарность. И уже с этим прекрасным чувством я разбирала свой рюкзак и развешивала свои вещи и для просушки.

Вообще какой бы дом ни был, он есть дом: даже из сарая можно сделать уютное место и чудесно там отдохнуть. У нас так и получилось: мы немного прибрали мусор и грязь, растопили печку, и тот домик стал ощущаться мною совершенно по-другому.

Помимо домиков для ночлега, хозяин базы нам также любезно предоставил баню (конечно же платно) и небольшую гостиную в этой бане (приятный бесплатный бонус) для ужина. Как обычно, наевшись до упаду каши и напившись на ночь чая за душевными разговорами, мы разошлись по своим домикам.

Спала я в ту ночь тревожно, потому что именно в нашем домике были проблемы с печью: она либо гасла, либо топилась по-чёрному, что весь дом был охвачен дымом и гарью. Во мне сидел небольшой страх угара, но с нашим опытным инструктором не пропадешь: он тоже спал чутко и следил за печью и за безопасностью своих подопечных даже ночью.

Следующим утром я проснулась опухшая. Даже после самых пьяных студенческих вечеринок у меня никогда не было такого отекшего лица, какое было тем утром: видимо, большой объем выпитого чая и тепло натопленный домик сделали свое дело после предыдущего мокрого дня.

По плану мы должны были делать радиальные выходы вокруг Кучерлинского озера, так же, как это было на Аккеме. Но поскольку предыдущий дождливый день очень сильно нас утомил, а озеро вместе с рекой за ту ночь поднялись на целый метр (что очень много! Мост, по которому мы переходили устье реки вечером, был практически затоплен к утру!), делать радиалки было затруднительно и опасно. Поэтому мы остались у озера, наслаждались красотой и дарами природы, свежим горным воздухом и наконец-таки солнцем!

Кучерлинское озеро – непередаваемой красоты место! Это озеро является водоемом ледникового происхождения. Находится на высоте 1790 метров над уровнем моря. Наибольшая глубина озера – 55 метров.

Многие говорят, что пейзаж этого озера напоминает пейзаж знаменитых Канадских скалистых гор. Возможно на картинках и да, но в реальности природу России невозможно перепутать с природой никакой другой страны. Эти кедры, ели, лиственницы, ягоды: брусника, жимолость, костяника; лесные жители, которые дразнят тебя своим присутствием, но которых невозможно поймать таят в себе именно русское очарование.

В отличие от Аккемского озера, в Кучерлинском озере уже обитает живность – хариус и подселенная к нему радужная форель. Однако, испробовать эту рыбу не такое уж и дешевое удовольствие: одна голова хариуса (примерно 150-200г) стоит 250 рублей.

Тот день был очень размеренным. Мы спали столько, сколько могли. Затем фотографировались в летних платьях на склоне озера, делая вид, будто там сейчас не +10, а +30 градусов тепла. Мы гуляли по хвойному лесу. Именно гуляли, а не концентрированно смотрели под ноги, стараясь пройти заданное расстояние за ограниченное время. Мы собирали кедровые шишки, бруснику, грибы, наблюдали за белками, лошадьми. Мы наслаждались красотой природы, теплом, и моментом. Это было прекрасно!

Вечером хозяин базы в очередной раз очень любезно предоставил нам банкетный зал (с кожаными диванами и шестом!!) для нашего большого походного ужина. Это было незабываемо! Банкетный зал находился немного вдалеке от всего туристического комплекса, прямо на берегу у другого (Малого) Кучерлинского озера. Там мы жарили лепешки на сковородке, хариуса на гриле, грибы на огне, пили вкусный походный чай и наблюдали за наступлением ночи: за тем как менялся окрас озера, как робкая Луна все ярче и ярче проявлялась на чернеющем небосводе, затемняя собой Млечный путь. Этот ужин был настолько грандиозен по ощущениям, что его можно было бы сравнить с прощальной вечеринкой, прощальный бал, где природа и человек в кульминации танца отдают друг другу все самое лучшее, сокровенное, максимально сливаясь друг с другом, наполняясь счастьем, но в то же время оставляя нотки грусти.

Интересно, но после этого прощального танца с природой чувство момента стало исчезать. Мы все снова стали думать о том, что происходит во внешнем мире, что мы сделаем в первую очередь, когда вернемся в цивилизацию, насколько вырастет доллар, как пандемия изменила мир за 10 дней нашего отсутствия в нем, что происходит в Беларусии, как дела у Навального и так далее. Вместе с этими мыслями, их направленностью в будущее, во внешний мир, сказка стала исчезать. Мы все понимали, что последние денечки нужно наслаждаться природой и единением, но ожидание скорого окончания похода, сбивало нас с толку, направляло наше внимание на вещи, которые на самом деле не важны.

Но в тот день, в ту грандиозную лунную ночь мы были очень счастливы! Хотелось растянуть тот вечер и запомнить его как можно лучше. Хотелось остаться там еще на пару деньков, впитать в себя все, что мы нашли там. Но нас ждал еще один, завершающий день нашего пешего маршрута. И перед ним нам следовало хорошо выспаться. Что мы и сделали, когда стрелка часов перевалила за полночь и волшебство той ночи стало рассеиваться.