Фильм "В бой идут одни "старики" стал самым главным в жизни Леонида Быкова. Победу маэстро нужно было добывать не только в кино, но и в жизни. Сценарий не пропускали, а сам фильм положили на полку. Но его получилось отстоять. И картина стала одной из лучших и любимых о войне.
Главный фильм жизни Быков начал снимать с конца. Финальную сцену на могиле погибших летчиков нужно было показать чиновникам Госкино. Кинопроба решала судьбу исполнителя одной из ключевых ролей Алексея Смирнова. Его категорически отказывались утверждать. Наверху посчитали, что шут и клоун не должен играть боевого механик. А на самом деле Смирнов являлся кавалером ордена Славы. Режиссер давно дружил с актером и знал, что Смирнов прошел всю войну, сражался на передовой и в тылу врага. Просто никогда не кичился подвигами и боевые награды надевал нечасто. И вот финальная сцена. Механик Макарыч просто сидит на могиле товарищей, звучит песня. Смирнов долго настраивался, много курил, собирался с мыслями. А когда оператор выставил кадр и начал снимать, вдруг заплакал. Быков съемку не остановил. Он понимал: вот оно не сыгранное, не актерское, настоящее. А Смирнов тем временем побледнел, обмяк и начал заваливаться набок.
Пока актер лежал в больнице, Быков ходил по кабинетам и категорически заявлял, что не будет снимать фильм без Смирнова. Макарыча маэстро отвоевал, но проблемы на этом не закончились. Историю о поющей эскадрилье и павших молодых героях Быков писал вместе со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким. В основу легли реальные события, происходившие в 1943 году. Некоторые эпизоды списаны с летчика Виталия Попкова, служившего в эскадрилье Василия Сталина, в ней действительно был свой хор.
А ещё у советских летчиков была традиция не пускать первыми в воздушный бой молодых и неопытных пилотов. Поэтому Быков назвал свой фильм “В бой идут одни"старики”. Хотя самым пожилым из них не было и тридцати. Герои фильма пели, влюблялись и даже ходили на танцы в перерывах между сражениями. “Что это за клоунада?” - строго спросили в Госкино. Так войну показывать нельзя. Для режиссера это стало ударом. Он не один год сидел без работы, поскольку на Киевской студии от него ждали чего-то типа второго Максима Перепелицы. А он считал этот этап давно пройденным. К тому же история про поющую эскадрилью была для Леонида Быкова очень личным. Он сам мечтал о небе с детства. Даже пытался поступить в летное училище, приписав себе пару лет. Но не прошел по росту.
А в 16 увидел на сцене Героя Советского Союза Виталия Попкова. Лётчик-ас был всего на 6 лет старше юноши, но выглядел настоящим покорителем неба. Его знаменитая эскадрилья часто давала концерты на освобожденных территориях.
В в 1944 они выступали в клубе Краматорска, где и пел в хоре будущий режиссер. Быков после войны отыскал Попкова. Долго и подробно расспрашивал о жизни поющей эскадрильи. И в конце концов сценарий, написанный по его воспоминаниям на студии имени Довженко и назвали дешевым фарсом. Но режиссер отступать не привык. К тому же он знал, что это главное дело его жизни. И при любом удобном случае на гастролях или творческих вечерах зачитывал отрывки из "Стариков" перед публикой, среди которых было немало фронтовиков. Добро, под нажимом общественности все же дали. Правда бюджет на фильм выделили минимальный. Чиновники не верили в успех. Но Быков был рад и этому.
И вот новая неразрешимая проблема: где раздобыть военные самолеты? Выяснилось, что через 30 лет после войны не сохранилось ни одного самолета, на которых летали летчики поющей эскадрильи. Режиссер был на грани отчаяния. Без самолетов кино про летчиков не снять. Обзвонил все военные базы страны, но везде получил отказ. Оставался последний шанс, Быков связался напрямую с маршалом авиации трижды героем советского союза Александром Ивановичем Покрышкиным. Покрышкин сначала тоже отнесся к идее Быкова снимать такой фильм с недоверием. Быков не стал убеждать Покрышкина, а просто положил сценарий на стол и вышел. Спустя сутки Покрышкин позвонил и сказал:” Так все и было”. И выделил сразу 5 военных самолетов. Тренировочные Як-18 и чехословацкий z 326, напоминающий немецкий Мессер.
В феврале 1973 года Быков начал пробовать артистов. Свою эскадрилью он собирал в основном из только что оперившихся выпускников театральных училищ. Роль Кузнечика Быков сначала предложил Владимиру Конкину, но тому пришлось отказаться, так как он играл в это время Павку Корчагина. А Кузнечиком в итоге стал начинающий актер Сергей Иванов. Который покорил Быкова сочетанием наивного взгляда и дерзкого характера.
Роль Смуглянки тоже не могла найти своего исполнителя. Утвержденного артиста забрали на другой проект. И в один момент помощник режиссера привез молодых студентов Киевского театрального вуза. Быков, обходя их как раз выбирал того самого Смуглянку. Остановился на 19-летнем пареньке Серёже Подгорный.
Сама песня была услышана Быковым случайно. Ее пели летчики в поезде. Они ехали почтить своих погибших товарищей в Молдавию.
У романтичного героя по прозвищу Ромео тоже был реальный прототип. Узбекский летчик, отважно сражавшийся в небе и погибший в бою. Но и с этим персонажем возникли проблемы парня пришлось буквально выпрашивать узбекского режиссера Равиля Батырова, снимавшего молодого артиста в фильме “Мой добрый человек”. С определенными условия артиста все-таки отпустили в Киев.
Быков не просто собирал интернациональную эскадрилью, он хотел чтобы актеры говорили в фильме на своем родном языке и специально придумывал подходящие сцены. Актрисе Евгении Симоновой на момент съемок едва исполнилось 18. Это был ее дебют в кино и она боялась всего: и рева самолетов, и команды режиссера. Молодая актриса так усердно готовилась каждому эпизоду, что не замечала ничего вокруг, в том числе и пылких взглядов.
Сцену гибели Ромео сняли с первого же дубль. Как и финал фильма, который актер Алексей Смирнов, едва оправившийся от сердечного приступа просто отказался переснимать.
Фильм в бой идут одни старики был снят в рекордно короткие сроки всего за год. 27 декабря 1973 ленту показывали в Госкино Украины. На просмотр пригласили и прославленного советского аса Александра Покрышкина, который помог Быкову с самолетами. История о молодых героях, отдавших жизнь за Родину потрясла его до слёз. Когда фильм закончился, зал аплодировал стоя. Ветераны обнимали Быкова как своего. А в министерстве культуры Украины решили попросту отправить картину на полку. Чиновники по-прежнему считали ее дешевым фарсом.
Но на этот раз режиссер сражался за свою историю не один. Прославленный летчик Виталий Попков узнал в Маэстро самого себя и полетел в Киев. После разъяснений Попкова, чиновник сдался. Картина ”В бой идут одни “старики”” вышел на большой экран. Он собрал за три месяца проката больше сорока четырех миллионов зрителей и стал настоящим событием в истории нашего кино.
А вам нравится фильм?
Пишите в комментариях и ставьте лайки, если статья вам понравилась.