С личностью Максимилиана (или Максимильена, если угодно) Робеспьера знакомы все. Известный революционер не только вошёл в историю как один из самых одиозных мыслителей и политиков своего времени, но даже стал символом целого типа людей согласно псевдонауке соционике. И всё же, кем он был? Кровожадным чудовищем? Борцом за свободу? Или всего лишь идеалистом, не сумевшим совладать с собственными убеждениями? Давайте порассуждаем.
Появившись на свет в небольшом городе Аррасе, Максимилиан наверняка и подумать не мог, что когда-нибудь станет реальным (пусть и неофициальным) лидером всей Франции.
Слабого здоровьем мальчика ждала карьера адвоката. И так, быть может, вся жизнь бы и прошла, если бы не начало революции. Буквально за пару лет меланхоличный и несколько закрытый от окружающих юрист превратился в достаточно харизматичного политического лидера, способного вести за собой людей. Как это произошло? Что перевернулось в его душе? Загадка, которую пытаться разгадать бесполезно.
Скорее всего это попросту было его призванием. Как бы романтично ни прозвучало, часто мы даже и не догадываемся о собственных талантах, пока не откроем их случайно. С Робеспьером вышло примерно так же. Он не был ярким человеком до революции, не стал таковым и после, но открыл в себе дар убеждения совсем иным способом — он не кричал с трибуны, как Дантон, он спокойно полушептал.
И в этом, лично мне, видится особое мастерство. Заставить зал замолчать потому, что твою речь трудно расслышать в шуме — это дорогого стоит. Быть может, какого-нибудь малоизвестного оратора такой приём наоборот бы погубил, но Робеспьер зарекомендовал себя как человека, чьи речи имели глубокий смысл и несли большой посыл.
Раз так, его авторитет был высок? Несомненно. Робеспьер входил в число самых главных ораторов и деятелей комитетов. К его словам относились с большой настороженностью — никогда нельзя было понять, озвучивает он своё мнение или мнение всего комитета общественного спасения. Впрочем, думается, часто эти мнения совпадали.
Однако, когда всё пошло не так? Когда уважение сменилось страхом за свою жизнь?
Как то ни было, Робеспьер постепенно сходил с ума. И проявлялось это не только в тотальном терроре, который унёс жизни тысяч людей, среди которых и бывшие его друзья (трудно представить, что ещё накануне революции этот же человек ратовал за отмену смертной казни). Дантон, например, давно уже превратился в его главного противника, Демулен, бывший ещё коллежский друг, тоже пошёл против него.
Робеспьер без малого решил создать свою религию. "Культ верховного существа" представлял собой апофеоз чудовищных изменений в Робеспьере. Это была попытка сделать религию, отрицающую бога. Да, звучит странно, но это так — верховное существо никак не проявляло себя в повседневной жизни, никак не обозначало своего присутствия, не обличало свои желания в действия. Оно просто когда-то создало этот мир... и всё.
"Но это же обычный деизм!" — воскликнет кто-то и будет прав. Однако Робеспьеру пришло в голову оформить это в полноценную религию республики.
Каков же вердикт непутёвого судилища? Робеспьер персонаж неоднозначный. Мы считаем, что в истории ничего никогда не появится просто так. Вероятно, в то время была жизненно необходима такая фигура, которая решительно доведёт революцию до конца, перевернёт Францию с ног на голову и обратно. И тем не менее, реки крови, пролитые с его молчаливого или тихого согласия, добавляют очень неприятный штрих к его и без того трагичному портрету. Он был абсолютным идеалистом, которого свёл с ума собственный фанатизм.
На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новых публикаций. Увидимся!