Найти в Дзене

Екатерининский дворец. Часть 1

Если бы года 3 назад желающим попасть сюда сказали: «Настанут дни, когда вы сможете зайти без очереди и гулять по дворцу неограниченное время», наверное никто бы не поверил 😅. А сегодня- пожалуйста! Идите!..

Я и пошла. А то ведь придут благословенные времена открытых границ- и всё! снова стоять в очереди по 5 часов.

В стоимость билета (730 р.) входит экскурсия. Через каждые 15 минут. Это неплохо для тех, кто торопится охватить необъятное в режиме «галопом по европам». Если же вам время позволяет- не бегите, рассмотрите всё не спеша.

Встретит вас такая парадная мраморная лестница. Нынешний вид она получила при Александре ll. Монигетти перестроил камероновскую лестницу красного дерева и создал что-то подобное расстреллиевскому стилю (что логично рядом с барочным главным залом).

-2

При Елизавете лестница вообще была в торце здания, там, где сейчас Зубовский флигель. А здесь у неё был Китайский зал с модной коллекцией восточных блюд и ваз. В память об этом некоторые экземпляры поместили на стенах нового интерьера. Кстати, эти вазы успели эвакуировать во время ВОВ, и сегодня мы видим подлинники.

-3

Интересный прибор, похожий издалека на часы, висит на стене в среднем пролёте напротив настоящих часов. Это барометр 18 века.

-4

Мраморные амуры в раковинах указывают на стороны света. Этот просыпается, значит здесь восток. На противоположной площадке- засыпающий запад.

-5

Перед тем, как попасть в главный зал, проходим через две небольшие комнатки. В них показана история создания дворца.

Этот макет- тот самый, который архитектор Квасов представил Елизавете Петровне на просьбу построить большой дворец, сохранив дом её матери как основу.

-6

Если мысленно убрать боковые ризалиты, колонны, балконы и треугольный фронтон- перед нами как раз получится дом Екатерины l.




Так и построили дворец для Елизаветы, изменив только, по проекту Чевакинского, галереи между основным и боковыми зданиями.

А после полной постройки и отделки, дочь Петра Великого решает: всё- не то!

И вот тут-то и появляется на сцене Франческо Бартоломео Растрелли!…. И забабахивает такой дворец, от которого у всех дух перехватило. Он сверкал, он блистал, он завораживал✨. Вот такое хотела Елизавета. Чтобы поразить всех блеском и богатством Российской империи!

Вся отделка деревянная (из податливой липы) с покрытием сусальным золотом.
Вся отделка деревянная (из податливой липы) с покрытием сусальным золотом.

Позолоченные рельефы стен перемежаются окнами. Всё это отражается в зеркалах между ними. А ещё представьте мерцание живого огня 700 свечей… Здесь проходили торжественные приёмы, балы, маскарады.

-9

И акустика! Растрелли продумал даже то, что, сидящую на троне, императрицу было слышно в каждом уголке огромного зала. Специальные полости в рельефах из липы создавали такой эффект. После реставрации акустическое чудо пропало. Но потом вернулось! Само. Оказывается, липе надо было чуть «усохнуть» :)

-10

Обязательно стоит обратить внимание на потолок. Почти 900 кв.м панно с изображением аллегорий-прославлений России. Для его создания специально был приглашён венецианский художник Валериани, мастер перспективной живописи.

-11

Сегодня потолок выглядит достаточно тёмным, но не будем забывать, что ему скоро 300 лет будет. Да, этот плафон почти весь подлинный! Только середина- реконструкция. Но её специально «состарили», чтобы визуально сильно не отличалась. Как же выжили старинные полотна елизаветинского времени, ведь Екатерининский дворец был практически уничтожен во время второй мировой? Оказывается, уничтожен был более поздний потолок. А части этого спокойно лежали в запасниках Михайловского замка, куда Павел l свозил всё понравившееся из матушкиных резиденций после её смерти.

-12

Ощущение, что потолок не плоский, а объёмный. Особенно это кажется в углах. Колонны как-будто уходят вверх, продолжая высоту зала в небо. Правда, изначально, между потолком и стенами ещё был плавный переход в виде лепных падуг (фрагменты можно увидеть в комнате с макетом первого дворца), но их не смогли восстановить. Но даже без них- восторг!

Это центральная часть плафона «Триумф России». Рассмотрим?

В центре, конечно, изображение Елизаветы Петровны как символа России. Аллегории достижений в её царствование. Наверху слева- о развитии музыкального и театрального искусства. Нижний левый угол прославляет расцвет архитектуры, литературы, скульптуры, живописи. Справа- географические открытия (глобус, парус, северный олень). Все достижения «спонсируется» Елизаветой в виде летящих от неё ангелов с рогами изобилия.

Боковые панно- в том же духе. Аллегории победы и мира.

Здесь Бог войны снял доспехи и отдыхает возле колонны славы с орлом наверху- символом победы. Ангелы освобождают от цепей рабов, ломают и жгут копья, рвут пальмовые ветви для восславления победы, несут лавровый венок победителю. А волк с овцой теперь мирно сосуществуют в одной упряжке.

-14

Елизаветинское барокко продолжается в следующих трёх залах. Они как мини-копии Большого тронного. Та же резьба из липы с обилием позолоты, позолоченные скульптуры, живописные 3-Д плафоны, витиеватые подсвечники, зеркала…

-15

Называются эти комнаты «антикамеры», что в переводе с итальянского означает «прихожая», «передняя». Ведь при Елизавете, если помните, лестница была в южной стороне, и, взойдя по ней, гости шли через эти антикамеры в сторону Тронного зала. Здесь же и ожидали приглашения к торжественному входу.

Первая антикамера, самая ближняя к Большому тронному залу, больше всех на него и похожа.
Первая антикамера, самая ближняя к Большому тронному залу, больше всех на него и похожа.

Голландские печи стали популярны ещё при Петре l. Если присмотреться- все плиточки разные. Расписанные вручную, даже один и тот же рисунок получался по-особенному.
Голландские печи стали популярны ещё при Петре l. Если присмотреться- все плиточки разные. Расписанные вручную, даже один и тот же рисунок получался по-особенному.
На потолке- торжество любви. Свадьба Диониса (Бога виноделия) и Ариадны (той, которая спасла своей нитью Тесея из лабиринта, а он её бросил, но тут подвернулся весёлый Дионис 🥂😁).
На потолке- торжество любви. Свадьба Диониса (Бога виноделия) и Ариадны (той, которая спасла своей нитью Тесея из лабиринта, а он её бросил, но тут подвернулся весёлый Дионис 🥂😁).

Вторая антикамера похожа на первую. Но здесь уже можно увидеть тактичный намёк на переход от елизаветинского барокко к античному стилю архитектуры времён Екатерины второй- на одной из стен печи заменены строгими каминами и декор над ними уже не пышный растреллиевский.

-19

В третьей антикамере ещё добавлены элементы для плавного ухода от барокко- в интерьере появились колонны, камины полностью вытеснили печи, а каминные экраны строгие, без барочных выкрутасов.

-20

Всё, переход закончен. Следующий зал- Арабесковый. Творение Камерона, любимого зодчего Екатерины. Он-то и переделал оставшиеся две антикамеры (всего их было пять) в Арабесковый и Лионский залы. Дальше- личные комнаты Екатерины в Зубовском флигеле, который построил Фельтен вместо парадной елизаветинской лестницы. Это здание очень пострадало во время войны. Сейчас идёт реконструкция внутренних покоев. Возможно , скоро мы сможем увидеть интерьеры Екатерины ll. А пока полюбуемся уже открытым Арабесковым залом.

-21

Вторая половина 18-го века была охвачена модой на всё античное. В это время в Италии нашли погребённые Помпеи, что сыграло роль в новых архитектурных традициях. В Арабесковом зале мы видим прямоугольные настенные панно с орнаментами (неповторяющимися), названные арабесками. Подобные арабески были найдены в домах помпейцев. Античную тему продолжают барельефы и медальоны под потолком и сам потолок с геометрическим рисунком. Живописные вставки символизируют человеческие добродетели.

-22

На полу лежит огромный ковёр, символизирующий победу над османами (обязательная тема после русских побед).

На ковре изображён орёл, мечущий стрелы в турецкие трофеи, знамёна.
На ковре изображён орёл, мечущий стрелы в турецкие трофеи, знамёна.

Вот, всё-таки, молодец Камерон. Уважительно отнёсся к предыдущему архитектору. Даже в этом зале, созданном в помпеянском стиле, он немного оставляет напоминания о барокко- много зеркал, подсвечников, кое-где позолоченная лепнина.

А мы идём в обратном направлении по пройденным залам, только теперь вдоль западной стены дворца. Отсюда открывается вид на знаменитую «Золотую анфиладу» Растрелли.

-24

Екатерина вторая использовала антикамеры как:

• бильярдную,

•игровую комнату для внуков,

• театр.

Пройдя снова по Большому тронному залу, мы попадаем в Кавалерскую столовую. Здесь представлены сервизы, с изображением орденских лент. Например, на длинном столе посвящение самому первому российскому ордену, учреждённому Петром l- Андрея Первозванного. Выдавался он как высшая награда за государственные заслуги. После революции орден был упразднён, но в 90-е снова восстановлен. Первым его кавалером в наше время стал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

-25

Ложные окна-зеркала зрительно увеличивают пространство не очень большой столовой. Кстати, за стеной находится помещение, с которого мы начали осмотр- комната с макетом. Раньше там была буфетная, соединявшаяся с Кавалерской столовой.

-26

Орден Святого Владимира был придуман Екатериной ll. Выдавался он за особые отличия и за выслугу лет. Сейчас упразднён.

-27

-28

Георгиевский орден. Самый известный, наверное. Учреждён тоже Екатериной. Как высшая военная награда. Выдавался, как говорится, за пролитую кровь. Так же был упразднён в 1917-м. А в 2000 году его восстановили в качестве военной награды.

-29

-30
-31

На потолке- изображение Гелиоса (Бога солнца), мчащегося на колеснице по небу.Впереди, всегда сопровождающая его, богиня утренней зари Эос, посыпает путь цветами.

-32

Мы снова оказываемся на красивой беломраморной лестнице. Впереди- вторая половина дворца со знаменитой Янтарной комнатой. Но в одну статью всё поместить нереально, поэтому будет вторая часть. 🤗