Найти тему

Екатерининский дворец в Царском Селе. Часть 3. Придворная церковь и комнаты Павла Петровича

Уверена, что все, кто приезжали в Пушкин, обращали внимание на золотые купола в северном флигеле Екатерининского дворца. Да, прямо внутри находится церковь, построенная Чевакинским и Растрелли при Елизавете Петровне в середине 18-го века.

Справа- крытый переход, соединяющий церковь и Лицей.
Справа- крытый переход, соединяющий церковь и Лицей.

В 19-м веке она два раза горела и восстанавливалась. А во время ВОВ была настолько повреждена, что полное восстановление не представлялось возможным…

-2

После войны в помещении церкви хранились музейные экспонаты, а в церковном флигеле (бывших комнатах дочерей Павла) устраивались временные выставки. После реставрации некоторых залов Екатерининского дворца в конце 50-х годов, начал работать интерьерный музей, как и в довоенное время. Обзор храма со второго яруса входил в экскурсионный маршрут.

Но полностью возродить обстановку царских времён смогли только четыре года назад (в апреле 2019).

-3

Насыщенный синий цвет стен с красивым названием «берлинская лазурь» повторяет тот первый, елизаветинский. Реставраторы определили его, сняв последовательно несколько слоёв краски на уцелевшем фрагменте и их образцы оставлены на одной из стен наверху (справа от алтаря).

-4

После долгих раздумий- оставить пустыми места утраченной декоративной отделки или нарушить условия Венецианской хартии (под которой наша страна подписалась в угоду европейским стандартам реставраций), было принято решение наплевать на хартии восстановить произведения искусства. Причём, сначала оформили только иконостас. Боковые стены получили свои «наряды» совсем недавно. В 2020-м они точно стояли ещё без живописи.

-5

-6
-7

Из 114 живописных икон и картин на библейские темы до наших дней дошли всего 4. Две из них- изображения архангелов Михаила и Гавриила на боковых (дьяконских) вратах иконостаса. Каким-то чудом эти врата уцелели и нашлись после войны в Екатерининском парке.

-8

Третий сохранившийся образ (по необъяснимой причине, единственный из всех эвакуированный)- «Иоанн Дамаскин», написанный русским крепостным художником Иваном Аргуновым в 1749 году.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Долго я искала взглядом, где он сейчас… И не нашла! А потому, что находится с обратной стороны иконостаса, внутри алтаря, на своём историческом месте, куда нам нет доступа 😅.

Про четвёртую, дошедшую до нас, картину расскажу позже, когда поднимусь на хоры.

Остальные изображения написаны заново, ориентируясь на довоенные чёрно-белые фотографии и живопись Эдварда Гау.

-10

Многие библейские сюжеты узнаваемы. Вот этот, например, о том, как Иисус изгонял торговцев из храма.

-11

А здесь изображение всем известной поговорки о сучке в чужом глазу и бревне в своём. Тоже, кстати, источник из библии.

-12

Хочу ещё обратить внимание на странную частичную позолоту в отреставрированном декоре церкви. Хотя, думаю, и так все заметили.

Дело в том, что это сделано специально для наглядности утраченных элементов. То есть, их восстановили, но не стали золотить. Позолота оставлена только историческая. Сам декор изначально был вырезан из податливой липы. После второго пожара в 1863 году применили новые технологии в воссоздании. Часть убранства сделали из папье-маше и мастики. Наши современные реставраторы с точностью всё повторили. Сегодня можно увидеть три вида оформления. Но, если честно, различить трудно.

Вот это, вроде, похоже на папье-маше.
Вот это, вроде, похоже на папье-маше.
Здесь видна резьба по дереву.
Здесь видна резьба по дереву.

Поднимаемся на следующий этаж- хоры.

-15

Обычно, на хорах стоят певчие. В этом храме здесь стояли члены императорской семьи, иногда с гостями. При Александре l, в 1811 году открылся Лицей для воспитания особо лояльных грамотных молодых людей из известных семей (знал бы он тогда, какая «благодарность» будет от некоторых из них через 14 лет…). Отличавшихся лицеистов приглашали сюда на воскресные службы.

Эта дверь ведёт в переход из церкви в Лицей.

-16

Забавное изображение Александра Невского в рыцарских латах и горностаевой мантии. До введения Петром l моды на всё европейское, этого князя изображали на иконах иноком уже в возрасте, когда он принял постриг. Но в 18 веке канонические образа были не «в тренде».

-17

Отсюда открывается великолепный вид на всю церковь.

-18

-19

У плафона «Воскресение Христа», созданного Валериани (итальянский живописец нам уже знаком по плафону в Большом зале дворца), история тоже сложная. После пожаров в 19-м веке его переписывали. Во время войны он был уничтожен. В наше время сначала хотели на белом потолке проецировать изображение. Но недавно, всё же, потолок расписали.

Изображение воспаряющего Христа напоминает о полном названии дворцовой церкви: Храм Воскресения Христова.
Изображение воспаряющего Христа напоминает о полном названии дворцовой церкви: Храм Воскресения Христова.

А мы сейчас находимся на максимально близком расстоянии к четвёртой, дошедшей до нашего времени, картине 18-го века.

-21

«Исцеление расслабленного» была написана иконописцем из уездного городка Торопец, Дерябиным Гавриилом в 1753 году.

Здесь сюжет из Евангелия, в котором Христос излечивает парализованного.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Из-за того, что попавшим снарядом картину разворотило, её фрагменты остались на своём месте.

-23

На этой (южной) стене окна когда-то были настоящими. За ними находился Висячий сад Елизаветы Петровны. Позже сад перестроили в помещения, в которых Чарльз Камерон создал интерьеры для сына Екатерины ll, Павла Петровича. И мы идём туда!..

Сразу за хорами встречает небольшая уютная гостиная с названием Предхорная.

-24

Её стены обиты воссозданным шёлком, в точности повторяющим изготовленный в 19-м веке на фабрике братьев Сапожниковых по подобию французского. А вот мебель обита оригинальным- сапожниковским! Много наткали, с запасом :)

-25

-26

Глядя на причудливые изгибы мебели, как-то с трудом верится, что создатель Предхорной- Камерон. Оказывается, сюда поместили растреллиевскую мебель. Опять же, переход от барочной церкви к залам в стиле раннего классицизма сделан тактично постепенно.

-27

А вот в следующей, Китайской голубой гостиной- точно над всем потрудился Камерон.

-28

Строгие пропорции мебели, ножки у столов и стульев, хоть и декорированные, но прямые, однотонная обивка. Античные мотивы органично переплетаются с китайскими. На полу наборный паркет из разных пород дерева напоминает раскрытый китайский зонтик.

-29

А на потолке- тоже круг, но уже с изображениями в итальянском духе.

-30

Каминные принадлежности и решётка были спасены в эвакуации. Сам беломраморный камин очень пострадал, но его отреставрировали, и за зеркальной рамой над ним обнаружили уцелевший кусочек подлинных обоев.

-31

Благодаря этому маленькому фрагменту, а также чёрно-белым довоенным фотографиям, появилась возможность воссоздать шёлковые обои с росписью в китайской технике.

Посередине стены висит изображение обнаженной юной Елизаветы Петровны в виде богини Флоры, написанного портретистом Георгом Гроотом (старшим братом анималиста Иоганна Гроота). В общем-то, не сказать, что не в тему, ведь в китайских пейзажах- обилие флоры.

-32

Кроме пейзажей, интересно порассматривать разные сценки из китайской жизни, в основном, связанные с охотой и рыбалкой.

-33

Белоснежный с различными росписями, тончайший, почти прозрачный фарфор из Китая был очень популярен в 18-м веке среди монархов разных стран. Из-за своей эксклюзивности стоил он дороже золота. Иметь «китайский кабинет» с фарфоровыми изделиями считалось престижно.

-34

Оглянувшись, видно, что анфилада павловских гостиных выходит прямо к хорам церкви.

Отсюда хорошо видна связь потолочного и напольного кругов.
Отсюда хорошо видна связь потолочного и напольного кругов.

А перед нами- Голубая парадная гостиная. Кто любит весёленькую расцветочку- непременно нужно её посетить 😁.

-36

За ней- залы, входящие в осмотр дворца по основному маршруту (о которых я писала в предыдущих статьях). Конкретно, за дверьми- Официантская и Зелёная столовая, относящиеся к покоям Павла, но отрезанные пока другим маршрутом. Вот- напомню, где мы стояли в предыдущий раз:

-37

На схеме синими границами обозначены залы, входящие в экспозицию, по которой мы ходим сейчас.

-38

Ну ладно, вспомнили и возвращаемся в Парадную гостиную Павла Петровича и его второй супруги, Марии Фёдоровны (была ещё первая жена, но она прожила здесь недолго).

Этот зал стоит рассмотреть внимательно. Здесь много деталей, которые не сразу замечаются.

-39

Каких только пород древесины нет в этом наборном паркете! Кажущийся простым, орнамент выполнен (кроме привычных берёзы и дуба) из экзотических палисандра, пальмы, красного и чёрного деревьев, привозимых из Африки…

-40
-41

У Камерона был принцип- повторять в своих интерьерах геометрический рисунок пола на потолочном плафоне.

Грифонов (символ власти и силы) в этом зале можно встретить не только на потолке. Оставлю загадку- найти их, когда посетите этот зал 😉.
Грифонов (символ власти и силы) в этом зале можно встретить не только на потолке. Оставлю загадку- найти их, когда посетите этот зал 😉.

Все живописные вставки плафона- разные. А то, что кажется лепниной- техника «гризайль» (3Д по-нашему).

-43

Кресла, созданные по чертежам Камерона в мастерской Шарлеманя в Санкт-Петербурге, частично были сохранены в эвакуации, какие-то вернулись из бывшего немецкого Кёнигсберга, куда их успели утащить немцы. Шёлк для обивки стен и мебели воссоздан в советское время на московской фабрике «Красная Роза» (название в честь Розы Люксембург, а не цветка 🥀).

Торшеры из синего стекла сделаны в конце 18-го века на Петербургском стеклянном заводе специально для этой гостиной.

Справа- портрет Марии Фёдоровны, жены Павла, матери будущих императоров Александра l и Николая l.
Справа- портрет Марии Фёдоровны, жены Павла, матери будущих императоров Александра l и Николая l.

Интересно выглядят столы-консоли. Подстолья выполнены в виде больших ваз-чаш, расписанных под лазурит и украшенных позолоченным декором.

-45

Беломраморные камины, стоящие напротив друг друга кажутся одинаковыми. Но это не так. Смотрите- барельефы и кариатиды по бокам отличаются.

Подсказка к поиску грифонов- они где-то здесь…
Подсказка к поиску грифонов- они где-то здесь…

По периметру всего зала, на фризе (под потолком), множество овальных медальонов с индивидуальной живописью. Из 80 только 16 сохранились, остальные воссозданы.

-47

К дверям тоже стоит присмотреться- ни одна роспись створок не повторяется, хотя при беглом взгляде орнамент кажется одинаковым.

-48

А мы идём в покои, выходящие окнами на Екатерининский парк.

Первая маленькая комната- Скульптурный кабинет. Мария Фёдоровна была мастерицей по прикладному искусству- резьба по камню и стеклу, вытачивание фигурок из кости и янтаря, лепка, живопись… Здесь она занималась любимыми делами.

Расцветкой и ажурной белоснежной лепниной эта комнатка немного напоминает Зелёную столовую.

-49
-50

Двери оформлены с двух сторон по-разному. С одной стороны- лепной декор, с другой- «помпеянские фрески».

-51

Красивое бюро в форме античного храма прекрасно вписалось в обстановку. Кто и когда его сделал- я не нашла информации, но сколько в нём деталей, притягивающих взгляд, даже на ножках вырезаны разные мелкие картинки. Говорят, при реставрации, была обнаружена потайная кнопка, после нажатия которой открывались все ящички. (Мысленно я пожелала музею найти сотрудника, который бы сделал на их сайте подробное описание каждого(!) представленного экспоната и вовремя корректировал бы обзор экспозиций вслед за «переездом» экспонатов в другие залы 😉)

-52

Потолочная скромная роспись и люстра из позолоченной бронзы и гранённого хрусталя добавляют кабинету очарования.

-53

Рядом- Живописный кабинет. Тоже совсем маленький. Расцветка стен и мебели, живописные медальоны и панно над дверьми делают эту комнату уютной ☀️.

-54
-55

На стенах висят картины времён Екатерины ll.

-56

После Марии Фёдоровны её покои занимала невестка, Елизавета Алексеевна. Кресла из волнистого клёна появились уже при ней.

-57

Рядом расположена Опочивальня, в которую я давно хотела попасть.

Один из красивых интерьеров Камерона. Сдержанный и одновременно нарядный. На нежно-зелёных стенах бело-голубые лепные медальоны, как и скульптура в Зелёной столовой, выполнены скульптором Мартосом в античном стиле. Арабесковые росписи дверей опять уносят нас в древнеиталийскую сказку. Кстати, некоторые двери- фальшивые.

-58

Необычность интерьеру, безусловно, придают тонкие фаянсовые колонны, окружающие бывшую спальную часть. Кровать в этом месте уже давно заменена канапе и столом с креслами, но название Опочивальня сохраняет память о ней.

-59

Резная рама зеркала повторяет рельеф колон.

-60

-61

Жаль только, что некоторые предметы не рассмотреть поближе. Например, вон тот маленький туалетный столик наборного дерева, созданный русскими мастерами в 18-м веке. Ничем не хуже французских. Но в этом пока сложно убедиться лично.

-62

Вот картинка из интернета:

-63

А эта красивая предкаминная решётка сделана тульскими умельцами для Екатерины ll.

Розетка над камином 😮😂. Интересно, что помешало сделать её на уровне пола?
Розетка над камином 😮😂. Интересно, что помешало сделать её на уровне пола?
-65

Соседняя Камер-юнгферская комната предназначалась для горничных. Она, конечно, поскромнее царских покоев, но тоже имеет золочёную отделку, росписи на дверях, старинные картины и белоснежную фаянсовую печь, украшенную барельефом и вазой.

-66
-67

После пожара в 1820 году, дворец был восстановлен в прежнем виде архитектором Стасовым. Печь с изображением античной жрицы возле огня- его творение.

-68

Отсюда мы попадаем в уборную Марии Фёдоровны, одна из дверей которой соединяет её с Опочивальней. Эта комната наполнена старинными вещами: мебель, картины 18-го века, одежда…

-69
-70
-71
-72

Завершает обзор апартаментов Павла Малая проходная. Украшает её, нарядно декорированный, книжный шкаф французского мастера Кригера работы начала 20 в. и картина неизвестного художника 18 в.

-73

Здесь я прощаюсь со всеми, кто дошёл со мной до конца маршрута. Буду рада, если у кого-то будут дополнения к информации об экспонатах и истории этой части Екатерининского дворца. 🤗

Чуть не забыла! Полный билет на март 2023 г. стоит 350р. Сюда входит аудиогид (под залог паспорта или 1000р.).