Продолжаю прогулку по дворцу, о котором наверняка все слышали.
В Петербурге нет недостатка в интересных и красивых дворцах. Но именно Царскосельский Екатерининский будоражит особенно. Конечно, в этом «виновата» Янтарная комната. Со своей таинственной историей исчезновения и потрясающей реконструкцией. Но об этом- чуть позже…
Пройдя (в первой части) половину дворца, и минуя беломраморную лестницу, оказываемся в ещё одной столовой.
Оформил её Растрелли. Здесь проходили застолья Елизаветы Петровны в кругу приближённых.
О том, что столовая имеет статус парадной, уже догадываешься, только взглянув на скатерть. Оборки, складки, гирлянды цветов из тончайшего шёлка… Искусственные цветы были в почёте так же, как и бутофорские фрукты. Их могли перемешивать с настоящими и подавать в красивой композиции, а потом веселиться, когда кто-нибудь пытался, например, оторвать виноградинку 😁.
На заднем плане, в шкафу-витрине русский фарфор 18-го века. В те времена европейские государства соревновались, кто сможет переплюнуть прославленных китайских умельцев, которые с древности хранили свои секреты производства. Наши мастера тоже смогли создать вполне достойные изделия.
Необычные картины Иоганна Гроота немного вводят в ступор. Но раньше тема охоты и трофеев в виде убитых животных была норм. Елизавета любила охоту, сама стреляла, и как-то даже убила медведя, очень удивив иностранных гостей 💪.
На консольных столиках между окон стоят красивые вазы. Это ароматницы-курильницы в стиле бульденеж (в переводе с французского- «снежные комочки», так назывался сорт калины, на соцветия которой похожи эти фарфоровые цветы).
Каждый цветочек вручную вылепливался отдельно, затем прикреплялся к вазе, покрывался глазурью, таким образом множество цветочков облепляли вазу. Внутрь закладывали всякие благовония, их поджигали, чтобы через отверстия выходил дым. Помещение наполнялось ароматом.
После трапезы, проходили в гостиные сыграть в настольные игры, помузицировать, просто пообщаться за чашечкой кофе или горячего шоколада.
В этой гостиной обращают на себя внимание эксклюзивные пилястры.
В те времена цветное стекло было оочень дорогим удовольствием, и Растрелли придумал его имитацию- цветную фольгу под обычным стеклом.
А как вам шахматы из слоновой кости в виде двух древнекитайских династий? На моём фото не видно всей тонкости работы, но она прекрасна! Сама доска инкрустирована перламутровыми вставками. «Сделано в Китае» в 18-м веке имело совсем другой смысл 😉.
Чтобы лучше понять, чем я так восхищаюсь, приведу несколько фото из интернета.
Ну, а кто интересуется модой голландцев 18-го века, обратите внимание на печь. Там целый фэшн.
Следующая гостиная отличается преобладанием зелёного цвета.
Мебель в этой комнате- подлинная, созданная самим Растрелли. Вообще, при создании интерьеров, у дворцовых архитекторов принято было придумывать самим абсолютно всё, вплоть до дверных ручек.
Чернокожие слуги были популярной частью окружения русских монархов. Мода на «арапов» (так тогда называли всех южных людей с тёмной кожей) пошла ещё от Петра l. Эта экзотическая традиция продолжалась до самой революции.
А мы заходим в Портретный зал, за которым «святая святых» этого дворца.
Когда на престол взошла Екатерина ll, она обнаружила, что в Царскосельском дворце нет парадных изображений её предшественницы. И создала этот зал портретов женщин, сыгравших свои важные роли в жизни Российского государства.
Один из двух больших парадных портретов- Екатерины l, супруги Петра l. Её история словно из сказки про Золушку. Ничем особым не обладая, она смогла стать важнейшим человеком для императора, и даже правящей императрицей.
Свой небольшой портрет Екатерина ll скромно тоже разместила здесь.
🥁🥁🥁
Заходим!..
Вот она, Янтарная комната. У меня было ощущение, что я попала в банку с абрикосовым вареньем 😋.
Сколько янтаря!!! Каких только оттенков нет: от светло-жёлтого до коричневого. Представляете, сколько сил потрачено на анализ цвета (имея только довоенные черно-белые фото и живопись), чтобы воссоздать точную копию шедевра! Оригинал комнаты так и не нашли. Её следы периодически всплывали в разных местах. Много людей пытались свести факты и доказать очередную версию её нахождения. Но упирались в засекреченность. В конце концов, официально признали версию, что комната сгорела во время бомбёжки в немецком Кёнигсберге (теперь это российский Калининград).
Несколько лет назад по 1 каналу показали очень интересный документальный фильм о расследовании следов Янтарной комнаты. После его просмотра официальная версия кажется неправдоподобной. (Называется «Тайна Янтарной комнаты».)
Когда Пётр l выпросил в подарок у немецкого короля Янтарный кабинет, в России не нашлось мастеров по его монтажу, да плюс время было военное, не до того. Так и пролежали панно в ящиках, пока про них не вспомнила, ставшая императрицей, его дочь. Именно благодаря её повелению, Растрелли создал из небольших панно шикарный стометровый зал, заполнив лишнее пространство зеркалами, лепниной, живописью, имитирующей янтарные стены.
Эти барочные часы-подсвечник в форме дерева были эвакуированы в отличии от самой комнаты. Ещё одна загадка: в списках ценностей, подлежащих спасению во время ВОВ, янтарные панели не числились. В результате, покидая дворец, сотрудницы их просто замаскировали.
Все рамы разные. Сделаны из янтаря высшего качества (сложно представить- возрастом несколько миллионов лет). В реконструкции так же использовали дорогой янтарь высшего качества. Финансово помогали… немцы. Конец 90-х, начало 2000-х были коротким периодом всеобщей дружбы.
Картины внутри рам- не живопись, как может показаться. Это флорентийские мозаики из разноцветных камней.
Они показывают аллегории чувств.
Присмотревшись внимательно к раме, кроме вырезанных барельефных картиночек, заметите силуэты внутри прозрачных янтарей. Техника их создания такая: под крупный прозрачный янтарь подкладывалась золочённая фольга с рисунком, на самом янтаре с внутренней стороны тоже что-нибудь выцарапывалось, и получалась такая мини-картинка, на которую и не обратишь внимание, если не знать.
С этой мозаикой связана загадочная история. Она всплыла в Германии на чёрном рынке. Якобы дед её владельца был солдатом рейха и в какой-то момент она попала к нему в руки.⬇️
Янтарный вензель прусского короля.
В узком пространстве между окон и дверьми тоже есть картиночки в янтарях.
Да, великую работу проделали реставраторы. Восстановить с точностью до миллиметра это произведение искусства кажется нереальным делом, но они смогли! 👏
А я, зарядившись солнечной энергией янтаря, веду себя и вас дальше.
В картинном зале шпалерная развеска живописи воспринимается двояко. Понимая историческую ценность 300-летних картин и рассматривая их по-отдельности, вроде интересно. Но, как только смотришь на весь этот ковёр целиком- недоумение, что за винегрет? Систематизация только в симметрии. А так, тут вам и пейзажи, и баталии, и портреты, и мифические сюжеты…
Ни одной повторяющейся плиточки!
Потолок- копия плафона с Иорданской лестницы Зимнего дворца. Боги Олимпа.
Если честно, здесь барокко мне уже начало поднадоедать. Позолота и финтифлюшки хороши, но не в таком количестве. В этом зале (это Белая Малая столовая), интересна живопись на стенах: справа картины с пейзажами времён Елизаветы, а слева- Екатерины второй.
Тут же представлено бюро-секретер русского мастера Никифора Васильева, который взял, да и соединил барокко и классицизм в одном изделии.
В технике маркетри на торцах изображены Царскосельские павильоны, а в горизонтальной середине- Московский Кремль.
О том, что мы в Китайской гостиной Александра l, говорят нам эти стены. Несколько лет назад восстановили их исторический вид- на шёлковой обивке акварельные росписи в китайской манере. На столиках и комодах- китайский, японский и немецкий фарфор.
Ну вот, закончилась золотая анфилада Растрелли. Перед нами- творения Камерона. Здесь начинаются комнаты для сына Екатерины второй, Павла Петровича. То есть, Екатерина, оставив середину дворца (не считая лестницу) в елизаветинском стиле, переделала только концы дворца. С одного- вместо парадной лестницы Зубовский флигель со своими покоями, с другого- вместо елизаветинских висячих садов комнаты для Павла.
Как-будто мы попали на античную виллу.
Белая скульптура в тогах, лепнина с растительным орнаментом, медальоны, барельефы. Всё такое воздушное.
Рядом со столовой- Официантская. Ею сейчас заканчивается осмотр павловской половины. Остальные залы (в этом же стиле) возможно посетить, зайдя через Дворцовую церковь по отдельному билету. Про них позже тоже расскажу.
Разворачиваемся в обратный путь. Проходить он будет по бывшим покоям Александра l, сына Павла. Только интерьеры здесь пока не восстановили. Зато предметы подлинные. Вообще, для любимого внука Екатерина позже построила отдельный дворец рядом с этим- Александровский (для Павла- Павловский).
Вот так выглядела Опочивальня Александра. В елизаветинском барочном алькове его спартанская кровать смотрится очень даже роскошно. Вот, что значит окружение.
Так спальня выглядит сейчас.
Следующие залы- просто выставочные. Кто интересуется историей в подробностях- подзависнут здесь, так как много информации на стендах и демонстрируются фильмы.
Такие телевизоры и инфостенды в каждом зале.
Александр lll, сын Александра ll. Предпоследний император.
Александр ll, сын Николая l. Много сделал для государства полезного, но всё равно многие были недовольны им..
Николай l, брат Александра l. Стал императором потому что у Александра не было наследников, а следующий старший брат отказался от престола.
Сыновья Николая l воспитывались в подготовке к военному делу. Для этого у них с раннего детства было всё для военных игр, даже отдельная крепость (до неё мы тоже как-нибудь дойдём).
Александр l, первый внук Екатерины ll.
В витрине настоящее платье Екатерины Великой.
А это платье и мантия Елизаветы Петровны. Только не настоящие, а из бумаги 👀. Точная имитация её коронационного наряда.
Елизавета была великой модницей. Не было платья, которое бы она надела 2 раза. Только почему-то из такого огромного ассортимента, ничего не сохранилось до наших дней. Жаль, конечно. Но главное, что до нас дошли другие свидетели её эпохи, традиций и быта того времени, несмотря на пожары и войны. И с одним из этих свидетелей мы только что познакомились. 🤗