Найти в Дзене

Екатерининский дворец. Часть 2 (с Янтарной комнатой)

Продолжаю прогулку по дворцу, о котором наверняка все слышали.

В Петербурге нет недостатка в интересных и красивых дворцах. Но именно Царскосельский Екатерининский будоражит особенно. Конечно, в этом «виновата» Янтарная комната. Со своей таинственной историей исчезновения и потрясающей реконструкцией. Но об этом- чуть позже…

Пройдя (в первой части) половину дворца, и минуя беломраморную лестницу, оказываемся в ещё одной столовой.

Оформил её Растрелли. Здесь проходили застолья Елизаветы Петровны в кругу приближённых.

Белая парадная столовая.
Белая парадная столовая.

О том, что столовая имеет статус парадной, уже догадываешься, только взглянув на скатерть. Оборки, складки, гирлянды цветов из тончайшего шёлка… Искусственные цветы были в почёте так же, как и бутофорские фрукты. Их могли перемешивать с настоящими и подавать в красивой композиции, а потом веселиться, когда кто-нибудь пытался, например, оторвать виноградинку 😁.

На столе- подлинный мейсенский фарфоровый сервиз 18-го века.
На столе- подлинный мейсенский фарфоровый сервиз 18-го века.

На заднем плане, в шкафу-витрине русский фарфор 18-го века. В те времена европейские государства соревновались, кто сможет переплюнуть прославленных китайских умельцев, которые с древности хранили свои секреты производства. Наши мастера тоже смогли создать вполне достойные изделия.

-3

Необычные картины Иоганна Гроота немного вводят в ступор. Но раньше тема охоты и трофеев в виде убитых животных была норм. Елизавета любила охоту, сама стреляла, и как-то даже убила медведя, очень удивив иностранных гостей 💪.

-4

На консольных столиках между окон стоят красивые вазы. Это ароматницы-курильницы в стиле бульденеж (в переводе с французского- «снежные комочки», так назывался сорт калины, на соцветия которой похожи эти фарфоровые цветы).

Тоже мейсенский фарфор.
Тоже мейсенский фарфор.

Каждый цветочек вручную вылепливался отдельно, затем прикреплялся к вазе, покрывался глазурью, таким образом множество цветочков облепляли вазу. Внутрь закладывали всякие благовония, их поджигали, чтобы через отверстия выходил дым. Помещение наполнялось ароматом.

-6

После трапезы, проходили в гостиные сыграть в настольные игры, помузицировать, просто пообщаться за чашечкой кофе или горячего шоколада.

В этой гостиной обращают на себя внимание эксклюзивные пилястры.

Малиновая столбовая гостиная.
Малиновая столбовая гостиная.

В те времена цветное стекло было оочень дорогим удовольствием, и Растрелли придумал его имитацию- цветную фольгу под обычным стеклом.

-8

А как вам шахматы из слоновой кости в виде двух древнекитайских династий? На моём фото не видно всей тонкости работы, но она прекрасна! Сама доска инкрустирована перламутровыми вставками. «Сделано в Китае» в 18-м веке имело совсем другой смысл 😉.

-9

Чтобы лучше понять, чем я так восхищаюсь, приведу несколько фото из интернета.

Шары-подставки вырезаны из цельной кости!
Шары-подставки вырезаны из цельной кости!
Белые клетки- перламутр, чёрные- золочёная роспись.
Белые клетки- перламутр, чёрные- золочёная роспись.
Золочёная роспись на торце доски.
Золочёная роспись на торце доски.

Ну, а кто интересуется модой голландцев 18-го века, обратите внимание на печь. Там целый фэшн.

-13

Следующая гостиная отличается преобладанием зелёного цвета.

Мебель в этой комнате- подлинная, созданная самим Растрелли. Вообще, при создании интерьеров, у дворцовых архитекторов принято было придумывать самим абсолютно всё, вплоть до дверных ручек.

Зелёная столбовая гостиная.
Зелёная столбовая гостиная.

Чернокожие слуги были популярной частью окружения русских монархов. Мода на «арапов» (так тогда называли всех южных людей с тёмной кожей) пошла ещё от Петра l. Эта экзотическая традиция продолжалась до самой революции.

Кашпо на подставке в виде арапчонка.
Кашпо на подставке в виде арапчонка.
Это бюро- немецкое. Дальше будут и наши, отечественные, с тоже удивительной мозаикой из разных пород дерева. Способ называется «маркетри».
Это бюро- немецкое. Дальше будут и наши, отечественные, с тоже удивительной мозаикой из разных пород дерева. Способ называется «маркетри».

А мы заходим в Портретный зал, за которым «святая святых» этого дворца.

Когда на престол взошла Екатерина ll, она обнаружила, что в Царскосельском дворце нет парадных изображений её предшественницы. И создала этот зал портретов женщин, сыгравших свои важные роли в жизни Российского государства.

Справа небольшой портрет Натальи Алексеевны, любимой младшей сестры Петра l. Она помогла развитию театра в России.
Справа небольшой портрет Натальи Алексеевны, любимой младшей сестры Петра l. Она помогла развитию театра в России.

Один из двух больших парадных портретов- Екатерины l, супруги Петра l. Её история словно из сказки про Золушку. Ничем особым не обладая, она смогла стать важнейшим человеком для императора, и даже правящей императрицей.

Каждый раз, разглядывая Екатерину первую, удивляюсь, что же в ней такого?? Видимо, харизма, которую не передать в портретах… 😉
Каждый раз, разглядывая Екатерину первую, удивляюсь, что же в ней такого?? Видимо, харизма, которую не передать в портретах… 😉

Свой небольшой портрет Екатерина ll скромно тоже разместила здесь.

-19

🥁🥁🥁

Заходим!..

Вот она, Янтарная комната. У меня было ощущение, что я попала в банку с абрикосовым вареньем 😋.

-20

Сколько янтаря!!! Каких только оттенков нет: от светло-жёлтого до коричневого. Представляете, сколько сил потрачено на анализ цвета (имея только довоенные черно-белые фото и живопись), чтобы воссоздать точную копию шедевра! Оригинал комнаты так и не нашли. Её следы периодически всплывали в разных местах. Много людей пытались свести факты и доказать очередную версию её нахождения. Но упирались в засекреченность. В конце концов, официально признали версию, что комната сгорела во время бомбёжки в немецком Кёнигсберге (теперь это российский Калининград).

Несколько лет назад по 1 каналу показали очень интересный документальный фильм о расследовании следов Янтарной комнаты. После его просмотра официальная версия кажется неправдоподобной. (Называется «Тайна Янтарной комнаты».)

Когда Пётр l выпросил в подарок у немецкого короля Янтарный кабинет, в России не нашлось мастеров по его монтажу, да плюс время было военное, не до того. Так и пролежали панно в ящиках, пока про них не вспомнила, ставшая императрицей, его дочь. Именно благодаря её повелению, Растрелли создал из небольших панно шикарный стометровый зал, заполнив лишнее пространство зеркалами, лепниной, живописью, имитирующей янтарные стены.

-21

Эти барочные часы-подсвечник в форме дерева были эвакуированы в отличии от самой комнаты. Ещё одна загадка: в списках ценностей, подлежащих спасению во время ВОВ, янтарные панели не числились. В результате, покидая дворец, сотрудницы их просто замаскировали.

В нижней части панелей- гербы прусских королей с одноглавым орлом, что говорит о первых владельцах этой красоты.
В нижней части панелей- гербы прусских королей с одноглавым орлом, что говорит о первых владельцах этой красоты.

Все рамы разные. Сделаны из янтаря высшего качества (сложно представить- возрастом несколько миллионов лет). В реконструкции так же использовали дорогой янтарь высшего качества. Финансово помогали… немцы. Конец 90-х, начало 2000-х были коротким периодом всеобщей дружбы.

-23

Картины внутри рам- не живопись, как может показаться. Это флорентийские мозаики из разноцветных камней.

Они показывают аллегории чувств.

Эта рассказывает о зрении.
Эта рассказывает о зрении.

Присмотревшись внимательно к раме, кроме вырезанных барельефных картиночек, заметите силуэты внутри прозрачных янтарей. Техника их создания такая: под крупный прозрачный янтарь подкладывалась золочённая фольга с рисунком, на самом янтаре с внутренней стороны тоже что-нибудь выцарапывалось, и получалась такая мини-картинка, на которую и не обратишь внимание, если не знать.

-25
Простите за такое качество фото, но так хочется донести информацию, про какие картинки я рассказываю.
Простите за такое качество фото, но так хочется донести информацию, про какие картинки я рассказываю.
-27

Изображение слуха (мужчина что-то говорит в, усиливающую слух, трубу другому мужчине, рядом девушка слушает подругу).
Изображение слуха (мужчина что-то говорит в, усиливающую слух, трубу другому мужчине, рядом девушка слушает подругу).
-29

Здесь показан вкус (едят, пьют).
Здесь показан вкус (едят, пьют).
-31

С этой мозаикой связана загадочная история. Она всплыла в Германии на чёрном рынке. Якобы дед её владельца был солдатом рейха и в какой-то момент она попала к нему в руки.⬇️

Изображение сразу двух чувств- обоняния и осязания (вдыхание аромата цветка и прикосновения рук).
Изображение сразу двух чувств- обоняния и осязания (вдыхание аромата цветка и прикосновения рук).

Янтарный вензель прусского короля.

-33

В узком пространстве между окон и дверьми тоже есть картиночки в янтарях.

-34
-35

Да, великую работу проделали реставраторы. Восстановить с точностью до миллиметра это произведение искусства кажется нереальным делом, но они смогли! 👏

А я, зарядившись солнечной энергией янтаря, веду себя и вас дальше.

В картинном зале шпалерная развеска живописи воспринимается двояко. Понимая историческую ценность 300-летних картин и рассматривая их по-отдельности, вроде интересно. Но, как только смотришь на весь этот ковёр целиком- недоумение, что за винегрет? Систематизация только в симметрии. А так, тут вам и пейзажи, и баталии, и портреты, и мифические сюжеты…

-36
-37
-38

Ни одной повторяющейся плиточки!

-39

Потолок- копия плафона с Иорданской лестницы Зимнего дворца. Боги Олимпа.

-40

Если честно, здесь барокко мне уже начало поднадоедать. Позолота и финтифлюшки хороши, но не в таком количестве. В этом зале (это Белая Малая столовая), интересна живопись на стенах: справа картины с пейзажами времён Елизаветы, а слева- Екатерины второй.

-41

Тут же представлено бюро-секретер русского мастера Никифора Васильева, который взял, да и соединил барокко и классицизм в одном изделии.

В технике маркетри на торцах изображены Царскосельские павильоны, а в горизонтальной середине- Московский Кремль.

-42

О том, что мы в Китайской гостиной Александра l, говорят нам эти стены. Несколько лет назад восстановили их исторический вид- на шёлковой обивке акварельные росписи в китайской манере. На столиках и комодах- китайский, японский и немецкий фарфор.

-43
-44

-45

Ну вот, закончилась золотая анфилада Растрелли. Перед нами- творения Камерона. Здесь начинаются комнаты для сына Екатерины второй, Павла Петровича. То есть, Екатерина, оставив середину дворца (не считая лестницу) в елизаветинском стиле, переделала только концы дворца. С одного- вместо парадной лестницы Зубовский флигель со своими покоями, с другого- вместо елизаветинских висячих садов комнаты для Павла.

Зелёная столовая.
Зелёная столовая.

Как-будто мы попали на античную виллу.

Белая скульптура в тогах, лепнина с растительным орнаментом, медальоны, барельефы. Всё такое воздушное.

-47

-48

Рядом со столовой- Официантская. Ею сейчас заканчивается осмотр павловской половины. Остальные залы (в этом же стиле) возможно посетить, зайдя через Дворцовую церковь по отдельному билету. Про них позже тоже расскажу.

-49

Разворачиваемся в обратный путь. Проходить он будет по бывшим покоям Александра l, сына Павла. Только интерьеры здесь пока не восстановили. Зато предметы подлинные. Вообще, для любимого внука Екатерина позже построила отдельный дворец рядом с этим- Александровский (для Павла- Павловский).

Вот так выглядела Опочивальня Александра. В елизаветинском барочном алькове его спартанская кровать смотрится очень даже роскошно. Вот, что значит окружение.

-50

Так спальня выглядит сейчас.

-51
-52
Его вещи.
Его вещи.
-54
-55

Следующие залы- просто выставочные. Кто интересуется историей в подробностях- подзависнут здесь, так как много информации на стендах и демонстрируются фильмы.

-56
-57

Такие телевизоры и инфостенды в каждом зале.




Александр lll, сын Александра ll. Предпоследний император.

-59

Александр ll, сын Николая l. Много сделал для государства полезного, но всё равно многие были недовольны им..

-60

Николай l, брат Александра l. Стал императором потому что у Александра не было наследников, а следующий старший брат отказался от престола.

-61

Сыновья Николая l воспитывались в подготовке к военному делу. Для этого у них с раннего детства было всё для военных игр, даже отдельная крепость (до неё мы тоже как-нибудь дойдём).

-62

Александр l, первый внук Екатерины ll.

-63

В витрине настоящее платье Екатерины Великой.

-64

А это платье и мантия Елизаветы Петровны. Только не настоящие, а из бумаги 👀. Точная имитация её коронационного наряда.

На стене висят ростовые портреты. Это те ребята, которые попали в полк великорослых гренадёров для ответного подарка от Петра l прусскому королю за Янтарный кабинет.
На стене висят ростовые портреты. Это те ребята, которые попали в полк великорослых гренадёров для ответного подарка от Петра l прусскому королю за Янтарный кабинет.

-66

Елизавета была великой модницей. Не было платья, которое бы она надела 2 раза. Только почему-то из такого огромного ассортимента, ничего не сохранилось до наших дней. Жаль, конечно. Но главное, что до нас дошли другие свидетели её эпохи, традиций и быта того времени, несмотря на пожары и войны. И с одним из этих свидетелей мы только что познакомились. 🤗