Найти тему
Жизнь советского человека

Долгие годы считали, что именно она сдала десятки советских разведчиков-нелегалов в США. Но через много лет узнали правду

Разведчица-нелегал Мария Дмитриевна Доброва (позывной «Мэйси») бесследно исчезла в 1963 году из гостиницы в Чикаго. Не верилось, но обстоятельства говорили за то, что она предатель. Ведь тогда поверили негодяю…

Маша Суковкина родилась в Минске ещё в дореволюционном 1907 году. На третьем году после революции переехали в Петроград. Девушка училась музыке и пению, потом стала преподавать в одной из школ сама. В это же время она на курсах при Академии наук изучила французский и английский языки. Вскоре Маша нашла и личное счастье, связав жизнь с офицером-пограничником.

В Испании во время гражданской войны
В Испании во время гражданской войны

В 1937 году супруга отправили на Дальний Восток. Брать с собой жену с маленьким ребёнком было слишком опасно. Там он предположительно был выкраден японскими диверсантами. В это же время умер малолетний сын. Чтобы пережить две трагедии, Мария пришла в военкомат и попросила отправить её в Испанию, где СССР помогал бороться с франкистами. Её отправили военным переводчиком. Почти два года она была среди республиканцев и вернулась с орденом Красной Звезды.

Когда в 1941 году фашисты стали подступать к Ленинграду, Доброва несмотря на тяжёлое положение в городе не захотела из него уезжать. Все дни блокады она оставалась в госпитале санитаркой. Когда город освободили из немецкого окружения, Марию отправили работать в советское посольство в Колумбии.

С 1951 года Доброву стали готовить для нелегальной работы в США. В Европе она легализовала свою легенду, оттачивала французский и английские языки. В Париже приобрела профессию косметолога.

В 1954 году в Соединённые Штаты приехала «американка» Глен Морреро Подцески, планирующая открыть свой косметический салон в Нью-Йорке. Она добилась получения лицензии и благодаря значительным средствам, выделенным советской резидентурой, провела эффективную рекламную компанию.

В салоне
В салоне

Вскоре респектабельный салон начали посещать жёны высокопоставленных чиновников и политиков. Приятные процедуры и общество, роскошная обстановка располагали к доверительности, желанию поболтать. Из разговоров жён известных мужей Доброва добывала такую информацию, которая и не снилась многим разведчикам. Исключительно важно это было во времена Карибского кризиса.

Доброва несколько лет работала вне всяких подозрений, пока её непосредственным руководителем не стал полковник ГРУ Дмитрий Поляков. Тогда он был вторым по значимости руководителем в резидентуре ГРУ по работе с нелегалами в Штатах. Никто и предположить не мог, что уже с ноября 1961 года он сливал всю информацию ЦРУ.

Предатель «порциями» выдавал наших разведчиков. До Марии очередь предателя дошла в июне 1962 года. Он уезжал в Союз с повышением и потребовал от новых хозяев, чтобы всякая работа по разгрому советской резидентуры в США началась не раньше, чем через несколько месяцев после его отъезда. На него не должно было пасть и тени подозрения. Американцы сделали всё, как он просил.

В результате провалы разведчиков «повесили» на Маслова, который занял место Полякова в США. ФБР начало свою «зачистку» с него, первым выдворив из страны. Он сумел дать сигнал о провале Добровой. Женщина смогла уничтожить все улики и шифры, предупредить Москву. Получено указание выезжать в Канаду, где всё было подготовлено для её переправки на Родину.

Нью-Йорк, 60-х годов
Нью-Йорк, 60-х годов

За «Мэйси» уже следили, но ей удалось «стряхнуть» шпиков и добраться из Нью-Йорка до Чикаго. Но вечером в холле гостиницы она заметила двоих агентов ФБР, которые через несколько минут уже будут стучать в дверь её номера.

Она успела подняться к себе и установила в вентиляцию записывающую аппаратуру. Затем быстро написала название гостиницы, её место нахождение, номер. Запечатала письмо и бросила в почтовый ящик в фойе. Оно дошло по адресу канадской резидентуры. В Центре должны были узнать, в чём её обвиняют и сделать выводы – откуда утечка.

Вскоре после того, как она закрыла дверь номера, снаружи постучали. Вошедшие агенты ФБР представили неопровержимые факты её работы на советскую разведку. И предложили выбор – длительные суды и остаток жизни в тюрьме, плюс дезинформация в Центр о том, что всех разведчиков взяли по её наводке. Либо работа двойным агентом и серьёзное материальное обеспечение.

Она попросила час на раздумье. На самом деле – для того, чтобы решиться на свой последний шаг. Она открыла балконную дверь, стояла в проёме двери, потом подошла к перилам балкона и перешагнула через них, уйдя в вечность с 6-го этажа.

Салон и сейчас работает на прежнем месте
Салон и сейчас работает на прежнем месте

Вскоре под балконом уже было чисто. Наши разведчики обнаружили звуковую запись. Но факта гибели на ней зафиксировано не было. Поэтому руководство сочло её просто исчезнувшей. Поиски не увенчались успехом.

Поляков сделал всё, чтобы уверить – Доброва предательница, которая теперь спокойно живёт под чужим именем. Всех сданным им разведчиков он списал на Машу.

23 года для ГРУ она официально оставалась «безвестно отсутствующей». Но фактически на ней висело клеймо предателя по отношению к десяткам коллег и сотням агентов.

Арест Полякова / Мария Доброва
Арест Полякова / Мария Доброва
На след деяний Полякова вышли только в 1986 году. И только после ареста предателя узнали судьбу разведчицы Марии Добровой. Она ушла из жизни честным человеком. Доброе имя разведчицы было наконец восстановлено через много лет.

Теперь на памятнике её матери выбиты и даты жизни дочери с правдивыми словами: "погибла при выполнении специального задания". Её реальное место последнего упокоения так и осталось неизвестным.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.