Найти тему

Неподатливые soft-skills: почему нам всё ещё нужен эмоциональный интеллект

Чтобы успешно функционировать в жестких условиях конкуренции, быстро реагировать на изменения во внешней среде и стабильно развиваться, предприятиям необходимо достичь максимальной производительности труда и увеличить свою прибыль. Это одни из самых главных показателей, определяющих эффективность работы предприятий. Различные исследования неоднократно доказывали, что желаемых результатов развития невозможно достичь без учета эмоционального фактора экономики. Он оказывает непосредственное влияние на поведение людей, от него же зависит вовлеченность и мотивация персонала, что очень важно большому и малому бизнесу. Поэтому все больше компаний делают ставку на сотрудников, обладающих развитым эмоциональным интеллектом (ЭИ).

Шишковидное тело
Шишковидное тело

Люди с высоким ЭИ эффективнее действуют в критических ситуациях. Сталкиваясь с эмоциональной проблемой, они переводят ее в интеллектуальную задачу и решают именно как задачу, которая не раздражает и досаждает, а стимулирует поиск различных вариантов ее решения

Термин «эмоциональный интеллект» появился в литературе сравнительно недавно. В 1993 году американские психологи Питер Сэловей и Джон Мейер обосновали концепцию ЭИ в совместной научной работе «The intelligence of emotional intelligence».

Эмоциональный интеллект – способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем (или передаем) с помощью эмоций.

Эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Возникновение и изменение эмоций имеет логические закономерности. Миндалевидное тело – эмоциональный центр мозга – оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление. Эмоции воздействуют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решений.

Концепция эмоционального интеллекта – единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. По данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций вообще невозможно принимать какие бы то ни было решения. Известный нейрофизиолог Антонио Дамасио утверждает, что окончательный выбор происходит в отделах мозга, отвечающих за эмоции.

В 2002 году психолог Дэниел Конеман получил Нобелевскую премию по экономике за доказательство факта: на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в том числе и эмоции.

Дэниел Конеман
Дэниел Конеман

Люди с высоким ЭИ эффективнее действуют в критических ситуациях. Сталкиваясь с эмоциональной проблемой, они переводят ее в интеллектуальную задачу и решают именно как задачу, которая не раздражает и досаждает, а стимулирует поиск различных вариантов ее решения.

На сегодняшний день не существует единой концепции эмоционального интеллекта. Начиная с 1990-х годов предпринимались неоднократные попытки определения его компонентов. В результате этих работ появился ряд моделей ЭИ. Наиболее известной из них является модель Дэниэля Гоулмена.

Модель Дэниэля Гоулмена
Модель Дэниэля Гоулмена

В 1995 году Гоулменом была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Дж. Мейера и П. Сэловея. Он соединил когнитивные способности, входившие в их модель, с личностными характеристиками. Согласно усовершенствованной модели 1997 года, эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:

– безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;

– использовать эмоции для повышения эффективности мышления;

– понимать эмоции, регулировать их, управлять ими, повышать уровень эмоционального и интеллектуального развития.

Мы предлагаем собственную схему, которая наглядно иллюстрировала бы все компоненты ЭИ и их взаимосвязь, а также была бы понятна широкой аудитории.

Уровень и особенности ЭИ играют важную роль в жизни человека. На основе ЭИ у него развиваются механизмы приспособления. В профессиональной деятельности человек с высоким уровнем развития ЭИ последовательно и логично выстраивает деловые отношения, не стремится к установлению тотального сверхконтроля над ситуацией. Эмоциональный интеллект высоко ценится при приеме на работу и является важным фактором работоспособности человека, который влияет на отношения не только в рабочей сфере, но и в частной жизни индивида, делая его более целенаправленным, стрессоустойчивым и более уверенным в себе.

ЭИ персонала имеет также важное значение для деятельности предприятия. Проведя исследование на 120 предприятиях, Д. Гоулмен установил, что для увеличения прибыли ЭИ руководителя значит больше, чем его познавательные способности.

Это достигается благодаря следующим особенностям:

1) руководители с развитым ЭИ могут более эффективно формулировать цели, убедительно определять видение миссии и стратегии организации, а также в полной мере доводить это до своих подчиненных;

2) давая подчиненным необходимые знания, руководители формируют понимание значимости выполняемой ими работы и осознанность серьезного отношения к возникающим производственным проблемам, сохраняя при этом общий позитивный настрой. Это достигается благодаря адекватному пониманию эмоций подчиненных;

3) руководители с высоким ЭИ способны регулировать настроения подчиненных и находить выход из стрессовых ситуаций, затрагивающих коллектив, умеют отличать истинные эмоции сотрудников от тех, которые они пытаются имитировать, и понимают причины возникновения так называемых «ложных экспрессий»;

4) высокий ЭИ руководителя является фактором, влияющим на использование нестандартного подхода к преодолению внутриорганизационных и локальных (межличностных) конфликтов и установление доверительных отношений с подчиненными, что способствует эффективной кооперации и сотрудничеству;

5) ЭИ руководителя влияет на процессы принятия управленческих решений. Эмоции выступают своеобразными «сигналами», отображающими запросы, требования и потребности подчиненных, а также способами определения их приоритетов;

6) руководители, обладающие высоким ЭИ (но не максимальным), используют эффективный стиль управления в зависимости от ситуации и не придерживаются однозначной приверженности к одной линии поведения.

Структура эмоционального интелекта
Структура эмоционального интелекта

Более подробно мы остановимся на тех производственных особенностях менеджмента, которые влияют на функционирование ЭИ в организации.

1. Количество сотрудников в организации. Руководители, которые работают на предприятиях с числом занятых от 100 до 500 человек, демонстрируют высокий уровень ЭИ, связанный с достижением целей.

2. Количество непосредственных подчиненных. Самый низкий уровень ЭИ показывают менеджеры, работающие на предприятиях с малым количеством работников. Менеджеры, которые непосредственно руководят 30-ю работниками, показывают самый высокий уровень фактора конкуренции.

3. Рабочее место. Работая 10 лет на одном месте, человек демонстрирует самый высокий уровень ЭИ, проявляющийся в целеустремленности и конкурентоспособности, такие сотрудники испытывают самоудовлетворение от достигнутых результатов.

4. Рабочее время. Сотрудники, которые в течение рабочей недели проводят 50 и более часов на своем рабочем месте, показывают самый низкий уровень ЭИ, связанный с конкурентным поведением, по сравнению с теми сотрудниками, кто проводит на работе меньше времени. Наиболее устойчивы и эффективны в конкуренции люди, у которых рабочая неделя длится от 30 до 40 часов. Зато трудоголики, те, кто практически «живет» на работе, выбирают лучший способ достижения цели, но не испытывают удовлетворения от достигнутых результатов.

Хотя ЭИ как критерий приема на работу начал использоваться относительно недавно, многие зарубежные компании сразу же взяли его себе на вооружение. Для измерения эмоционального интеллекта существует два основных подхода – определение с помощью тестов или опросников.

Несмотря на то, что в России исследования в области ЭИ не так развиты, тенденция увеличения значимости данного фактора для работодателей уже прослеживается.

Исследования Aon Hewitt показывают, что, если хотя бы один работник, не вовлеченный в работу эмоционально, будет выполнять свои обязанности спустя рукава, это в среднем обойдется компании в 10 000 долларов в год. В российских же компаниях к своей работе относятся с энтузиазмом около 60 % сотрудников. В условиях жесткой конкурентной среды именно эмоциональный интеллект помогает компаниям продвигаться вперед.

Статья Ольги Полянок доцента кафедры управления персоналом УГГУ и Натальи Зотеевой старшего преподавателя кафедры управления персоналом УГГУ.

Фото взяты из открытых источников.