Найти тему

Жанр ужасов в киноискусстве и его виды

Существует большое количество разнообразных жанров игровых фильмов. Однако единой классификации нет, в разных киноведческих источниках встречаются разные комбинации, что вызывает много споров среди киноведов. Тем не менее, по мере развития кинематографа жанровое многообразие продолжает увеличиваться, создавая проблему чистоты жанров. Как правило, выделяется: мелодрама, эпический жанр, комедия, детектив, ужасы, фантастика, боевики, фильмы-катастрофы и многие другие. В данной работе нас интересует жанр фильма ужасов, который мы рассмотрим более подробнее.

Точная дата появления фильма ужаса как самостоятельного произведения не известна. Однако страх сопровождал кинематограф практически с первого кинопоказа братьев Люмьер, когда люди выбегали из зала, испугавшись вида, мчащегося на них поезда. В те годы возможность воспроизводить свет, тени и образы на экране была уже сама по себе чудом, и часто это чудо имело жуткий характер.[1]

И в энциклопедическом словаре мы находим, что Фильмы ужасов – это тематически обширный и разнообразный круг произведений буржуазного кинематографа, изображающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с установкой на то, чтобы вызвать у зрителя чувство страха. В западной критической литературе значительная часть этой кинопродукции относят к фантастике, обозначая ее «weirdfiction» - жуткая сверхъестественная фантастика, в отличие от «sciencefiction» - фантастики научной.

Тематику фильмов ужасов в практику кинематографа ввело немецкое кино 1910-х– 20-х гг. В его картинах определилось три основных направления:

1. Повествование о маньяках, людях с извращенной психикой («Кабинет доктора Калигари» 1919 г. и «Руки Орлака» 1924 г. реж. Р. Вине; «Доктор Мабузе, игрок» 1922 г. Ф. Ланг; «Кабинет восковых фигур» 1924 г. П. Лени);

«Кабинет восковых фигур»
«Кабинет восковых фигур»

2. Рассказы о фантастических существах («Голем, и как он пришел в мир» 1914 г. П. Вегенер, Г. Гален; «Голем, как он пришел в мир» 1920 г. П. Вегенер, К. Бёзе);

«Голем, как он пришел в мир»
«Голем, как он пришел в мир»

3. Сюжеты о вторжении в человеческую жизнь потусторонних сил («Пражский студент» 1913 г. С. Рие, П. Вегенер; «Усталая смерть» 1921 г. Ф. Ланг; «Носферату – симфония ужаса» 1922 г. В. Мурнау; «Вампир или Странное приключение Дэвида Грея» 1931 г. К. Т. Дрейер).

«Носферату – симфония ужаса»
«Носферату – симфония ужаса»

В последующие десятилетия эти тематические направления фильмов ужаса стали достоянием и других буржуазных кинематографий, причем картины о преступления маньяка практически сливались с триллерами (например, фильмы А. Хичкока «Психоз» 1960 г. и другие зачастую включаются в число фильмов ужасов). Подобным образом ленты с уголовным сюжетом, где отрицательными персонажами оказываются люди с извращенной психикой («Лаура» О. Преминджер, и «Газовый свет» Дж. Кьюкор, оба 1944 г.; «Спиральная лестница» 1945 г. Р. Сиодмак; «Бостонский душитель» 1968 г. Р. Флейшер), нередко относят к числу фильмам ужасов. В этой группе фильмов ужаса одной из наиболее характерных стала тема нравственной двойственности человека, в связи с чем известный роман Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» экранизировалась 10 раз; самым удачным считается фильм Р. Мамуляна «Доктор Джекиль и мистер Хайди» (1932).

Фильмы о необычных существах зачастую относят и к фильмам ужасов и к научной фантастике, например, ленты о создании в лаборатории монстра Франкенштейна («Франкенштейн» 1931 г. и «Невеста Франкенштейна» 1935 г. Дж. Уайд; «Сын Франкенштейна» 1939 г. Р. ван Ли и многие другие). Задача фильмов о монстра - запугать зрителя неизведанностью дремлющих в природе агрессивных сил, которые человеческая деятельность побуждает к разрушениям, показывая, что сам человек оказывается причиной хаоса, катастрофы.

-5

В группу фильмов ужасов, повествующих о вторжении потусторонних сил в нормальный человеческий мир, включают фильмы о вампирах («Дракула» 1931 г. и «Знак вампира» 1935 г. Т. Браунинг; «Неустрашимые убийцы вампиров» 1967 г. Р. Полянский и др.), о зомби – мертвецах, оживших при помощи различных манипуляций («Белые зомби»1932 г. В. Гальперин, и др.), злых колдуньях («Влюблённая ведьма» 1966 г. Д. Дамиани) и др. Сюда же относится серия фильмов, снятых американским режиссером Р. Корменом по мотивам произведений. Э. По: «Падение дома Эшеров» (1961), «Ворон» (1962), «Гробница Лигейи» (1964) и др. Воздействие этих фильмов связано с ощущением, что повседневную реальность окружает иной мир - злой, адский, готовый поглотить её, и все невзгоды человеческого существования предопределены наличием этого иного мира.

-6

Также для фильмов ужасов характерны картины о чудовищах, олицетворяющих агрессивные, разрушительные силы природы («Челюсти», 1975 г. С. Спилберг), или картины, повествующие о борьбе за фантастические. сокровища («Искатели потерянного ковчега» 1981 г. С. Спилберг), ленты демонологические, о пришествии сатаны («Ребёнок Розмари» 1968 г. Р. Полянский; «Изгоняющий дьявола» 1973 г. У. Фридкин; «Предзнаменование» 1976 г. Р. Доннер). Успех этих картин у западного. зрителя социологи связывают с ростом иррациональных настроений в буржуазном. мире, ввергнутом в состояние кризиса.[2]

[1] Комм Д.Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма. Спб, 2012. С. 15.

[2]Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 450 – 451.