В 1985-м году известный уже к тому времени хэви-металлист Ким Брендикс Петерсен, более известный под псевдонимом Кинг Даймонд, распустил свою набиравшую обороты датскую группу Mercyful Fate и собрал новый проект, на этот раз датско-шведский – King Diamond. Этим новым составом был записан альбом «Fatal Portrait», который сегодня считается классикой всемирного хэви-металла.
Музыку корифея всемирного хэви-металла Кинга Даймонда описывать нет совсем никакого смысла, потому что те, кому он интересен – все и так всё знают, а кому не интересен – тому и знать не надо. Поэтому я изложу только свои собственные впечатления от первого сольного альбома этого гиганта потусторонней музыкальной мысли – «Fatal Portrait» 1986 года выпуска.
Дело в том, что для меня то, что до этого альбома навыпускал Даймонд в виде группы «Mercyful Fate» было ранее совершено неслушабельно. Было это во второй половине 80-х, когда по рукам самых отъявленных рок-эстетов у нас начали ходить два альбома этой группы с не слышанной ранее никому тяжелой музыкой – «Melissa» (1983 г.) и «Don't Break the Oath» (1984 г.). Эти альбомы были настолько культовыми, что на «тучах» они не появлялись, а кто хотел их купить, тот должен был буквально по блату выложить за каждый по 150 полновесных советских рубликов, и не трепыхаться.
Может, кто не знает, но в те годы 150 рубликов – это была нормальная зарплата, на которую любая семья могла жить-поживать и добра наживать целый месяц.
Ну, я-то эстетом не был, и особенно тяжелую музыку не жаловал. Для меня самыми высокими эталонами металла тогда были Judas Priest, Iron Maiden, Manowar, мне даже Metallica была не по разуму. А тут нарисовались какие-то дремучие сатанисты Mercyful Fate, издающие бешеные звуки, да еще по таким ценам! Я за эти деньги мог купить три самых лучших фирменных Black Sabbath, или два самых шикарных «Приста» или «Мэйдена». И вдруг появилась команда, даже не английская или американская, играет непонятно какую музыку, да еще и выложи за них всю свою зарплату!
К слову сказать, я эти оба альбома прослушал хорошо, правда, по одному разу. У меня был кореш, который на всех этих тяжелых новинках был просто помешан, и вот, когда я к нему заглянул однажды на чашку чая, он сказал мне, что не будет никакой выпивки, если я не соглашусь прослушать оба эти диска. Они у него как раз оба были в наличии в тот момент – взял на запись у такого же завороченного, как и он сам, металлиста.
Ну, вот, прослушал я, и еще больше убедился во мнении, что музыка Mercyful Fate – это просто дурость, и не стоит пластмассы, на которой она записана.
Во-первых, сам Кинг Даймонд мне показался жалким подражателем Роба Халфорда, как ранее мне показались жалкими подражателями Kiss ставшие потом моими кумирами «Присты».
А, во-вторых, все эти прогрессивно-металлические риффы, которые «фейты» продуцировали в огромном количестве, мне были совсем непонятны, как и риффы любой другой слишком закрученной прог-рок-группы, будь то Gentle Giant, то ли ранние диски Megadeth, Helloween или Manilla Road, которые я тоже относил к прогрессивному творчеству. Ну, на тот момент у нас еще не было такой четкой классификации музыкальных стилей, поэтому я соотносил все услышанное только с тем, что мне было знакомо. Таким образом даже ранние Yes или Genesis можно было отнести к хэви-металлу, если погромче включить звук и сильно не придираться.
Ну ладно, закончим на том, что мне тогда Mercyful Fate жутко не понравился, и, казалось, меня в обратном было совсем не переубедить. И тут вдруг году так в 1987-м все резко изменилось. Как-то в магазине, где я работал грузчиком, мне довелось найти за прилавком потерянную кем-то фирменную кассету с записью группы King Diamond, альбом назывался «Fatal Portrait». Ну, дома я поставил эту кассету на свой магнитофон «Маяк», то ли 232, то ли 233 – уже не помню, который работал у меня через отдельный эквалайзер, усилок «Одиссей» и колонки S-90, так что звучание было приличное.
И то, что я услышал, меня буквально поразило. Я тотчас вспомнил по вокалу, кто такой этот Кинг Даймонд и где я его слышал. Но на этом альбоме музыка была совершенно другая, очень быстрая, скоростная и совершенно улётная, совсем не то, что я услышал когда-то на дисках Mercyful Fate, хотя фронтмен орал также по «хэлфордовски», как и там, правда, гораздо громче и развязнее. Да и музыка на альбоме была уже не закрученная и чуть ли не прогрессивная, а по-настоящему металлическая, при этом соло-гитарист мне показался более крутым.
В общем, альбом меня так поразил, что я сразу же начал интересоваться всем, что с этим Кингом Даймондом было связано. Естественно, я захотел еще раз переслушать «Мэрцифулы», и ломанулся к своему корефану, у которого когда-то видел первые две пластинки, и которые он заставил меня прослушать. Естественно, пластинок я у него не обнаружил, но я взял на прослушивание его магнитофонные записи. Причем он мне всунул еще один альбом группы – «The Beginning» 1987 года выпуска, сообщив, что хоть это сборник, тем не менее, на нем собрано 5 песен, которые на первые два альбома не входили, а еще 4, которые были на «Мелиссе», совсем в других, отличных от оригиналов версиях.
Ну, что вам сказать? Уже к следующему, 1988-му году я, если и не был фанатом Mercyful Fate, тем не менее, их альбомы заняли в моей коллекции достойное место, а в начале 90-х, когда группа возродилась, я постоянно приобретал для своей коллекции новые ее записи. Правда, к сожалению, в начале 90-х группа перестала выпускать виниловые диски, поэтому пришлось покупать CD. Единственная виниловая пластинка, которая мне тогда досталась – это корейский диск «In The Shadows» 1993 года выпуска, зато в отличном состоянии.
Но речь, опять-таки, не о Mercyful Fate, а о Кинге Даймонде, которого в миру вообще-то зовут Ким Бендикс Петерсен. Этот Петерсен записал и издал за 43 года своей музыкальной деятельности 21 студийный альбом:
1). Первый - в составе группы Black Rose (1980 год, я об этом диске уже писал, ссылка на публикацию – ниже);
2). 8 альбомов с группой Mercyful Fate (включая и сборник раритетов «Return of the Vampire» 1992 года);
3). 12 альбомов – с группой King Diamond.
Также ходят слухи, что готов к выпуску новый альбом Кинга Даймонда под рабочим названием «The Institute», он был анонсирован еще в 2022 году, но так еще пока и не появился.
Приведу некоторые интересные сведения об альбоме King Diamond «Fatal Portrait», которые я не могу обойти стороной.
Когда в апреле 1985 года группа Mercyful Fate официально распалась, Кинг Даймонд собрал новую, но уже первенство в ней ни с кем не делил. Так, его «соправителем» в Mercyful Fate был гитарист Ханк Шерманн, который писал для песен группы почти всю музыку и имел все основания насаждать свою политику. Но к концу 1984-го он потерял интерес к металлу, полагая, что группе надо двигаться в более коммерческом направлении, чтобы зарабатывать побольше денег. Для очередного альбома Mercyful Fate лидер-гитарист «фейтов» предложил такой материал, от которого Ким Петерсен чуть не упал в обморок, а очухавшись, стал соображать, что перспективная группа потерпела крах.
Ну, Шерманна выгнать из группы было невозможно, а сам уходить из нее он не собирался. Никакие увещевания на него не действовали, и тогда Кинг Даймонд решил рубать этот Гордиев узел единственным разумным способом – он покинул группу сам. Вместе с ним ее покинули гитарист Майкл Деннер и бас-гитарист Тими Хансен. Новый проект решено было назвать по псевдониму Петерсена, потому что он уже был хорошо узнаваем публикой, и в качестве бренда подходил лучше всего.
Таким образом была проблема в новом лидер-гитаристе и барабанщике.
Гитариста переманили из одной шведской группы под названием «Гейша», и звали его Флойд Константин. Однако вскоре его пришлось выгнать, потому что он больше пьянствовал и шлялся по бабам, и стало ясно, почему шведы так легко уступили датчанам своего музыканта, весьма, кстати, неплохого.
Барабанщиком стал еще один шведский музыкант из той же группы, но, в отличие от Константина, он себя в руках держал хорошо. Звали его Микаэл Кириакос Делаоглу – то ли греческий турок, то ли турецкий грек, но мать у него была шведкой, да и родился он в Гётеборге. Сценический псевдоним у него был Микки Ди, и он больше известен своим более чем 20-летним участием в группе Motorhead, которую покинул только со смертью Лемми Килмистера, а сегодня он является штатным барабанщиком группы Scorpions.
Сразу после того, как Константина выперли из группы, Микки Ди порекомендовал своего друга-гитариста – еще одного шведа из Гётеборга по имени Андерс Альхаге, имевшего сценический псевдоним Энди ЛаРок. Этот музыкант вписался в музыкальный стиль новой группы так быстро, что первая же репетиционная запись его соло-гитары не потребовала никаких перезаписываний. И именно это соло появилась на пластинке в композиции «Dressed In White» в том виде, в каком оно было сыграно через 10 минут после первого же прихода ЛаРока в студию.
Кстати, это единственный музыкант King Diamond, помимо самого Даймонда, оставшийся постоянным участником группы с самого начала и по сей день.
Вот таким составом и был записан дебютник Кима Петерсена, причем всю музыку, в отличие от творческого процесса в Mercyful Fate, он написал сам, правда, в четырех композициях, включая и одну сингловую, не вошедшую на альбом, ему помогал Майкл Деннер. Я думаю, что именно благодаря тому, что Кинг Даймонд взял на себя все композиторские обязанности, музыка его новой группы и получилась такой гораздо более целеустремленной. И если в предыдущей группе всё риффообразование было делом рук Ханка Шерманна, а Даймонду оставалось их только лишь оформлять своей лирикой, то в новой банде гитарными риффами занялся сам фронтмен.
Не будем забывать, что по первоначальному «музыкальному образованию», в первых своих группах, Ким Петерсен был гитаристом, а не вокалистом. И когда он получил полную власть в проекте King Diamond, он во время репетиций сначала чесал все песни на гитаре, и только после того, как рифф был готов, отдавал его своим гитаристам. Как он впоследствии вспоминал, с гитарой он не расставался никогда, хотя старался не попадаться с ней на публике и в объективы фотокамер. Кстати, на альбоме «Fatal Portrait» все гитарные партии в инструментальной композиции «Voices from the Past» принадлежат именно Кингу Даймонду.
Сам альбом был записан к концу лета 1985 года в копенгагенской студии Sound Track, деньги на эту запись нашлись благодаря достаточно хорошим продажам дисков Mercyful Fate в Европе, и, что очень интересно – в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии включая Японию. Однако лейбл Roadrunner Records, на котором те альбомы выходили, не торопился заключать с новой группой контракт, полагая, что смена бренда не поспособствует коммерческой успешности King Diamond.
Правда, в итоге положительное решение было все же принято, и King Diamond обязались создать для лейбла целых 5 альбомов, но неопределенность с контрактом затянулась на несколько месяцев. В декабре 1985-го Roadrunner Records наконец-то выпустили для европейского рынка сингл с песнями группы «No Presents For Christmas» и «Charon». Этот сингл показал настолько хорошие результаты, что появилась финансовая возможность отправить группу в концертный тур по США, где King Diamond открывали концерты местной хэви-метал-группы Megadeth.
После этих гастролей, довольно успешных, кстати, американское подразделение Roadrunner - Roadracer Records, занялось выпуском альбома в США и Канаде, а впоследствии выпустило еще один сингл группы с песнями «Halloween», «The Candle» и «The Lake», причем, не в обычном формате, а в виде роскошного пикчер-диска.
В общем, начиная именно с этого своего альбома Кинг Даймонд получил свою всемирную популярность, хотя, конечно же, не сказать, что Mercyful Fate не были популярны в мире до этого. Просто издание нового альбома было настолько массовым, что этот фактор перевел творчество Кинга Даймонда из ранга культовых в разряд коммерческих явлений. У нас в СССР на «тучах» появилось столько пластинок «Fatal Portrait», а потом и других альбомов King Diamond, что они начали стремительно падать в цене. За них уже никто не просил 150 рублей, и эти альбомы приравнялись по стоимости к дискам тех же «Пристов» и «Мэйденов», то есть в зависимости от состояния и наличия внутренней вкладки их можно было купить от 50 до 75 рублей, по крайней мере, в Одессе цены были именно такими.
Итак, давайте хотя бы кратко определим все достоинства этого альбома, который хоть и не стал лучшим произведением Кинга Даймонда, но является одним из самых знаковых в истории всего хэви-металла, по крайней мере, 80-х годов. Название альбома переводится как «Роковой портрет», и как бы считается концептуальным, хотя концепция распространяется только на половину песен – Кингу Даймонду просто не хватило решимости написать полностью концептуальный альбом. Зато он исправил этот недостаток в своих последующих полноформатных релизах.
Сторона 1:
1). The Candle (6:38) «Свеча». Я не хочу касаться поэтического смысла всех песен на альбоме, потому что это сплошная чертовщина, замешанная на трагических семейных событиях. А вот музыка в этой композиции как минимум шикарная, как для металла. И особенно тут выделяется Энди ЛоРок – Киму Петерсену и на самом деле очень повезло с соло-гитаритом. Да и греко-турецкий швед Микки Ди на барабанах тоже молотит весьма зачетно. На всех клавишных сработал звукооператор Роберто Фалькао, он же оформил и все звуковые эффекты.
2). The Jonah (5:15) «Иона». Совсем не скоростная композиция, я бы мог даже назвать ее металлическим блюзом. Стиль музыки напоминает то, что впоследствии начали культивировать наши советские рок-группы, в частности «Ария» и «Мастер», потому что собственных музыкальных идей у них не хватало. Кстати, далеко не все соло на диске играет Энди, в каждой песне он их постоянно перемежает с соло Майкла Деннера, и на текстовой вкладке к пластинке все эти соло отмечены. Но я буду выделять в своей рецензии только ЛаРока, а кому интересна более подробная информация по солякам, может ознакомиться с ней на приложенной мной выше вырезке из внутренней вкладки альбома.
3). The Portrait (5:06) «Портрет». И снова переключение на скорость, и снова, как и в перовой композиции, мощный риффинг и куча разных вокалов неутомимого Кима Петерсена. Ну, очень уж нравится мне настоящее имя этого уникального вокалиста, которого я так неосмотрительно недооценил в 80-х.
4). Dressed in White (3:09) «Одетый в белое». Ну, а это вершина всего альбома, именно она меня сразу поразила при самом первом прослушивании альбома, и с тех пор именно эта композиция стала для меня олицетворением всего скоростного хэви-металла в мире. Даже «Присты» с «Мэйденами», при всем моем к ним уважении, до таких заоблачных высот не поднимались.
Сторона 2:
5). Charon (4:14) «Харон». «Среднетемповый боевик с отлично риффующей гитарой» - так написано в одной из встреченных мной на просторах Интернета рецензий. В принципе, всё правильно, только небольшая поправка – на диске все песни – боевики с отлично риффующими гитарами. И на всех композициях соло-гитары очень сложные, громкие, пронзительные и практически шедевральные.
6). Lurking in the Dark (3:33) «Скрываясь в темноте». Менее экспрессивная песня, хотя ее тоже можно причислить к разряду скоростных. Но скорее это какая-то молитва, чем хайповая разнузданность, присущая прежним скоростным композициям на альбоме. Даже Энди ЛаРок свои соло выпиливает как-то сдержанно, хоть и не менее шедеврально.
7). Halloween (4:12) «Хэллоуин». Этот боевик своей основой напомнил мне чем-то что-то из репертуара альбома «Ram it Down» Judas Priest1988 года, да и соляки ЛаРока из той же оперы, очень похоже на подобное солотворчество Типтона с Даунингом. А вот Кинг Даймонд в поисках нужной конфигурации вокала как будто бы возвращается во времена Mercyful Fate.
8). Voices from the Past (1:29) «Голоса из прошлого». Очень шикарная инструментальная зарисовка. Как я писал выше – все гитарные партии сыграл Ким Бендикс Петерсен собственной персоной.
9). Haunted (3:54) «Призрачный». Такой себе «проходной» номер, цепляет не очень сильно, тем более что и сам Кинг Даймонд не особо напрягается в своем пении, наверное, тут вся соль в стихах, в смысл которых мне вникать очень трудно. Правда, Энди ЛаРок в финале раздухарился и выдал довольно шикарную гитарную руладу. Однако заканчивается композиция как-то неопределенно, и это странно, учитывая, что это вообще-то «закрывашка» всего альбома. Тем не менее, и так неплохо.
Бонусы:
10). No Presents for Christmas (4:20) «Нет подарков на Рождество». Шикарная подковырка, как в названии, так и в музыкальном исполнении. Энди ЛаРок исполнил свои соло с полным знанием дела. Эта композиция вышла в декабре 1985 на сингле в Европе, затем в США, а через время была отдельно переиздана и в Голландии. Уже в новом тысячелетии сингл несколько раз выходил по всему миру в виде пикчер-диска.
11). The Lake (4:11) «Озеро». Еще один бонус, выходил только на сингле тоже в виде пикчер-диска – сначала в США 16 июня 1986 года, а затем в виде пикчер-диска с сентябре того же года в Голландии. Считается, что это самая неинтересная песня, которая была записана на сессиях для альбома, я с этим соглашусь, несмотря даже на зубодробительные гитарные соло. Пан Петерсен поет как-то слишком вяло и неохотно. Если и можно обратить в этой песне на что-то внимание, то только на довольно интересный гитарный рифф.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ХЭВИ-МЕТАЛЛЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша
«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла
Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки