24,1K подписчиков

О чем пел Кинг Даймонд в 1980-м году? Запись репетиции маэстро хэви-металла в подвале пивнушки в ночном Копенгагене

2,3K прочитали

В 1980-м году известный впоследствии хэви-металлист Кинг Даймонд пел в датской рок-группе Black Rose. И вот, в одну прекрасную ночь 30 сентября 1980 года эта группа решила записать свою репетицию на магнитофон, и эту запись, которая не публиковалась более 20 лет, можно услышать сегодня в отличном качестве.

King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal, запись 1980 г., выпуск на виниле - 2004 г.
King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal, запись 1980 г., выпуск на виниле - 2004 г.

ВНИМАНИЕ МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

НЕКОТОРЫЕ СЛОВА СПОРНОГО ЦЕНЗУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ МНОЙ НЕМНОГО ИСКОВЕРКАНЫ, ТАК ЧТО ПРИНОШУ ИЗВИНЕНИЯ ЗА ЭТО МАЛЕНЬКОЕ НЕУДОБСТВО – ПРОСТО ИНАЧЕ БЫЛО НЕЛЬЗЯ!

Кинг Даймонд – это целая музыкальная эпоха. Возник он как явление в начале 80-х на волне моды на металлическую музыку, примерно по той же схеме, как за 10 лет до этого на волне моды на хард-рок получили свою популярность Deep Purple или Black Sabbath. Правда, Даймонд не обрел свою популярность так же быстро, но все же он умудрился крутиться где-то недалеко от металлического авангарда, по крайней мере, в СССР он практически сразу же завоевал причитавшуюся ему популярность, хотя и в определенных кругах.

Я помню середину 80-х, когда мне один мой друг-меломан показал две первые виниловые пластинки датского «рок-квинтета» Mercyful Fate – «Melissa» (1983 г.) и «Don't Break the Oath» (1984 г.), и он страшно гордился тем, что умудрился их заполучить. Причем он гордился не тем, что он купил их, а тем, что ему их дали записать на магнитофон. Эти диски были огромной редкостью, и цена на них доходила у нас в Одессе (портовом городе!) до 100 полновесных советских рублей. Представляю, сколько они стоили в глубинке страны.

King Diamond в лучшие свои творческие годы
King Diamond в лучшие свои творческие годы

Но после первого прослушивания этой музыки я просто поплевался, потому что если и слушал металл, то только коммерческий, например, Scorpions или Judas Priest. А музыка Mercyful Fate мне показалась такой дремуче заумной и сложной, какой некогда казалась музыка Genesis и King Crimson, к примеру. Но вот за 10 лет до середины 80-х я с этими группами справился, а когда мне на голову «упали» Mercyful Fate, я их сразу же невзлюбил.

Однако прошло совсем немного времени, и в 1986-м на «туче» появился диск новой группы под названием King Diamond. Оказалось, что это сольный проект вокалиста группы Кинга Даймонда, и мне рассказали, что, по сути, это тот же Mercyful Fate, потому что кроме самого Даймонда в записи пластинки приняли участие и два музыканта предыдущей группы – гитарист Майкл Деннер и бас-гитарист Тими Хансен. Ну, раз King Diamond – это тот же Mercyful Fate, то эта группа меня тоже не заинтересовала.

Группа Black Rose, в центре - Ким Бендикс Петерсен, он же - Кинг Даймонд
Группа Black Rose, в центре - Ким Бендикс Петерсен, он же - Кинг Даймонд

Однако, совершенно случайно прослушав этот диск, который назывался «Fatal Portrait», я изменил свое мнение, потому что музыка новой группы оказалась совершенно другой, гораздо более динамичной. И даже вокал самого Даймонда стал как-то лучше, более коммерческий, что ли, и более понятный людям, которые не в состоянии воспринимать «андерграундную» музыку, которую демонстрировали Mercyful Fate.

И самое что интересное – цены на этот диск не поднимались так высоко, как на пластинки Mercyful Fate, остановившись в пределах, по которым торговались тогда последние «Мейдены» и «Присты». Потом мне уже рассказали, в чем было дело. А дело было в том, что Mercyful Fate выпускались очень малыми тиражами, и «командированные за рубеж» (моряки и прочие) просто не видели их пластинок на прилавках музыкальных магазинов. А вот за сольный проект Кинга Даймонда взялся довольно раскрученный к тому времени лейбл, отпечатавший диски новой группы массовыми тиражами, причем во всех странах мира, где вообще существовала граммофонная промышленность.

King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal, CD-выпуск 2001 года
King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal, CD-выпуск 2001 года

Ну, в общем, с этого момента творчество Кинга Даймонда мне стало настолько интересным, что к началу 90-х я с удовольствием стал слушать даже те «Мерсифул Фэйты», которые ранее вызвали у меня отвращение. Мало того, я стал «Фэйты» (не путать с группой «Fate»!) ценить даже больше, чем «Даймонды», и прикупил себе все CD-диски Mercyful Fate, какие только до начала 90-х существовали, включая первый мини-диск 1982 года и два сборника 1987 и 1992 годов, на которых появились старые композиции, но хорошо переработанные. А переработанные старые песни – это уже как бы песни новые, как ни крути.

Увеличенный фрагмент с задней обложки диска
Увеличенный фрагмент с задней обложки диска

Ну, в общем, с Кингом Даймондом я «замирился» и со временем стал знатоком его творчества во всех ипостасях, и особенно меня порадовало, что в 1993-м «Фэйты» снова возродились и начали штамповать новые альбомы каждый год, причем одновременно выходили альбомы и группы King Diamond. Правда, новая музыка Mercyful Fate была уже не такой «закрученной», как в начале 80-х, но мне было уже все равно, главное, что это была музыка Кинга Даймонда.

Внутренняя часть CD-диска "King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal" 2001 года
Внутренняя часть CD-диска "King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal" 2001 года

Как-то я за довольно большие деньги по тем временам прикупил биографию Кинга Даймонда – довольно объемный, насколько позволял журнальный формат, труд, правда, с черно-белыми фотографиями, зато на целых 80 страниц большого формата. Из этой книги я узнал очень много нового о Кинге Даймонде, и следует учитывать, что это было в 90-е, когда доступа к Интернету еще почти ни у кого из широкой постсоветской публики не было. Но я узнал только о тех временах, когда наш герой стал уже знаменитым, а о том, чем он занимался до выпуска первого диска Mercyful Fate, было так скудно написано, что уместилось в несколько тощих абзацев.

Например, там писалось о нескольких группах Даймонда, вернее, когда он еще был Кимом Бендиксом Петерсоном, подданным Датского королевства, но не упоминалось, успели ли эти группы выпустить хоть какие-то записи. Ну, я и не заморачивался этими думами, полагая, что никаких записей после себя эти группы не оставили, и вокал самого Петерсона-Даймонда впервые можно услышать только на первом мини-диске Mercyful Fate, вышедшем в 1982 году.

Немецкий виниловый выпуск альбома "King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal", 2004 год
Немецкий виниловый выпуск альбома "King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal", 2004 год

Но я сильно ошибался, потому что в 2001-м году сам Кинг Даймонд решил сделать своим фанатам подарок, выпустив диск с песнями, которые он записал в 1980 году с группой Black Rose в импровизированной студии в подвале какого-то пивного кабака. Мне в руки попал этот компакт, который назывался «King Diamond & Black Rose 20 Years Ago ~ A Night Of Rehearsal», почти сразу же после выхода, потому что Кинг Даймонд тогда у нас уже был настолько популярным, что любая новинка от него появлялась в пределах нашего Отечества буквально в считанные дни.

Внутренняя вкладка к виниловому диску
Внутренняя вкладка к виниловому диску

И вот я послушал этот диск, и очень обрадовался. Естественно, я на нем не услышал ни Mercyful Fate, ни King Diamond, зато я услышал что-то наподобие ранних Deep Purple с вокалом наподобие Кинга Даймонда. И меня эта музыка поразила очень сильно. Во-первых, она была записана буквально вживую, то есть без всякой обработки, словно на репетиции (ну, это и была репетиция), но с другой стороны качество записи было на высоте. А песни были настолько шикарны, даже вне зависимости от качества записи и вокала Даймонда, словно их писал самый настоящий композитор уровня Ричи Блэкмора или Кена Хенсли.

Лейблы немецкого винилового диска
Лейблы немецкого винилового диска

В любом случае диск мне понравился настолько, что я сначала горевал, что он не вышел еще и на виниле. Ведь я уже тогда собирал коллекцию винилов, и почти все альбомы «Фейтов» и «Даймондов» у меня уже стояли на полке в виниловых вариантах. Но тут в 2004-м в Германии выпустили виниловый диск этого альбома, причем в двух вариантах – как обычный альбом, и как пикчер-диск. Правда, тиражи этих виниловых релизов были ограничены, но мне удалось найти «King Diamond & Black Rose 20 Years Ago - A Night Of Rehearsal» у одного знакомого за 200$. Конечно, цена была драконовская, но альбом того стоил – как по редкости, так и по музыкальной ценности.

На конверте альбома написано, что он был издан в количестве всего 500 экземпляров (без учета тиража пикчер-диска), но я думаю, что это не так, иначе цена зашкалила бы так, что мне бы пришлось на нее только облизываться. Думаю, его еще отштамповали и где-то в Мексике и Юго-Восточной Азии, хотя тамошние варианты мне пока еще не попадались.

В общем, я думаю, что этот альбом представляет интерес не только для самых преданных фанатов Кинга Даймонда, но и для всех, кто любит очень хорошую рок-музыку. Да, на этом диске нет и следов металла, это чистый хард-рок, который в начале 70-х играли Deep Purple и Uriah Heep, особенно учитывая мощное звучание органа а-ля Джон Лорд или Кен Хенсли. Правда, гитарист до Ричи Блэкмора не дотягивает по саунду, но он очень старается, и местами создается ощущение, что это играют ранние «Пёрплы» или «Хипы».

Но опять-таки, это сходство ничего не значило бы, если бы песни не были шикарными. А все песни шикарны по-настоящему. Нет, есть на альбоме пара-тройка «проходняков», но их можно не критиковать, учитывая очень высокую оригинальность всего альбома, прекрасные композиторские данные авторов песен и игру музыкантов.

Ну и, конечно же, великолепное пение самого Кинга Даймонда.

При рассмотрении каждой из песен я распишу не только свои ощущения, но и добавлю некоторые детали, о которых рассказал сам Кинг Даймонд в буклете, который шел к альбому. Да, еще следует сказать, что почти все представленные на диске песни входили в концертный репертуар группы Black Rose в 1979-80 гг., и очень интересно, как их пел Даймонд на сцене, жаль, что «живых» концертных выступлений не сохранилось.

А может, сохранились? И нас ждет еще один сюрприз?

Сам диск записан с применением очень примитивных средств – одного 2-дорожечного магнитофона и 8 микрофонов. Кабак, в подвале которого находилась эта импровизированная «студия», находился на окраине Копенгагена, столицы Дании. Запись запечатлела обычную репетицию группы, и была сделана, скорее всего, для того, чтобы представить ее какому-нибудь лейблу.

Есть сведения, что Кинг Даймонд ее рассылал всюду, куда было можно, но запись тогда никого не заинтересовала. И это неудивительно, потому что времена чистого хард-рока давно прошли, что и заставило будущего маэстро хэви-металла уйти из группы и искать других, более выгодных путей, ведущих в музыкальную индустрию.

И еще: до этой группы Ким Бендикс Петерсен (Кинг Даймонд) считал себя гитаристом, и в этом качестве выступал в предыдущих группах. Но когда он искал себе новое карьерное пристанище и присовокупился к Black Rose, в группе с гитаристами был полный порядок, но не хватало вокалиста.

Трек-лист:

1). Locked up in the Snow (3:33) «Запертый в снегу». Очень драйвовый боевик с очень сильной органной составляющей. Гитара тут не так доминирует, как орган, даже соло «человеческого» нет, но номер великолепный. Кинг Даймонд тут передает ощущения человека, попавшего в снежную лавину, и не имеющего возможности выбраться из сугроба самостоятельно.

2). Holy Mountain Lights (5:45) «Огни святой горы». Чистый Deep Purple, гитарист, видимо, очень любил песню Deep Purple «Hard Lovin' Man», потому что постарался содрать основную часть риффа с нее. Тут Кинг Даймонд почему-то сравнивает себя с Иэном Гилланом, но думаю, что он слишком погорячился. В 1980-м году ему не было никакого основания сравнивать себя даже с самим собой на дисках Mercyful Fate, тем не менее, он тут поет очень даже неплохо.

3). Crazy Tonight (4:53) «Сегодня без ума». Еще один прекрасный боевик с гитарным соло а-ля ранний Мик Бокс. Очень хороший гитарный рифф, правда, содранный у того же Бокса с какой-то из ранних песен Uriah Heep.

4). Virgin (5:43) «Девственница». Насколько хороша песня и рифф, заложенный в ее основу, настолько же неуверенный вокал Кинга Даймонда. Но это саму песню нисколько не портит, я думаю, что как раз благодаря прекрасно реализованной музыкальной концепции, основанной на жестких гитарных ходах. Сам Даймонд определяет песню как ироничную сказку, но при этом признаётся, что во время инструментальной концовки прямо на сцене совершал опасные эксперименты с факелами, соединенными с взрыывччатыми веществами, но они были настолько удачными, то есть эффектными, что он позже перенес их в концертный репертуар своей новой группы Mercyful Fate.

5). KiII for Fun (5:14) «Убитть ради удовольствия». Такая себе шуточная песенка с весьма проникновенным звучанием органного псевдо-синтезатора на старте. Но когда эту песню играли на концертах, сам Кинг брал в руки топоры и бегал по сцене в поисках того, кого бы этими топорами можно было бы поррубать.

6). The End (6:48) «Конец». Супер-боевик, и снова на шикарных рифах, но в песне описываются очень ужжасные вещи, связанные с нарк0маннией и уббийсттвами. На сцене все происходило очень кр0ввав0 с участием куклы, набитой свиными кишшками, видимо, Даймонд хотел перещеголять в этом плане Элиса Купера и Оззи Осборна вместе взятых.

7). Road Life (4:25) «Дорожная жизнь». Эта песня очень сильно напоминает ранние эксперименты того же Элиса Купера, правда, поющего вокалом Кинга Даймонда, тоже раннего розлива. Но именно эта песня послужила косвенным основанием для того, чтобы Даймонд начал использовать свой знаменитый впоследствии фальцет. Один из поклонников во время концерта как-то сказал ему, что если он хочет переплюнуть Гиллана, то должен идти в сторону развития именно этой составляющей вокального мастерства. Как мы видим, совет поклонника не пропал втуне.

8). Soul Overture (5:12) «Увертюра души». Эта инструментальная композиция всегда открывала концерты группы Black Rose, и плавно переходила в следующую вещь – «Череп доктора». Даймонд тут изображал сумасшшедшшего доктора в инваллидном кресле, которого через весь зал катили к сцене.

9). Doctor Cranium (3:31) «Череп доктора». Еще одна кр0ваввая песня, в которой фигурировал и «доктор» в коляске, и топор, и свиная голова, и банка с настоящими свиными глазами, которые «доктор» разбрасывал в публику. И даже был в этом шоу один статист в халате санитара, который эти глаза кушшал, а потом выплевывал.

10). Disgrace (5:40) «Позор». Это была совершенно новая песня в репертуаре группы, поэтому в некоторых местах композиция немного скомкана, особенно в начале, когда музыкантам не удается запуститься с первого раза. Но в принципе песня очень даже неплоха.

11). I Need Bl00d (5:59) «Мне нужна кр0вь». Я обожаю эту балладу, она сделана и исполнена в духе лучших экспериментов Элиса Купера начала 70-х, только вот не очень нравится припев, хотя, если сильно не придираться, то и так прекрасно. Однако тут следует заметить, что надолго музыкантов не хватило, потому что композиция эта была еще в разработке, и многих элементов к ней не было придумано, потому и завершили ее в том стиле, в котором некогда играли ранние «Пинк Флойды».

12). Radar Love (6:55) «Радарная любовь». Это кавер на известную песню голландской рок-группы Golden Earring. Сделан этот кавер просто шикарно, и если бы не «джемовый» саунд, то я бы сказал, что он даже лучше оригинала. Органист тут сыграл прекрасное соло чисто в стиле Джона Лорда, так что тут снова создается ощущение, что слушаешь не какую-то никому не известную датскую группу, а самый натуральный Deep Purple их самых лучших времен.

Ну, вот и закончился это если не шедевральный, то в любом случае шикарный диск, который представил нам Кинг Даймонд. Что еще можно о нем сказать? Я могу сказать только одно – скоро уже 20 лет, как я этот альбом слушаю, но он мне нисколько не надоедает. Сам не знаю почему, ведь недостатков в нем можно найти множество.

Но эти недостатки, как в вокале Кима Бендикса Петерсена, так и в музыкальном оформлении, как-то не вылазят наружу, а, может быть, они и придают музыке с этого диска особый шарм, который не позволяет ей надоедать?

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Chameleon», 1993 г. – последний альбом истинных Helloween, после него это была уже совсем другая группа

Girlschool «Guilty as Sin», 2015 г. ~ последний альбом шикарной рок-металлической группы, и такой же шикарный

Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие

«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла

Альбом группы MSG «Assault Attack», 1982 г. – лучшее произведение Майкла Шенкера за всю его сольную карьеру