Местность , поименная Верхневолжьем Тверской земли богата на множество мелких, покрупнее , и ,вообще, здоровенных озер, впрочем, сама Верхняя Волга в верхнем своем течение и есть цепь озер, перетекающих друг в друга через узости. После постройки Селищенского Бейшлота в 40-х годах XIX века вода поднялась еще выше и озерами стали и неглубокие дефиле, отделяющие одну воду от другой. Вода встала везде , однако было и так, что Волга входила в свои берега , но лишь раз в год: в августе-сентябре, когда бейшлот открывался и вся громада накопленной в водохранилищах воды устремлялась вниз, к югу, далеко в Астрахань и дальше в далекое-далекое Каспийское море…Это время, когда Бейшлот полностью открывал одну, две, а то и три свои створки, резко меняло окружающую действительность. Доселе стоялая вода вдруг приобретала подвижность, течение нарастало даже не неделей, а день ото дня, берега обнажались днями и широкие поля затопленной поймы, заросшие водной растительностью и кишащие мелкой рыбешкой именуемые в Пено «оттоп», вдруг становились глинистыми пустошами, а вода неслась мимо , день ото дня отступая от вчерашнего берега.
И все в это время говорило в тебе и других людях, что пришло , наконец, время ловить рыбу!
Пеновский железнодорожный мост.
Там где высокая насыпь железной дороги пересекает Пеновское озеро Волга сужается до своего исторического русла и проходит всей своей мощью под пролетами железнодорожного моста. Первый пролет сухой, Волга заходит в него во время своих самых широких разливов, второй пролет мелковат, зарос водорослями ,а из воды торчат крупные обработанные граниты от разрушенных опор старого моста. Вожделенное место для мальчишек с поплавочными удочками, которые всегда готовы ловить плотву и подьязиков и которые удовлетворяются этим, не желая ничего большего.
Пеновская водокачка.Вид на разлившуюся Волгу.
Третий же пролет, где в узости своей толкалась и ворочалась вся мощь накопленной за год воды, был самой сокровенной и вместе с тем недоступной целью для рыбака. По низкой воде у быков обнажались предательские ряжи и сваи , набитые вокруг быков моста, по дну были разбросаны крупные тесаные валуны от опор старого моста, подорванного осенью 1941 г, там же по дну , вероятно, и лежали обломки самого моста, так что редкий заброс проходил без мертвого зацепа. И именно здесь, среди свай и валунов, на стремнине , стояла настоящая рыба.
Временами на поверхности воды под мостом образовывались мелкие водовороты, откуда во все стороны плескалось серебро и раздавались чавкающие звуки: стайные окуни охотились за сгрудившимися на узости мальками. Размеренно и мощно бил по верху крупный шерешпир-жерех, ниже и выше моста из под опор выходила за добычей крупная засадная щука. Подьязики и язи по килограмму и более, не стесняясь хватали малька под самым берегом.
Пеновское озеро ,,Пёно"
Тем из рыбаков, кто не боялся подойти к мосту и встать рядом с ними на колья, всегда сопутствовала удача. А бояться было чего : проскользнув под мостом по течению вниз, обратно на веслах было уже не выгрести, Стоять под мостом было опасно и потому, что тяжелая казанка , на которых бегали по Волге Пеновские жители, делая вираж, всегда могла зацепить твой борт, и виноват то окажешься ты сам , потому что встал в неположенном месте. И стоять рядом с мостом на якоре было невозможно, рыбаки забивали в дно длинные еловые шесты, метров по пять или шесть; на них и крепились. По течению пускалась поплавочная снасть с наживкой пареным горохом. В конце прохода поплавок притормаживали и тут же следовала поклевка: килограммовый язь или крупный как блюдо лещь. Или же следовал зацеп с неизбежной потерей крючка.