Найти тему

Принцесса Гессенского дома - Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария

Как неразгаданная тайна, Живая прелесть дышит в ней — Мы смотрим с трепетом тревожным На тихий свет ее очей. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать…

- Федор Тютчев, 1864 год

Чуть ранее мы начали знакомство с залами Зимнего дворца (Белый зал, Золотая гостиная, Будуар, Малиновая гостиная), в которых проживали будущий император Александр II и его супруга Мария Александровна (в православии) - урожденная принцесса Гессенского дома Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария.

Давайте ближе познакомимся с хозяйкой этих залов...

Итак, первое знакомство царевича Александра с юной принцессой состоялось, когда той было 14 лет - и её семья, и она не рассчитывали на особое внимание со стороны наследника Российского престола. Но...чем-то юная Максимилиана увлекла царевича, возможно, своей непосредственностью в общении.

Гау В.И. Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны,1841 год
Гау В.И. Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны,1841 год

Опустим в нашем повествовании все истории, связанные с юношескими влюбленностями, метаниями и сомнениями Александра относительно предстоящего брака... в сентябре 1840 года 16-летняя принцесса, в качестве невесты наследника трона, прибыла в Россию! Уже в начале декабря 1840 года принцесса приняла православие и состоялось было обручение, а весной 1841 года состоялось бракосочетание.

Какой была великая княгиня (а потом и императрица) Мария Александровна?!

  • по воспоминаниям современников, не отличалась классической красотой - достаточно высокого роста и худого телосложения, но зато была добра, искренна, внимательна к людям, крайне тактична;
  • с мудрыми не по возрасту, чуть грустными глазами (именно глаза - первое на что Вы обратите внимание на всех портретах, на которых изображена Мария Александровна);
  • любимицей всей новой для нее семьи - была очень дружна с сестрами царевича, особенно Ольгой. И даже нашла благосклонное расположение к себе от императрицы Александры Федоровны, которая изначально была против кандидатуры невесты;

а император Николай I однажды так сказал своей юной невестке:

Ты не можешь понять значения, которое ты имеешь в моих глазах. В тебе я вижу не только Сашино будущее, но и будущее всей России; а в моем сердце это одно
Великая княгиня Мария Александровна,  в русском плате и кокошнике, портрет кисти Ивана Макарова, изображение из интернета
Великая княгиня Мария Александровна, в русском плате и кокошнике, портрет кисти Ивана Макарова, изображение из интернета
  • очень элегантна и оригинальна в украшении собственного наряда - особое внимание уделяла: обуви - на протяжении многих лет обувь для Ее Величества поступала от фирмы «Оклер», которая в 1869 году удостоилась почетного звания поставщика Высочайшего Двора; а также аксессуарам - маленькому складному зонтику, называемому «маркиза» -
... с фестончатыми оборками по краям и с большими бантами из лент сверху, откуда висят длинные концы… Мода требует непременно, чтобы зонтик был со складною ручкою — это неизбежно… Самые изящные зонтики покрываются еще кружевами — черными или белыми, и оборки делаются из таких же кружев.

- «Мода. Журнал для светских людей», 1856 год

и жемчугу - нитями которого декорировался и выходной наряд, и прическа.

Платье-неглиже Марии Александровны, фото - Добровольский Александр
Платье-неглиже Марии Александровны, фото - Добровольский Александр
  • была музыкальна - предпочитала музыкальные вечера, но при этом не очень жаловала балы и светские рауты; любила читать, разбиралась в живописи и хорошо рисовала сама, а также любила так называемые салонные игры - шарады, буриме, экспромты, эпиграммы;
  • долгие годы собирала все документы, написанные Елизаветой Алексеевной - супругой императора Александра I. Из рассказов матери, родной сестры императрицы Елизаветы, возникал образ столь притягательный, что Мария Александровна всю жизнь находилась под его обаянием;
  • была бережлива и экономна - особенно в последние годы жизни большие средства тратила на благотворительность - учредила Российское Общество Красного Креста, а также патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ;
  • держала  «шефство» над Императорским фарфоровым заводом, при этом руководствуясь личными вкусами отдавала предпочтение работам немецкого скульптора Августа Шписа (1817-1904гг.), который с ее подачи стал автором большинства скульптурных моделей, исполненных на этом предприятии в середине 19 века. Среди наиболее типичных произведений Шписа - вазы, фарфоровые фигурки детей, амуров, маленьких цветочниц…
Парные вазы по модели Августа Шписа, ~1870г., собрание Эрмитажа, фото из интернета
Парные вазы по модели Августа Шписа, ~1870г., собрание Эрмитажа, фото из интернета
  • способствовала развитию женского образования в России, проявляла заботу о православном просвещении Кавказа и других национальных окраин Империи, оказывала помощь русскому учебному заведению в Черногории, а также участие в создании "Русской Палестины".

P.S. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории! Ставьте "лайк"!

Вам будет интересно прочесть про:

#романовы #императрица #мария #коронация #коронационное_платье #гессен