Найти тему

Никки-до («Путь дневника») — духовная практика от Эраста Фандорина

В «Чёрном городе» Борис Акунин пишет о японской духовной практике никки-до («Путь дневника»), которую осваивает Эраст Фандорин. Любопытно, что найти что-либо о ней (кроме, собственно, отсылок к роману) мне пока так и не удалось. В Википедии есть лишь упоминание японского литературного стиля никки. Впрочем, это тоже оказалось довольно интересно.

Японские поэтессы хэйанской эпохи
Японские поэтессы хэйанской эпохи

В раннем средневековье писательство в Японии было уделом элит, а символом учености было владение китайской письменностью. Соответственно, писали на китайском языке и для всеобщего чтения. Даже дневники того времени были скорее литературными произведениями, чем собственным бытописанием авторов. Изменения грянули в эпоху Хэйан, когда в Японии было изобретено фонетическое письмо.

Письменность открыла путь в литературу женщинам, и они немедленно стали писать о том, что видели — фактически, вести дневники. При этом, женские дневники отличались от мужских искренностью и открытостью, первые японские писательницы писали о том, что с ними происходило и происходило вокруг них. Так что, название «никки-до» и впрямь можно перевести с японского, как «Путь Дневника», однако, практику, скорее всего, выдумал сам Акунин.

Вымышленная практика для реального роста

Выдумал, впрочем, филигранно — в свойственной ему манере. Здесь я должен привести довольно большую цитату из «Чёрного города»:

Дневник ведут многие, как на Западе, так и на Востоке. Юные гимназистки записывают в заветную тетрадку свои сердечные переживания, прыщелобые студенты предаются ницшеанским грёзам, семейные матроны ведут хронику детских болезней и салонных сплетен, писатели причёсывают свои мысли ради посмертной публикации в предпоследнем томе собрания сочинений (в последнем, как известно, бывают «Письма»). Но человек, который во всяком занятии стремится отыскать способ подняться на более высокую ступеньку бытия, хорошо понимает: настоящий смысл ежедневных письменных излияний в том, чтобы развивать ясность ума и духа. Когда к дневнику (по-японски «никки») относятся подобным образом, это не просто бумагомарание, а Путь, и очень непростой. Посложней, чем квантовая теория, которой Фандорин посвятил весь 1913 год.

Дальше будет ещё несколько крупных цитат — надеюсь, вы отнесётесь к ним благосклонно. Акунинский слог не хочется впустую перекладывать на свой лад, а хочется передать побольше смыслов.

Кстати, русское слово «дневник», хоть и не имеет в себе японского корня «никки», но забавно созвучно ему. Это отправляет нас к моей концепции того, что все языки где-то в глубине одинаковы, и есть коренные причины, по которым люди называют определенные вещи определенными наборами звуков. Причины, никак не связанные ни с расовыми различиями, ни с культурными, ни с какими-либо ещё — где-то в глубине существует общий язык всего нашего вида, и мне, как человеку, работающему со словом, всегда крайне интересно приблизиться к его проявлениям.

В общем, в качестве духовной практики, Фандорин ведёт дневник - делает ежедневные записи в тетради:

Никки положено вести ежедневно. Уважительных причин, по которым разрешалось бы сделать перерыв, не существует. Ни болезнь, ни горе, ни опасность оправданием не являются. Если ты оказался в пустыне без бумаги и кисти — скреби палочкой по песку. Если потерпел кораблекрушение и плывешь по морю на доске — води пальцем по доске.

Буквально на днях писал об этом в своём канале «Деньги из букв». Если хотите научиться писать (стать писателем) — нужно писать каждый день, оттачивать мастерство, вырабатывать привычку, тренировать задницу (как говорил писатель Валентин Катаев, «железную попу»). Если не писать, ничего путного и не напишется. Само не случится.

В каждодневной практике же непременно наметится рост, сформируется авторский стиль, наберется рабочий темп. И вообще, дисциплина — основа любой практики, в том числе и духовной. Практикой называется деятельность, направленная на достижение опытности, то есть в любой практике обязана быть заложенной повторяемость.

Как и для любого писателя, для практики никки-до был важен стиль написания, от которого Фандорину нельзя было отступать:

Стили в «Никки-до» существуют разные. Можно сосредоточиться на описаниях природы и погоды, чтобы постоянно соотносить внутреннее состояние души с дыханием Вселенной. Другой метод, наоборот, рекомендует отстраниться от внешнего и сконцентрироваться на тончайших нюансах своего внутреннего мира, причем каждый день, желательно в час заката, во что бы то ни стало находить свежий повод для возвышенных слёз.

Своим ученикам-копирайтерам и будущим писателям я обычно советую писать рано утром, на свежую голову. Это не только позволяет использовать максимальную эффективность ума, но и доделать что-то вечером, если с утра не вышло или пришлось отвлечься. Впрочем, для дневниковых записей вечернее время, конечно, подходит больше, ведь день завершен и описание его событий может, наконец, обрести некую окончательность.

Всего стилей существует около сорока. Фандорин выбрал тот, который называется «Три гармонии». Именно такой лучше всего подходит человеку с кармой разновидности «Февральская ночь на морском просторе» — то есть чередование тьмы и лунных просветов при шквалистом ветре. Чтобы не стать игрушкой волн, муж столь непростой судьбы много обрете, используя формулу «Дерево — Клинок — Иней».

Глубокое знание японской культуры позволяет Григорию Шалвовичу писать о никки-до крайне естественно и достоверно. Практически невозможно долго удерживать в голове понимание того, что духовная практика Фандорина — авторский вымысел и один из заворотов сюжета. Достоверность удивительная, какая бывает только у вымышленных вещей.

Это Нацумэ Сосеки. Яндекс считает, что именно так выглядит японский писатель
Это Нацумэ Сосеки. Яндекс считает, что именно так выглядит японский писатель

Акунин — гений сторителлинга. Чтобы история была правдоподобной, в ней должно быть только одно фантастическое допущение. Все остальные автор прячет в безапелляционную достоверность, которая на деле так часто оказывается мистификацией, что начисто перестаешь обращать на это внимание.

«Дерево — Клинок — Иней»

Теперь давайте посмотрим на форму, в которой Эрасту Петровичу надлежит вести его дневник. Форма - ещё одна важнейшая часть практики, без которой её содержание окажется лишенным своего основного смысла. Итак, мы уже знаем, что каждая запись в никки состоит из трёх частей, которые называются «Дерево», «Клинок» и «Иней». Вновь обращаемся к авторскому тексту Акунина:

Первый элемент этой красивой триады отвечает за усилия ума и помогает интеллектуальной сфере размеренно крепнуть и подниматься — как тянется к небу растущее дерево. Поскольку ум укрепляется посредством новых знаний, ежедневную запись рекомендуется начинать с какого-нибудь полезного сведения, обретенного за минувший день. Иногда Эраст Петрович попросту брал энциклопедию или научный журнал и выписывал оттуда заинтересовавший его факт.

Кстати, отличный метод помогать интеллектуальной сфере размеренно крепнуть. Я, например, всё время что-то записываю в свои блокноты и тетрадки. А вот работать с этими записями плотно — не успеваю, оставляя разборки на потом, на случай, если знания понадобятся для какого-то текста или новой книжки.

При этом вообще не сложно брать какой-то интересный факт из минувшего дня и вечером писать по его мотивам, например, пост для «Агентства Медвижимости». И интеллектуальная сфера бы поднималась, и канал становился более познавательным. А то столько записей лежат без дела годами. Всегда было обидно, теперь есть выход. Отлично! Значит, «Дерево». Давайте ежедневно тянуться к небу!

«Клинок» — это символическое обозначение ясности и эффективности всякого планируемого действия. Клинкообразность поступка очень выигрывает, если вначале изложить свои соображения и выводы на бумаге. Очень мудрая практика — особенно во время трудного расследования, да и вообще, если нужно разобраться в какой-то сложной проблеме или душевной смуте. Эту часть дневниковедения Фандорин ценил выше всего.

Чего-то вспомнился «План-кинжал» из забытого уже мира «Бизнес-молодости». А ведь смысл почти в том же, в ясном и эффективном действии. Эту часть никки-до, пожалуй, более других ценю и я — вероятно потому, что именно она первой стала самоочевидной. Сначала я стал письменно разбираться в «сложных душевных смутах» (так появилась «Медвижимость»), затем научился выписывать и логики будущих действий — по крайней мере, каких-то особенно значимых.

-3

Впрочем, ежедневной практика становиться не спешила, и без перехода к никки-до — не стала бы таковой, видимо, никогда. Повторюсь, дисциплина является базовой основой внедрения в жизнь совершенно любой практики.

Хуже обстояло дело с последним элементом — «Инеем», которым полагалось завершать упражнение. «Иней» — это состояние душевного покоя, просветления и освобождения от суетных тревог. Лучше всего преодолению внутреннего сумбура помогает создание мудрого изречения. Чертовски трудно после утомительного дня исторгнуть из себя что-нибудь мудрое, да ещё 365 раз в году! Но критерий строг. Мысль должна быть достаточно глубока, оригинальна и изящно изложена, чтобы её было не стыдно написать на свитке и повесить в токонома.

У меня, к слову, тоже сложно обстоят дела с «Инеями», хотя иногда получаются действительно меткие изречения (собираю и отдельно — для будущих историй, иногда использую, проверяю на практике). Кстати, токонома — это небольшая ниша в стене дома. Несколько лет забывал посмотреть, что это за фигня, и вот, наконец-то, посмотрел. Как думаете, можно ли написать об этом в сегодняшнем «Дереве»?

Практика Фандорина для ведения блогов

По сути, Акунин учит вести блоги. Если увлекаетесь духовными практиками и любите играть в слова, можно, например, посадить жёлудь и ежедневно писать о его приключениях. Буду удивлён, если вас хватит на год. Писать, к слову, хорошо бы кистью — как средневековые японцы. Сначала кистью, а потом уже переносить в онлайн.

Вообще, когда я начал вести записи во время чтения книг, стало очевидно, насколько всё переплетено, и как одни знания дополняют другие, расширяют их, да углубляют. В определенный период мне везде попадался Пётр Великий — на одной из популярных площадок я вёл колонку о нём, и материалы для нее (в самом прямом смысле) «прилетали» из окружающего поля. Можно было читать учебник математики для третьего класса и найти в нём парочку интересных фактов о Петре.

Так что, записывать интересное из книг — крайне важная и полезная практика. Как важно и работать с тем, что записываешь. Работать сразу, а не «через годы, через расстояния». Может, остроумное изречение каждый день рождать и не обязательно, но перерабатывать полученные знания в новые публичные материалы — важно. Причем, важно как для автора, так и для мира в целом. Это ли не подлинный «Путь Дневника».

Вместо выводов

А выводов сегодня никаких и не будет. Хотел рассказать вам о никки-до — рассказал. Вытащил из дневника несколько здоровских цитат из Бориса Акунина, сдобрил своими наблюдениями. Надеюсь, получилось полезно. Ну, или хотя бы интересно. Напишите в комментариях, что пригодится вам в деятельности. И попробуйте найти свой «Путь Дневника». Уверен, это поможет интеллектуальной сфере размеренно крепнуть и подниматься — как тянется к небу растущее дерево.

Подписывайтесь на мой канал.
Агентство Медвижимости работает без комиссии.