На этот вопрос можно сразу ответить утвердительно: да, был, и не один.
Но саму историю стоит рассказать немного подробнее, она малоизвестна, довольно занимательна и к тому же касается очень интересной личности в биографии композитора: психотерапевта Николая Владимировича Даля.
Альт, гипноз и оккультное знание
Этот человек, как известно, в 1900 году с помощью французской методики постгипнотического внушения буквально вытащил юного Рахманинова из серьёзного творческого тупика. Результатом его сеансов стал сверхпопулярный Второй фортепианный концерт, на титульном листе которого написано: "Посвящается Н.В.Далю". Об этом на Культшпаргалке были две статьи 👇
Впоследствии вся большая семья Рахманиновых-Сатиных пользовалась консультациями доктора Даля.
В 1917 году Рахманинов с женой и дочерьми уехал из России. В 1920 году Даль тоже покинул Москву, некоторое время жил в Баку, потом в Батуми, затем добрался до Константинополя, а ещё позже осел в Бейруте (Ливан).
В этих странствиях ему пригодилось его хобби - умение играть на альте и скрипке: вместе со своим сыном-виолончелистом он подрабатывал в местных оркестрах и ансамблях. На этом фото он сидит справа, в группе альтов (в углу снимка увеличенный фрагмент):
Психотерапией Даль практически не занимался, поскольку это требовало знания местных языков. Зато на Востоке он увлёкся оккультизмом и иногда публиковался в специальных русскоязычных журналах.
Судьба вновь свела Рахманинова и Даля, когда оба они оказались в эмиграции.
Талисман №1
В 20-годы огромное количество русских людей рассеялись по всему свету, связи между ними были утеряны.
Полагая, что Даль ещё в Москве, Рахманинов написал ему, чтобы найти контакты с Сатиными - своими родственниками (и одновременно родителеми его жены Натальи), которых он хотел переправить из голодной России в Европу. Даль был уже в Константинополе и в ответ поинтересовался, есть ли перспективы устройства для обычных музыкантов в США (он имел в виду себя и сына). Рахманинов отсоветовал ему ехать в Америку.
Так между ними установилась очень редкая переписка.
В декабре 1936 года Рахманинов отправил Далю поздравление с наступающим Новым годом и приложил к нему, как он это обычно делал, чек. Даль в ответ отправил своему бывшему пациенту письмо с подарком: камнем-талисманом.
«Дорогой Сергей Васильевич! Сегодня получил Ваше письмо; большое и сердечное спасибо Вам за добрую память, душевные пожелания и заботу о материальном благополучии. ... Прожив на Востоке 15 лет, я не остался совершенно чуждым этим впечатлениям и поэтому решаюсь послать Вам талиcман, долженствующий сохранять и поддерживать Ваше здоровье. Для этого достаточно носить его при себе. Посылаю его просто в заказном письме, ибо это не драгоценный камень; ценность его представляют его оккультные свойства.
В чем заключается его магическая сила, я не берусь объяснять, но надеюсь, что она себя обнаружит. Кончаю на этом, чтобы не отнимать у Вас слишком много времени. Еще раз сердечное спасибо за все. Жму Вашу руку. Будьте здоровы! Ваш Н. Даль»
Рахманинов носил этот талисман при себе целый год, на здоровье при этом не жаловался и писал своему другу и секретарю Евгению Сомову (вероятно, не без иронии) что "талисман, видимо, помогает".
Талисман №2
Но ирония оставила его, когда через некоторое время во время гастролей в Лондоне, талисман потерялся. Рахманинов был довольно сильно обеспокоен этой потерей. Его жена Наталья Александровна поделилась этим со своей сестрой Софьей, и та решилась написать малознакомому доктору.
«Глубокоуважаемый Николай Владимирович, не знаю, помните ли Вы меня, но я одна из многих и многих, которой Вы когда-то так бескорыстно помогли восстановить здоровье и которая благодаря Вам, несмотря на все ужасы, происходящие кругом, полна энергии, бодрости и силы.
Обращаюсь к Вам с большой просьбой от имени сестры моей Н. А. Рахманиновой. Она пишет, что Сергей Васильевич, к великому своему огорчению, потерял недавно в Англии талисман, который Вы ему прислали года два-три назад. Он его очень ценил, бережно хранил и никогда с ним не расставался. Сестре очень хотелось бы успокоить его, попросив Вас, если Вы найдете это возможным, прислать ему другой экземпляр взамен потерянного".
Доктор Даль тут же откликнулся:
«Дорогой Сергей Васильевич! Мною получено письмо С. А. Сатиной, сообщающей, что Вы случайно потеряли в Англии талисман и огорчены этим. Но не огорчайтесь!
С оккультной точки зрения — случайности не существуют; цепь причин и следствий непрерывна, и то, что мы называем случайностью, является лишь результатом ограниченности нашего кругозора, вследствие которой некоторые звенья этой цепи причинности ускользают из нашего поля зрения.
Вы потеряли талисман потому, что должны были его потерять. Для чего? Это я не берусь Вам объяснить: быть может, для того, чтобы я прислал Вам другой — более могущественный, приобретенный мною недавно" (из письма от 2 мая 1938 г.)
Так Рахманинов получил замену своей потере.
"Не могу сказать, как Вы меня порадовали!! За эту радость хочу Вас от души благодарить... Хотелось бы мне, в свою очередь, узнать у Вас, не мог ли бы я Вам чем-нибудь помочь? Если Вы мне ответите только одним словом "да", я бы знал, что мне надо сделать" - написал он в ответном письме Далю.
В этом же, 1938 году, Николай Васильевич Даль оказался в Европе и по приглашению Рахманинова навестил его в Сенаре (швейцарском имении композитора).
Годом позже доктор Даль умер в Бейруте. Дальнейшая судьба подаренного им талисмана неизвестна.
P.S.
Кстати, в том же письме Даль написал для Рахманинова рецепт "средства для излечения невралгии тройничного нерва, считавшейся до сих пор почти неизлечимой". Он знал, что композитор с юности страдал от сильных височных болей.
Для интересующихся этой темой - продолжение 👇
В 👉подборке статей о Сергее Васильевиче Рахманинове есть ещё истории из его жизни: 👉почему его мать не уехала с ним в эмиграцию, 👉кем были братья Рахманинова, и 👉кто придумал легенду о дочери доктора Даля.