Сегодня мы прогуляемся по Музею Мирового Океана в г. Калининград и покажем поистине интересные экспонаты на его территории.
Музей Мирового Океана в г. Калининград был создан 12 апреля 1990 г. и он является первым в России маринистическим музеем, являющимся республиканским центром научных исследований и научно-методической работы в области изучения истории исследования и природы океана.
В данном музее есть множество экспозиций, посвящённых морской флоре и фауне, геологии и гидрологии мирового океана, научному судоходству и всему остальному, что связано с изучением глубин.
Кроме того на его территории находится единственная в стране Набережная исторического флота, в зданиях есть своя маринистическая библиотека и даже есть своя экологическая станция.
Ранее мы уже рассказывали о находящихся у причала музейной Большой дизель-электрической подводной лодке Б-413 проекта 641 и Научно-Исследовательском Судне "Витязь", а в этой статье пройдёмся по береговой части экспозиции и покажем ряд других не менее интересных экспонатов.
И начнём мы нашу прогулку с главного корпуса музея, где находится крупнейший в России скелет Кашалота.
Наш интерес в первую очередь представляют различные глубоководные аппараты, поэтому в этой статье мы не будем рассказывать о сотнях образцов кораллов, моллюсков и рыб.
А сразу перейдём к павильону с экспозицией "Глубина".
Здесь выставлена капсула спускаемого аппарата космического корабля "Союз".
Как вы уже догадались из названия, эта капсула была предназначена для спуска полезной нагрузки с орбиты и мягкой посадки на поверхность Земли.
Внутри расположен манекен в скафандре для понимания тесности условий в этой капсуле.
Рядом установлен подводный аппарат проекта 1605 "Тетис".
На основе идей, заложенных в конструкцию буксируемого подводного аппарата "Атлант", в 1970 г. под руководством главного конструктора Е. В. Крылова в СКБ "Судопроект" был разработан новый подводный аппарат типа "Тетис".
В отличии от предыдущего одноместного аппарата, гидростат "Тетис" был двухместным и мог погружаться на глубину до 300 метров. Такие аппараты использовались дял изучения поведения различных рыб в толще воды.
Погружение аппарата производилось за счёт буксировки и воздействия гидродинамической силы набегающего на его крылья потока воды. Во время уменьшения скорости буксировки аппарат всплывал т.к. имел положительную плавучесть.
Всего в период с 1972 по 1990 гг. было построено десять таких аппаратов, большая часть из которых теперь являются экспонатами музеев и памятниками.
Главным объектом экспозиции этого павильона является легендарный Глубоководный Обитаемый Аппарат "Мир-1".
ГОА "Мир-1" и "Мир-2" были построены под научно-техническим руководством учёных и инженеров Института океанологии им.П. П. Ширшова Академии Наук СССР в 1987 г. в Финляндии известной фирмой "Rauma-Repola".
Эти аппараты могли погружаться на глубины более 6000 метров и широко использовались во время экспедиций в различных морях и озере Байкал.
Они применялись во время ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок "Комсомолец" и "Курск", с помощью "Мир" проводились съёмки знаменитого фильма "Титаник", они установили на дне Северного полюса титановый Российский флаг,
За выдающиеся успехи в работе этих аппаратов, заведующему лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии им П. П. Ширшова АН СССР доктору технических наук А. М. Сагалевичу 24 декабря 2003 г. Академией подводных наук и искусств США был вручен самый престижный приз в мире за подводные работы "Подводный Оскар" в номинации "Наука".
Водолазная барокамера, произведённая в 1972 г. Она и сейчас является необходимым оборудованием каждого водолазного судна.
В такой камере создаётся давление в 10 атмосфер, моделируя давление на глубине 100 метров для тренировок водолазов и лечения кессонной болезни.
А теперь давайте выйдем на улицу.
И посмотрим что интересного выставлено здесь.
Глубоководный Обитаемый Аппарат "Пайсис-VII".
Это один из двух построенных для СССР таких аппаратов, которые предназначались для сбора научных данных и выполнения различных прикладных работ как в толще океана, так и на его дне.
Строительство этих аппаратов велось с 1975 г. по заказу Академии Наук СССР в Канаде фирмой "Хайко", а в 1977 г. первый из них был принят в эксплуатацию Институтом океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР.
Данный аппарат работал как в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, так и на озере Байкал, внеся большой вклад в отечественную и мировую науку, погружаясь на глубины более 2000 метров.
В ходе экспедиций с использованием "Пайсиса" были получены уникальные данные в области биологии, геологии, гидрофизики, гидрохимии и гидроакустики.
Эксплуатацию этого подводного аппарата прекратили в 1991 г., а в 1998 г. он был передан в музей Мирового океана. Второй советский ГОА "Пайсис-XI" сейчас находится в экспозиции Байкальского музея Иркутского научного центра СО РАН в пос. Листвянка на берегу Байкала.
Рядом с "Пайсисом" стоит альтернативная энергетическая установка для показанного выше ГОА "Мир". Она испытывалась в качестве альтернативного источника энергии для этих сверх глубоководных подводных аппаратов.
Но в эксплуатацию так и не была принята, зато сохранилась в этом музее.
Есть здесь и сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М" проекта 907. О этих лодках мы уже рассказывали ранее подробно в наших статьях, поэтому лишь в кратце напомним их суть.
Данная СМПЛ была разработана Центральным проектным бюро "Волна" и состояла на вооружении боевых пловцов ВМФ СССР с 1973 г. и вплоть до распада СССР.
Экипаж этой лодки составлял всего два человека и они могли действовать как самостоятельно в районе пункта базирования, так и доставляться в заданные районы при помощи судна-носителя.
Использовались они для патрулирования акватории и быстрого скрытного перемещения боевых пловцов.
Запас хода этой СМПЛ составлял всего около 8-10 морских миль.
Всего с 1960 по 1964 гг. было построено 18 СМПЛ "Тритон" и с 1972 по 1980 гг. ещё 32 СМПЛ "Тритон-1М".
Из всех выпущенных первых "Тритонов" сейчас в музеях и парках "Патриот" сохранилось около десятка таких подлодок, установленных в разных регионах России.
На открытой экспозиции также можно встретить реактивную бомбомётную установку РБУ-6000 "Смерч-2", разработанную под руководством главного конструктора В. А. Масталыгина в Московском НИИ теплотехники.
Она была принята на вооружение ещё в 1961 г. и устанавливалась на кораблях для борьбы с подводными лодками, кораблями, торпедами и диверсионными группами противника на расстояниях до 6 километров.
Кстати у нас на канале есть статья о единственной такой наземной береговой позиции РБУ-6000.
Есть здесь и различные глубинные бомбы.
Особо выделяется рубка подводной лодки С-357 "Ульяновский-Комсомолец" проекта 613, построенную в 1955 г. на Балтийском судостроительном заводе №189 им. Орджоникидзе в г. Ленинград.
Во время распада СССР эта подлодка стала одной из доставшихся бывшей Эстонской ССР и вместе с другими собратьями по несчастью направлена на утилизацию.
Но номер этой лодки в 2015 г. был нанесён на эту рубку, которая сохранилась в данном музее, хотя она это или нет, мы так понять и не смогли.
Ну а мы продолжаем осмотр.
Немного автоматических корабельных орудий.
Торпед.
Сигнальных буёв.
Под одним из навесов нам встретилась закрытая спасательная шлюпка барка "Крузенштерн". Такие шлюпки вмещают до 28 человек и производятся с конца 1970-х гг. по сей день.
Под ещё одним навесом стоит малый гидрографический катер проекта 76630, который предназначался для выполнения гидрографических работ на реках, озёрах и прибрежных районах морей. Строились такие катера с 1970-х по 1990-е гг.
Ещё под навесом взгляд привлёк такой ярко-жёлтый судовой дизельный двигатель SKL 8NVD 48A-2U барка "Крузенштерн" мощностью 736 кВт.
Тамарина Мачта возвышается над лежащей рядом противокорабельной крылатой ракетой П-15М.
Отдельно хотелось бы остановиться на противолодочном самолёте-амфибии Бе-12 "Чайка", также известном как летающая лодка, самолёт-амфибия и "изделие Е".
Данный самолёт был создан в ОКБ Бериева на смену Бе-6 для обнаружения и борьбы с подводными лодками противника.
Свой первый полёт Бе-12 совершил в октябре 1960 г., уже в июле 1961 г. принял участие на авиационном параде в Тушино, а осенью 1963 г. начал поступать в авиационные части на флот, хотя на вооружение он был принят лишь 29 ноября 1965 г.
За время эксплуатации на данных самолётах было установлено 46 различных мировых рекордов и на момент создания он являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире. Всего их было построено 143 таких машины.
Вооружение основной модификации Бе-12 "Чайка" состоит из сбрасываемых мин, торпед и противолодочных бомб, в том числе и ядерных парашютных бомб 5Ф48, которые он нёс как во внутреннем отсеке, так и на подвесах снаружи.
Не смотря на то, что этот самолёт был снят с вооружения ещё в 1992 г., его эксплуатация продолжалась, часть авиапарка было переоборудовано под другие нужды от противопожарных до разведчиков, эксплуатируюсь вплоть до 1998 г.
У причальной стенки набережной Петра Великого видна Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641, о которой мы уже рассказывали подробно в одной из предыдущих статей.
Так что пройдём к другим интересным кораблям, на которые к сожалению пока не пускают.
Это уникальное судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев", которое было переоборудовано в 1978 г. из построенного на 10 лет ранее лесовоза "Семён Косинов".
Лесовоз "Семён Косинов" был построен в 1968 г. на Ленинградском судостроительном заводе им. Жданова и на нём же в 1978 г. под руководством главного конструктора Б. П. Ардашева он был перестроен в Научно-Исследовательское Судно, получившее название в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева.
24 ноября 1978 г. на НИС "Космонавт Виктор Пацаев" был поднят красный вымпел Академии Наук СССР, а с 1979 г. оно было сдано в эксплуатацию и вошло в состав Службы Космических Исследований Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР.
Главной задачей НИС-а являлись приём и анализ телеметрических данных, а также обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.
Совершив за время эксплуатации 14 научно-исследовательских рейсов, участвуя в работах с различными космическими аппаратами серии "Союз", "Салют", "Прогресс" и "Молния", оно завершило свою деятельность в 1994 г.
Большинство космических судов СССР в настоящее время канули в небытие, но этому повезло и в 2001 г. оно было направлено в г. Калининград к причальной стенке Музея мирового Океана, где продолжило выполнять своё космическое предназначение, обеспечивая связь с космическими аппаратами, в том числе с Международной Космической Станцией.
В 2014 г. в строй был введён Балтийский Командно-Измерительный Пункт, который помимо своих задач, взял на себя и функции данного чудом уцелевшего судна, а в 2015 г. администрацией Калининградской области оно было признано выявленным объектом культурного наследия и в 2016 г. приказом Министра культуры РФ внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения.
В 2017 г. НИС окончательно было выведено из эксплуатации и с тех пор решается вопрос о снятии с него важного оборудования и решения Генерального штаба ВС РФ о окончательной передаче судна музею.
Решён ли этот вопрос окончательно нам не известно, но говорят, что иногда на верхнюю палубу пускают туристов, хотя нам не повезло.
Также у причальной стенки стоит плавучий маяк "Ирбенский", являющийся одним из последних построенных в мире обитаемых плавучих маяков.
В середине XX века сильно возрос поток судов, следовавших через Ирбенский пролив в Рижский торговый порт и существовавшее на то время навигационное освещение пролива было недостаточным, создавая опасность прохода судов.
Так в конце 1950-х гг. правительством СССР в Финляндии было заказано два плавучих маяка проекта № 852, которые строились на верфи "Лайватеоллисуус" в Турку. Один из них предназначался для Каспийского моря на замену имеющемуся там устаревшему плавучему маяку, а второй на Балтику.
В 1962 г. плавучий маяк "Ирбенский" был построен и установлен в начальной точке северного фарватера Ирбенского пролива, став одним из последних построенных в своём роде.
Через год его местоположение было изменено и на новом месте он работал сезонами с апреля по декабрь вплоть до 1985 г., пока не был построен новый капитальный одноимённый маяк в районе банки Михайловская.
Свой последний рейд по обеспечению навигации в данной точке этот плавучий маяк осуществил в период с 1986 по 1987 гг., после чего был направлен на капитальный ремонт, по окончании которого в 1989 г. направлен на работу в начальной точке глубоководного фарватера, ведущего в один из основных незамерзающих портов на востоке Балтики в г. Вентспилс. Тогда же он временно сменил название на "Вентспилсский".
Но за две навигации маяк четыре раза срывало с якоря во время непогоды и вместо него был установлен буй ледового класса.
А в 1994 г. в ходе вывода Российского флота из Латвии, плавучий маяк был отбуксирован в г. Балтийск, а впоследствии в г. Ломоносов на базу 607-го Отдельного дивизиона гидрографических судов. Тогда на его палубе разместили вахту штаба дивизиона, в качестве которой он и прослужил ещё 15 лет.
После вывода его из эксплуатации в 2009 г. поступало множество предложений по дальнейшей судьбе судна от банального распила до организации на нём казино, но повезло и покупателей на этот уникальный объект не нашлось даже за символическую сумму в 1 миллион рублей и это спасло последний уцелевший плавучий маяк России от печальной судьбы.
А в конце 2014 г. Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации было принято решение передать плавучий маяк "Ирбенский" Музею Мирового океана. Кроме того, Министерство культуры РФ даже выделило средства на восстановление судна в размере 9 900 000 рублей.
Так 29 октября 2016 г. судно было отбуксировано в док на Кронштадтский морской завод на реставрацию и 30 июня 2017 г. маяк прибыл в г. Калининград к причальной стенке музея. Транспортировку судна оплатила компания "Лукойл".
Рядом с плавучим маяком стоит ещё одно судно. Это средний рыболовный траулер СРТ-129 в сварном исполнении, построенный в ГДР по заказу Министерства рыбной промышленности СССР от 1949 г. по чертежам строившихся в Германии во время Великой Отечественной Войны клёпанных судов типа "Логгер", доставшихся в качестве репараций Советскому Союзу.
Суда этого типа сформировали Калининградскую рыболовную школу и позволили открывать новые районы ловли в открытом океане. Кроме того, на базе этого проекта было построено около 60 научно-исследовательских судов. Сейчас их практически не осталось и потому оно заслуженно заняло место среди других экспонатов.
А ещё здесь есть бывший малый подъёмный железнодорожный мост через реку Прегель, который был построен в 1863-1865 гг.
Он является первым железнодорожным мостом через реку Прегель и одновременно первым стальным и первым поворотным мостом в Кёнигсберге.
Но в 1926 г. напротив был построен новый двухъярусный мост и в 1929 г. за ненадобностью подвижный поворотный пролёт демонтировали со старого моста.
А после окончания ВОВ на месте старого моста был построен новый подъёмный мост. В отличии от предшественника, его средний пролёт не отводился в сторону, а поднимался наверх.
Летом 1995 г. средний пролёт уже второго моста на этом месте был убран в сторону чтобы дать возможность пройти судам к спорткомплексу "Юность" для участия в параде в честь празднования трёхсотлетия Российского флота и с тех пор этот мост выглядит как этакие "водные ворота".
А напротив стоит и собственно сам двухъярусный мост, построенный в 1926 г. По его верхней части ходили поезда, а по нижней было организовано автомобильное и пешеходное движение.
Кстати до войны он тоже был поворотный, но был разрушен, а по окончании ВОВ восстановлен в неразводном железнодорожном варианте. И лишь в 1965 г. окончательно восстановлен с вертикально подъемным средним пролётом.
Вот такая замечательная прогулка у нас получилась на этот раз.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.