Озоновый слой восстанавливается, озоновые дыры зарастают. Дело идет к тому, они и вовсе исчезнут, включая ту, которая тревожила больше всего - над Антарктидой.
Если нынешняя тенденция сохранится, то к 2040 году озона станет вдоволь практически над всем земным шаром. Еще четыре года уйдут на то, чтобы окончательно затянулась «дыра», имеющаяся над Арктикой. К 2066 году в норму придет и атмосфера над Антарктидой - озоновый слой восстановится до уровня 1980 года.
Обнадеживающие глобальные прогнозы, основанные, конечно, на тщательных измерениях, прозвучали в Найроби на недавнем съезде Американского метеорологического общества American Meteorological Society. Их обнародовали эксперты ООН, отслеживающие состояние озонового слоя планеты.
Эксперты с воодушевлением сообщили, что Монреальский протокол дал и будет давать плоды. Если его продолжить соблюдать. Это международное соглашение 1989 года предусматривало, что страны постепенно сократят использование и, соответственно, выбросы веществ, разрушающих озон - в первую очередь хлорфторуглеродов (CFC), применяемых в основном в холодильниках.
В результате совместных усилий удалось «вывести из обращения» 99 процентов веществ, разрушающих озон. Что, как полагают эксперты, и привело к заметному восстановлению его слоя в стратосфере.
Озоновый слой защищает обитателей Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, заметно снижая их концентрацию. В былые годы, ученые, предрекая разрастание «дыр», пугали людей животных слепотой - мол, жесткий ультрафиолет буквально выжжет глаза.
Восстановление благотворно повлияло и на климат в целом - если бы «дыры» не зарастали нынешними темпами, на Земле стало бы еще жарче. Примерно на 0,5 градуса Цельсия.
Еще один эффект «латания дыр» - астрономический. О нем, правда, речь на съезде не шла, но он есть: Земля стала менее заметна со стороны. Замаскировалась, по сути. И это хорошо. Ведь какие-нибудь злобные инопланетяне, проживающие в радиусе 300 световых лет от Солнца, могли бы легко определить, обитаема ли наша планета - с помощью инфракрасных телескопов типа Джеймса Уэбба засечь признаки нашей техногенной деятельности. Конкретно могли бы распознать те самые хлорфторуглероды. Они интенсивно поглощают инфракрасные лучи в спектре и, стало быть, различимы в атмосфере с колоссального расстояния. Хлорфторуглеродов меньше - инопланетянам труднее, нам - спокойнее. Никто не ограбит. Кстати, Стивен Хокинг этого очень боялся.