Стали встречаться довольно часто материалы, в которых обсуждается, какую ужасную и лютую чернуху снимал режиссёр Алексей Балабанов. Зрители жалуются, что не хотят смотреть на маргиналов, на мир алкашей и коммуналок. Что ж, попробуем разобраться.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о мирах Алексея Балабанова
В общем, я хочу донести ряд тезисов — для простоты и краткости, потому что зрители просто заблуждаются, не зная контекста. А потом пусть каждый судит, как хочет.
Человек из другого времени, из другой эпохи
Фильмы, которые снимал Балабанов — они из другой кинематографической эпохи. Многие зрители эту эпоху просто не застали, или игнорировали, потому что волей судеб оказались вдалеке от неё. За десять лет до этого у нас была другая страна.И через десять после — тоже другая.
Да, есть люди, которые стремятся на этой эпохе паразитировать. Одни клепают литературные поделки терабайтами, сидя штатными сценаристами на студиях. Другие снимают их, продюсируют, и успешно продают. Но это всё рядовые, проходные продукты. И выхлоп с этого хороший, потому что показов много на телевидении.
Раз ! — отключил у зрителя мозг, и давай накачивать его пустыми калориями. А зритель и рад, потому у него телевизор вместо всего — вместо детей, любовницы, семьи, увлечений. Он живёт жизнью персонажей из мыльных опер вот этих. Глянул на цветные картинки, залил стопочку — и до утра, утром на работу.
Стиль такой
В синематографе нуар, как направление, стоит не на самых последних местах. Причём у нас это направление было обусловлено самим существованием государства, народа в то время. Оно не придумано, не воссоздано на основе каких-то фантастических произведений. Всё это было. Да, художник может создавать собирательных персонажей, да и делает это зачастую, потому что так интереснее.
Но, ситуации, в которые они попадают, истории, которые они проживают на экране, могут быть написаны на основе реальных событий. У Пикуля или Дюма персонажи тоже не такие, какие были в жизни.
Эмпатия и дежавю
Часто популярность фильма, или даже кинотренда/телетренда, диктуется эмпатией зрителя к героям, отождествлением зрителем себя с героями (да, вот это же у меня тоже так было, и вот такой Павел Ефграфович дефку увёл). Простейший пример — всем известный сериал. Волков и Ларин — простые ребята, борются с преступностью, но и выпить не дураки, да и одёжка вот у них плохая, видно, что взяток не берут. Латыш Дукалис — наш, братский. И Каразия, хоть и нерусский, но вот тоже они дружат, и вместе работают. И всё у них, как в жизни — и скандалы дома, и пустые карманы.
Так вот, фильмы Балабанова тоже про простых, обычных людей. Даже его супергерои имеют черты простых граждан — служил в армии, вот демобилизовали, делать нечего, надо идти в бандиты. Такое тоже бывало.
Декорации обязывают
У Достоевского был свой Петербург, у Балабанова — свой. Как режиссёр, хоть и начинающий, я давно понял, и ощутил на себе, что любой режиссёр, в общем-то, рассказывает всегда одну историю. И история эта всегда связана с его личностью, увлечениями, всем, что окружает его. Потому что ты идёшь по улице, и автоматически отмечаешь: вот бомж в лохмотьях, вот красиво падает сквозь деревья свет, вот уличные какие-то события происходят. Невозможно, ходя по Петербургу девяностых, придумывать слащавые сказки о богатых разведёнках и благородных клерках.
Что делать
Просто не смотреть эти фильмы, если они вам не нравятся. В общем-то, большинство таких картин предназначено для зрителей 14-35 лет (для первого просмотра).
И, конечно, если зритель окружил себя гламуром и роскошью с позолотой, и не хочет вспоминать, как он жил в помоечной коммуналке на Владимирском или Петроградке, к чему заставлять его делать это. Можно же глянуть «ЛУЧШИЕ В АДУ», или сериал «ДЕТЕКТИВЫ».