Найти в Дзене
Антон Владимиров

НУАР И ЧЕРНУХА Алексея Балабанова

Оглавление

Стали встречаться довольно часто материалы, в которых обсуждается, какую ужасную и лютую чернуху снимал режиссёр Алексей Балабанов. Зрители жалуются, что не хотят смотреть на маргиналов, на мир алкашей и коммуналок. Что ж, попробуем разобраться.

К/ф "Брат". Кстати, я нашёл площадку, с которой снимали этот кадр, и тоже поснимал с неё для нашего фильма про Цоя.
К/ф "Брат". Кстати, я нашёл площадку, с которой снимали этот кадр, и тоже поснимал с неё для нашего фильма про Цоя.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о мирах Алексея Балабанова

В общем, я хочу донести ряд тезисов — для простоты и краткости, потому что зрители просто заблуждаются, не зная контекста. А потом пусть каждый судит, как хочет.

Человек из другого времени, из другой эпохи

Фильмы, которые снимал Балабанов — они из другой кинематографической эпохи. Многие зрители эту эпоху просто не застали, или игнорировали, потому что волей судеб оказались вдалеке от неё. За десять лет до этого у нас была другая страна.И через десять после — тоже другая.

Да, есть люди, которые стремятся на этой эпохе паразитировать. Одни клепают литературные поделки терабайтами, сидя штатными сценаристами на студиях. Другие снимают их, продюсируют, и успешно продают. Но это всё рядовые, проходные продукты. И выхлоп с этого хороший, потому что показов много на телевидении.

Раз ! — отключил у зрителя мозг, и давай накачивать его пустыми калориями. А зритель и рад, потому у него телевизор вместо всего — вместо детей, любовницы, семьи, увлечений. Он живёт жизнью персонажей из мыльных опер вот этих. Глянул на цветные картинки, залил стопочку — и до утра, утром на работу.

Универсальная жвачка. Но, кстати, создатели и актёры старались, да и денег не жалели.
Универсальная жвачка. Но, кстати, создатели и актёры старались, да и денег не жалели.

Стиль такой

В синематографе нуар, как направление, стоит не на самых последних местах. Причём у нас это направление было обусловлено самим существованием государства, народа в то время. Оно не придумано, не воссоздано на основе каких-то фантастических произведений. Всё это было. Да, художник может создавать собирательных персонажей, да и делает это зачастую, потому что так интереснее.

Но, ситуации, в которые они попадают, истории, которые они проживают на экране, могут быть написаны на основе реальных событий. У Пикуля или Дюма персонажи тоже не такие, какие были в жизни.
-3

Эмпатия и дежавю

Часто популярность фильма, или даже кинотренда/телетренда, диктуется эмпатией зрителя к героям, отождествлением зрителем себя с героями (да, вот это же у меня тоже так было, и вот такой Павел Ефграфович дефку увёл). Простейший пример — всем известный сериал. Волков и Ларин — простые ребята, борются с преступностью, но и выпить не дураки, да и одёжка вот у них плохая, видно, что взяток не берут. Латыш Дукалис — наш, братский. И Каразия, хоть и нерусский, но вот тоже они дружат, и вместе работают. И всё у них, как в жизни — и скандалы дома, и пустые карманы.

"Улицы разбитых фонарей", поздние сезоны. Бедную Веронику все доставали.
"Улицы разбитых фонарей", поздние сезоны. Бедную Веронику все доставали.
Так вот, фильмы Балабанова тоже про простых, обычных людей. Даже его супергерои имеют черты простых граждан — служил в армии, вот демобилизовали, делать нечего, надо идти в бандиты. Такое тоже бывало.

Декорации обязывают

У Достоевского был свой Петербург, у Балабанова — свой. Как режиссёр, хоть и начинающий, я давно понял, и ощутил на себе, что любой режиссёр, в общем-то, рассказывает всегда одну историю. И история эта всегда связана с его личностью, увлечениями, всем, что окружает его. Потому что ты идёшь по улице, и автоматически отмечаешь: вот бомж в лохмотьях, вот красиво падает сквозь деревья свет, вот уличные какие-то события происходят. Невозможно, ходя по Петербургу девяностых, придумывать слащавые сказки о богатых разведёнках и благородных клерках.

Просто автомобили у какой-то будки. 2021 год
Просто автомобили у какой-то будки. 2021 год

Что делать

Просто не смотреть эти фильмы, если они вам не нравятся. В общем-то, большинство таких картин предназначено для зрителей 14-35 лет (для первого просмотра).

И, конечно, если зритель окружил себя гламуром и роскошью с позолотой, и не хочет вспоминать, как он жил в помоечной коммуналке на Владимирском или Петроградке, к чему заставлять его делать это. Можно же глянуть «ЛУЧШИЕ В АДУ», или сериал «ДЕТЕКТИВЫ».