Найти в Дзене

Договор с издательством: проблемы и подводные камни

Оглавление

Договор с издательством на публикацию книги — это всегда желанная награда за творческий труд, особенно для тех авторов, что раньше не издавались. Однако любой договор содержит разнообразные подводные камни, поэтому читать его нужно внимательно и спокойно, а не в состоянии эйфории от того, что отправленный в издательство текст книги (ура!) издадут в бумаге, да ещё и денег за это дадут. Эти подводные камни присутствуют вовсе не потому, что издательство хочет автора обмануть, чаще всего, как в известном стихотворении А. С. Пушкина:

«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»

Поэтому я решила рассказать, что можно ожидать от договора с издательством и на что стоит обратить особое внимание. Конечно, у каждого издательства свои нюансы, но самые важные моменты в договорах прописаны примерно одинаково. Если, конечно, это солидное издательство, а не какая-то «шарашкина контора», цель которой «срубить бабла» с наивных авторов и раствориться в тумане.

Что даёт автору договор с издательством

Часто считается, что договор гарантирует автору, что его книгу напечатают и выплатят за неё гонорар. Это не совсем верное представление.

Права издательства

По договору автор передаёт издательству имущественное право, то есть право на использование своего произведения. Как издательство МОЖЕТ использовать произведение, тоже оговаривается. Например:

  • воспроизводить произведение в виде печатной, аудио- и электронной книги на русском языке на территории всего мира;
  • распространять экземпляры произведения в форме печатных книг, аудиокниг и в электронном формате по всему миру;
  • издавать, переиздавать и распространять произведение в цифровых сетях, включая интернет, при создании и использовании продуктов мультимедиа и т. д.;
  • переводить произведение (право на перевод) на другие языки, а также передавать право на перевод третьим лицам;
  • редактировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Список, конечно, примерный, допустим, право на переработку может быть не указано, но указано право разработки кинематографического сценария на основе произведения или передача права на это другой организации.

Ключевое слово здесь «может». То есть в договоре издательство не указывает, что оно ОБЯЗАНО издать вашу книгу именно в бумажном формате. Это нужно учитывать.

-2

Вознаграждение и другие «плюшки» автору

Пункт о вознаграждении опытный автор просматривает прежде всего. И важен тут не только объём денежных средств, но и форма выплаты. А она может быть разная.

Гонорар — единоразовая выплата фиксированной суммы. Размер может быть разный, но тут важно, что автор, кроме неё, ничего не получит. Даже при большом тираже и переиздании книги в течение срока действия договора. В случае гонорара ещё стоит обратить внимание на сроки выплаты. Они могут быть разные. Иногда по истечении двух месяцев после выхода книги. А так как сроки выхода в договоре не оговариваются (во всяком случае, я с таким не сталкивалась), то книга может появиться в магазинах и через полгода, и через год, и больше после заключения договора. И гонорар до этого времени будет просто греть душу автора, но не его кошелёк. А с учётом инфляции всё вообще может быть грустно.

Роялти — это процент с продажи бумажных книг, электронных копий и т. д. Выплачивается, естественно, по факту продаж после выхода книги. Как скоро может выйти книга, я уже написала. Процент выплат оговаривается в договоре. Например, если тираж книги 3 тыс., а издательская (не магазинная!) её цена 200 р., то стоимость тиража 600 тыс. Если в договоре указано 10% с каждой проданной книги, то автор суммарно получит 60 тыс. Это при условии, если продастся весь тираж. А так как тираж продаётся постепенно, а выплаты обычно бывают поквартально или раз в полгода, то эти 60 тысяч растянутся на неопределённый срок. Цифры, конечно, примерные.

Аванс + роялти — это самая предпочтительная форма оплаты. Аванс обычно выплачивается автору до выхода книги, в идеальных случаях в течение двух недель после подписания договора. А после начала продаж автор получает роялти в оговорённом объёме. И да. Роялти с продаж электронных копий обычно больше.

Можно ли корректировать объём и форму вознаграждения? Попробовать «пободаться» с издательством можно. Но если вы начинающий автор без известного имени и многотысячной аудитории на собственном блоге, то лучше этого не делать.

-3

Ещё автор может претендовать на авторские экземпляры своей книги (обычно 5–10 штук), но если в договоре этот пункт отсутствует, то надо попросить его включить. Иначе свою книгу придётся покупать за свои же деньги, но уже по магазинной цене.

В договоре может быть пункт о продвижении книги, где издательство указывает возможность и условия рекламы. Нет, автору за неё платить не придётся, обычно речь идёт об использовании отрывков из произведения в рекламных целях.

Подводные камни

Если в договоре, что-то не прописано, то возмущаться, что издательство это не выполняет бессмысленно. Издательство не обязано выполнять то, на что не подписывалось.

Чаще всего авторы возмущаются по поводу затягивания сроков выхода книги. Да, такое бывает. Сроки в договоре не указываются, их можно узнать у ответственного редактора, но они очень условны. Сдаст книгу топовый автор, и вас подвинут, чтобы его издать быстрее. Могут быть проблемы с типографией, как, например, летом прошлого года в связи с «бумажным» кризисом. Может заболеть литредактор или корректор, которые уже начали работать с текстом, поменяться ответственный редактор. А может вообще закрыться та серия, в которую планировали вашу книгу. Причём чем больше издательство, тем более плавающими будут сроки публикации.

Особое внимание стоит обратить на то, на какой срок вы передаёте права на использование произведения (имущественные права). Это может быть как 3, так и 7–10 лет. Публиковать свою книгу где-то ещё до истечения срока договора вы не имеете права. Даже небольшие отрывки обязаны сопровождать цитатами со ссылками на бумажное издание. А если срок не указан, то лучше поинтересоваться об этом в издательстве ДО заключения договора. Так как может случиться, что права на использование текста вы передадите издательству бессрочно, навсегда. И уже никогда не сможете его использовать или переиздать.

Опытные, издающиеся авторы стараются не передавать издательству исключительное право на использование электронных версий, чтобы иметь возможность размещать их самостоятельно для получения дополнительного дохода. И издательства на это даже соглашаются, если автор для них важен и ценен. Особенно сейчас, когда доходы писателей с электронки больше, нежели роялти с бумаги. Но это должно быть отмечено в договоре. И естественно, согласовывать такие вещи нужно до его подписания.

-4

В договоре может быть указан объём допустимой переработки текста и внесения исправлений и дополнений. На это тоже стоит обратить внимание, чтобы потом не возмущаться, что ваш текст местами изменили и «испортили». Но это больше касается нехудожественной литературы.

В договоре может быть оговорено участие автора в разработке дизайна обложки, в этом случае, как правило, обложку с автором согласовывают. А нередко и передают автору контакты художника, тогда они обсуждают обложку совместно. Но если в договоре этого нет, то издательство всё делает самостоятельно, и потом для автора будет сюрприз.

Так что читайте договор внимательно, а то недавно в одной группе ВКонтакте возмущалась дама, которой издательство «не выплатило причитающиеся деньги». Мол, книга вышла 3 месяца назад, а ей ещё ни копейки не заплатили. Как выяснилось, она невнимательно прочитала договор, в котором было указано роялти с выплатой раз в полугодие.

Если я что-то забыла или у вас есть вопросы — спрашивайте. Кроме просто знаний, у меня имеется и опыт заключения договоров с четырьмя разными издательствами.