Подкасты превращаются в персональное радио и становятся все более популярными. Количество переходов на платформы для прослушивания подкастов за 2022 выросли на 50% по сравнению с прошлым годом. Еще один плюс — запустить его может абсолютно любой. Не верите? Ловите пошаговый план.
Привет! Наш продукт — агрегатор онлайн-курсов SkillScanner. Подкастерские профессии — необычные и перспективные. Изучила информацию о создании подкастов, чтобы собрать для вас пошаговый гайд.
Концепция — всему голова
Определяем цель
Зачем вам нужен подкаст? Подкаст только ради подкаста — так себе идея. У него обязательно должна быть цель. Подкаст может быть платформой для продвижения вашего творчества, привлечения новых клиентов, повышения экспертности или просто отдыха с друзьями (да, и такое тоже бывает). Определение цели помогает в разработке стратегии.
Выбираем нишу
О чем вы хотите рассказать слушателям? Выпишите список интересных сфер, в которых вы разбираетесь. Например, кино, литература, музыка, мотоциклы. А теперь подумайте, о чем вы готовы рассуждать на постоянной основе, выискивая интересные темы и инфоповоды. Вычеркиваем темы, которые не подходят под это описание.
Подумайте, сможете ли вы с ходу придумать (без Гугла) 8-9 тем для эпизодов. Если каждую идею приходиться вымучивать, стоит поменять тему.
Список должен уменьшиться. Теперь переходим к анализу конкурентов. Открываем Яндекс.Музыку, SoundCloud, Libsyn, Buzz Sprout и т.д. Проверяем, насколько востребована ваша тема. На это могут указывать количество лайков и прослушиваний.
Если тема очень популярна, прослушайте несколько эпизодов разных шоу и подумайте, сможете ли вы раскрыть ее с другого ракурса, дополнить или найти интересные факты.
Сужаем тему
Чем шире тема, тем более широкую аудиторию она охватывает. Но не всегда это хорошо для продвижения: подкасты, рассчитанные на большой круг слушателей, могут давать меньшие охваты, чем специализированные (просто потому, что таких подкастов много).
Поэтому перед выбором темы пропишите портрет своей целевой аудитории. Так вы сможете сузить тему и писать конкретно под своих слушателей. Слушатели с большей вероятностью порекомендуют узкоспециализированный подкаст знакомым, чем подкаст по общей тематике.
Например, вы хотите начать создавать подкаст про книги. Записывать эпизоды по всем жанрам тяжело: нужно одинаково хорошо разбираться в каждом, знать характерных представителей и грамотно делать обзоры новинок. Если речь идет о работе в команде, где каждый разбирается в той или иной теме, такой вариант может сработать.
Если работать предстоит в одиночку, лучше сузить тему. Например, до обзора книг в жанре дарк-фэнтези. Так вы и своих слушателей точно найдете, и сможете создать уникальный контент. Плюс всегда сможете расширить тему позже, когда подкаст раскрутится.
Формулируем концепцию
Она должна описывать, как вы будете раскрывать тему. В идеале состоять из одного предложения. Пример подкаст “МЧС: Вызов принят” рассказывает о 10 самых героических профессиях наших дней.
Выбираем название
Название — это первое, с чем сталкивается слушатель при просмотре ленты. Чем название конкретнее, лаконичнее и креативнее, тем выше шанс, что на него кликнут. Поэтому к выбору названия нужно подходить со всей серьезностью.
Если вы собираетесь использовать подкаст как дополнительный канал по привлечению клиентов, название должно содержать отсылку к вашему бренду.
Выбираем формат шоу
Формат беседы
Подумайте, в каком формате хотите выпускать подкаст. Есть несколько вариантов:
- интервью;
- ток-шоу с ведущими;
- научпоп;
- обзор новостей;
- образовательные подкасты;
- подкасты с чтением литературных произведений (радиоспектакли).
Ответьте на вопрос, какой из форматов ближе к вашей теме. Со временем, когда подкаст наберет обороты, можно изменить или расширить формат.
Длительность эпизода
Здесь все зависит от выбранного формата. Оптимальная длина эпизода - 20-40 минут. При условии, что весь хронометраж вы даете пользователям интересную и полезную информацию, а не льете воду. Но здесь все строго индивидуально и зависит от темы.
График публикации эпизодов
Подкасты можно выпускать каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т.д. Подумайте, как часто вы сможете выпускать качественный контент без задержек. В этом поможет создание контент-плана.
Публикуйте контент последовательно, через одинаковые интервалы времени. Слушатели привыкнут к графику выхода и с нетерпением будут ждать новые серии.
Пишем план эпизодов
Написание плана поможет:
- эффективно строить выпуск, освещая все важные моменты;
- сократить количество воды в эпизоде;
- понять, какой информации (статистики, фактов) не хватает в выпуске и что нужно добавить;
- продумать, каких гостей стоит пригласить, чтобы сделать выпуск интереснее;
- распределить контент между соведущими.
Продумайте план каждого эпизода перед запуском. Так меньше процент вероятности выбиться из выбранного формата. К примеру, пользователь ждет продолжение рассказа об арктических профессиях, а получает обзор новостей Заполярья. Захочет ли он снова вас слушать?
Создаем обложку
Обложка подкаста, также как и название — это первое, что видят потенциальные слушатели. Хорошее оформление ассоциируется с качественным контентом, а значит шансы, что пользователи прослушают ваш подкаст, увеличиваются.
Несколько советов, как сделать хорошую обложку:
- должна отражать тему вашего подкаста, чтобы слушателям было легче сориентироваться в поиске;
- не должна быть перегружена текстом, иначе ее трудно будет воспринять;
- должна быть в цветах бренда, если вы создаете подкаст от имени компании;
- не должна содержать большого количества разных шрифтов, ограничьтесь 1-2 вариантами.
Если хотите размещать подкаст на нескольких площадках, обязательно проверьте их требования к оформлению обложек. Убедитесь, что картинка на каждом ресурсе выглядит хорошо.
Приглашаем гостей
Если ваш формат — это интервью или ток-шоу, зовите гостей. Появление в подкастах интересных гостей, может расширить вашу аудиторию, привлечь внимание пользователей.
Например, если подкаст про фэнтези, то появление топовой женщины-фантаста Марии Семеновой как гостя, может привести к вам дополнительных слушателей. Или если вы рассказываете о смене профессии после 40, уместно будет пригласить в герои человека, который получил новую специальность в этом возрасте и добился успеха.
Где искать гостей? Да где угодно. Через знакомых, в соцсетях и мессенджерах. Можно искать по группам и постам в соцсетях. По хэштегу нередко можно найти интересную историю или нужного гостя.
Подбираем команду для проекта
Подумайте, будете ли вы создавать подкаст в одиночку или подключите специалистов.
Некоторые подкасты — результаты командной работы. Определите, сможете ли вы писать тексты для проекта самостоятельно, выступить в роли ведущего, монтажера и самостоятельно записать подкаст. Если одному справиться не получиться, ищите команду среди друзей или в сообществах в соцсетях.
Оборудование и монтаж
Здесь пройдемся кратко только по основным моментам, так как по оборудованию и монтажу можно написать отдельную статью.
Записывать подкасты можно и в студии, привлекая специалиста по монтажу и звукорежиссера, а можно самостоятельно дома на телефон в шкафу. Все зависит от бюджета и тех инструментов, которые есть у вас.
Для старта можно попробовать использовать обычный микрофон или телефон. Так вы поймете, подходит ли вам этот жанр и стоит ли раскошеливаться на более дорогие устройства. Полное оснащение — затратное дело.
Одно из главных условий при самостоятельной записи подкаста — правильно выбрать место. Голоса отражаются от твердых плоских поверхностей и могут добавить к звуку нежелательные спецэффекты (эхо, например).
Постарайтесь выбрать место с максимальным количеством мягких поверхностей, которые могут поглощать звук, это может быть:
- платяной шкаф;
- гардеробная;
- комната с коврами на стенах и полу;
- мини-студия на дому с пенопластовыми панелями на стенах.
Записывать подкаст из шкафа с зимней одеждой — не такая уж плохая идея. Попробуйте.
Смонтировать первый подкаст можно в бесплатной программе Audacity. Интерфейс на русском языке + достаточно интуитивно понятное управление.
С ее помощью можно убрать запинки и шумы, вырезать лишние фрагменты, выравнивать фрагменты по громкости, наложить дорожки, сохранить файл и проставить теги. Так что на начальном этапе вполне подойдет. Для более продвинутых пользователей можно использовать Sound Forge, Adobe Audition, Cubase и т.д.
Заливаем подкаст на площадки
Подкаст можно опубликовать на своем сайте, блоге или разместить на специальном хостинге. После этого с помощью RSS-потока транслировать их на разные сервисы.
Хостингов сейчас очень много. Например, можно заливать подкасты на Libsyn, Buzzsprout, Simplecast, mave.digital или podster.fm.
Сгенерировав ссылку для RSS-потока, вы сможете добавить свое шоу в подкаст плееры. Например, в Яндекс.Музыку.
Что дальше?
Выводите свое детище в свет и начинайте набирать аудиторию.
У Джо Рогана получилось — и у вас получится!
Хотите создавать подкасты профессионально? Тогда загляните к нам на сайт. Найдете интересные онлайн-курсы и станете матерым подкастером. Подобрали три курса на выбор:
Курсы дикторов и создания подкастов