Задание 1.
Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Части речи. Наречие.
Расскажи, что ты помнишь о части речи "Наречие": что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие, какие особые признаки? Приведи примеры.
Напомним, можно посмотреть: стр. 12. Тема 9. Морфология. Части речи. Основные сведения.
Задание 2.
Прочитай определение наречия. Сверь со своим ответом.
Наречие − это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или признак признака и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? какой? в какой степени? в какой мере? сколько? каким образом? и др.:
Например.
Шёл (как?) быстро, встретил (когда?) вчера, видеть (где?) впереди, ловить (сколько?) много, добрый (в какой степени?) невероятно, красиво (в какой мере?) удивительно, яйца (какие?) всмятку.
Запиши эти примеры в тетрадь.
Наречия помогают точнее назвать действия, признаки.
Задание 3. Рассмотрим основные сведения о наречии.
Установлено, что наречие не способно образовать грамматические формы рода, числа, падежа или лица.
Наречия не склоняются и не спрягаются.
У них нет окончания - слово же не изменяется.
Конечные буквы «о», «а», «е», «и», «у» и пр. — это словообразовательные суффиксы: насухо вытереть; слева стоять; наравне ставить; взаперти сидеть; вприкуску пить чай.
Наречие в любой речевой ситуации сохраняет свою неизменную грамматическую форму.
Поскольку наречие - неизменяемая часть речи, то оно всегда находится в одной и той же - начальной форме. За исключением форм степеней сравнения у отдельных наречий.
*******
Задание 4.
Рассмотри Таблицу, где собраны все особенные черты части речи "Наречие".
Задание 5. Рассмотрим особенности наречия более детально.
1.
Прежде всего:
Наречие — это производная часть речи, то есть, она образована от слов других частей речи.
Например.
Медленный - медленно (образовано от прилагательного).
Просто - неспроста (образовано от наречия).
Верх - наверх (образовано от существительного).
При этом наречие - самостоятельная часть речи и обладает своим особенным общим грамматическим значением.
Наречие обозначает:
- признак действия, если поясняет глагол или деепричастие:
Идти (как?) медленно - поясняет глагол;
Устремившись (куда?) вверх - поясняет деепричастие;
Сообщить (почему?) неспроста - поясняет глагол;
- признак предмета, когда поясняет существительное:
Стук (откуда?) снизу;
Стихотворение (как?) наизусть;
Дорога (куда?) наверх.
- признак признака, если примыкает к прилагательному, причастию или к другому наречию:
Крайне ( в какой степени?) осторожный - примыкает к прилагательному;
Весьма ( в какой степени?)откровенный - примыкает к прилагательному;
Сделанный (как?) мастерски - примыкает к причастию;
Очень (на сколько?) громко - примыкает к другому наречию;
*******
2.Уточним информацию по разрядам наречий.
Наречия по функции делятся на знаменательные и местоименные наречия.
Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
- идти (как?) быстро;
- стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
- улыбка (какая?) невзначай.
Если наречие не называет, а только указывают на признак, то это местоименные наречия:
-идти (куда?) туда;
-не стеснительный (в какой мере?) нисколько.
*******
Наречия по значению делятся на обстоятельственные и определительные.
Обстоятельственные наречия - это те, которые обозначают внешние по отношению к действию обстоятельства: время, место, причину, цель, указывают на то, в каких обстоятельствах и почему совершается действие. Обычно примыкают к глаголам.
Отвечают на вопросы: где? куда? откуда? когда? почему? по какой причине? с какой целью?
Например.
Виднелся (где?) вдали ( наречие места)
Приехать (когда?) вечером ( наречие времени).
Признался (по какой причине? почему?) сгоряча (наречие причины).
Спрятать (с какой целью?) в шутку. (наречие цели).
Обстоятельственные наречия указывают на то, в каких обстоятельствах и почему совершается действие. Обычно примыкают к глаголам.
*******
Определительные наречия - это те, которые характеризуют само действие, сам признак действия: указывают на качество, количество, способ и интенсивность проявления действия или признака. Могут примыкать к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям.
Например.
Идти (каким образом?) пешком - (наречие образа действия).
Бежать (как? каким образом, способом?) бегом; переправляться (как? каким способом?) вплавь. (наречие способа действия).
Сражаться (как? ) смело; сделать (как?) отлично (наречие качества).
Тренироваться (как? в какой степени, мере?) мало, еле-еле, чуть-чуть. (наречие меры и степени).
Увеличить (насколько?) втрое. (наречие меры и степени).
стоял (как?) тихо (наречие качества).
Отмечаем: определительные наречия могут относиться: к глаголам, наречиям, существительным, категории состояния, характеризуя их с разных сторон.
3). Наречия имеют степени сравнения.
Наречия могут образовать формы степеней сравнения, которые тоже являются неизменяемыми словами, только с суффиксом -о: рано — раньше ,более рано; раньше всех встать; радостно — радостнее, более радостно; радостнее всех выглядеть.
4).Разбираемся, какова
синтаксическая функция наречий в предложении.
Рассмотрим предложения.
(Что?) Далеко - всего лишь относительная условность. (подлежащее).
Разговор будет начистоту. (часть составного сказуемого).
Я очень надеюсь (на что?) на завтра. (дополнение).
Рассердившись, он (почему?) сгоряча хлопнул (как?) громко дверью. (обстоятельство).
Я думаю, она это сделала (с какой целью?) нарочно. (обстоятельство).
Какое-то неясное шуршание (какое?) слева тревожило нас. (несогласованное определение).
Подъём (какой?) вверх оказался довольно трудным. (несогласованное определение).
Отметим: если наречие примыкает к существительному, то оно является несогласованным определением. Несогласованное с формой слова, к которому примыкает.
Пример согласованного определения: весёлые ребята - прилагательное весёлые согласовано со словом ребята по падежу, роду и числу.
Мы проанализировали несколько предложений и выяснили: наречия в предложении могут быть: подлежащим, частью составного сказуемого, дополнением, обстоятельством. То есть, любым членом предложения.
Задание 6. Закрепляем знания о наречии, используя проникновенные стихи Владимира Семёновича Высоцкого.
Прочитай замечательные стихи-песню Владимира Высоцкого.
Насладись точностью избранных слов и великой грустью поэта о реалиях нашего мира...
Он не вернулся из боя
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось — будто из плена весна, —
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
1969 г.
*******
Попробуй найти наречия в тексте стихотворения.
Выпиши несколько из них в тетрадь.
*******
Всегда, опять, только, теперь, сейчас, невпопад, всегда, вчера, вдруг, нынче, вполне - только задумайтесь: каждое слово наполнено таким глубоким смыслом!... И так с каждым русским словом! Потому что истории русского слова - тысячи лет!
Давай разберём сейчас несколько слов морфологически.
Рассмотри схему морфологического разбора местоимения.
Вроде всё как всегда...
Всегда.
I.Часть речи. Всегда — наречие.
- Всё как (когда?) всегда - признак действия.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: местоименное.
- Разряд по значению: обстоятельственное, времени
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Как (когда?) всегда - обстоятельство.
То же небо — опять голубое...
Опять.
I.Часть речи. Опять — наречие.
- Голубое (каким образом?) опять - признак признака.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: местоименное.
- Разряд по значению: определительное, образа и способа действия.
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Голубое (каким образом?) опять - определение.
Только он не вернулся из боя...
Только.
I.Часть речи.
I.Часть речи. Только — наречие.
- Не вернулся (когда?) только - признак действия.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: местоименное.
- Разряд по значению: обстоятельственное, времени.
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Не вернулся (когда?) только - обстоятельство.
Мне теперь не понять...
Теперь.
I.Часть речи. Теперь — наречие.
- Не понять (когда?) теперь - признак действия.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: местоименное.
- Разряд по значению: обстоятельственное, времени.
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Не понять (когда?) теперь - обстоятельство.
Он молчал невпопад...
Невпопад.
I.Часть речи. Невпопад — наречие.
- Молчал (как? каким образом?) невпопад - образ и способ действия.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: знаменательное.
- Разряд по значению:
- Разряд по значению: определительное, образа и способа действия.
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Молчал (каким образом?) невпопад - обстоятельство.
Не вернулся (когда?) только - обстоятельство.
Вдруг заметил я ...
Вдруг.
I.Часть речи. вдруг — наречие.
- Заметил (когда?) вдруг - признак действия.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: знаменательное.
- Разряд по значению: обстоятельственное, времени.
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Заметил (когда?) вдруг - обстоятельство.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1.Повтори все сведения о части речи "Наречие".
2.Сделай морфологический разбор наречия ВПОЛНЕ.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.