Задание 1. Проверяем домашнее задание.
Было задание:
1. Сделать морфологический разбор наречия ВПОЛНЕ (из стихотворения-песни В.С.Высоцкого).
Нам и места в землянке хватало вполне...
Вполне.
I.Часть речи. вполне — наречие.
- Хватало (в какой мере? насколько?) вполне - признак действия.
II. Морф. признаки.
Пост. признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд по функции: знаменательное.
- Разряд по значению: определительное, меры и степени.
Непост. признаки.
Нет.
III. Синт. роль.
Хватало (в какой мере? насколько?) вполне - обстоятельство меры и степени.
Задание 2.
Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Части речи. Правописание наречий.
Прочитай и проанализируй предложения.
1. На силу не надейся, когда требуется ум. Мы насилу добрались до места назначения.
2. Тепло приходилось беречь. Из-За мороза все были тепло одеты.
Ответь на вопрос: как можно отличить наречие от другой части речи?
Конечно, по вопросу. Каждая часть речи имеет свой набор вопросов к словам.
Не надейся (на что?) на силу. На силу - силу - имя существительное, Вин.п., ед.ч., в предложении является дополнением.
Добрались (как? каким образом?) насилу - наречие, определительное, образа действия, знаменательное, в предложении является обстоятельством.
Спиши предложения под номером 2.
Задание 3.
Учёные, используя исследовательский метод, пользоваться которым ты теперь тоже можешь при необходимости, установили: как правильно пишутся наречия.
Мы на это же действие своё время тратить не будем, поверим им, и просто потренируемся в правописании наречий.
Рассмотри Таблицу "Правописание наречий".
Спиши предложения, раскрывая скобки. В помощь используй примеры из Таблицы. (Если у тебя мало времени, то можешь выписать только наречия).
Мя жизнь началась (за)ново. Займёмся этим делом (в)плотную. (Кое) где снег уже растаял. Мы встретимся (где) нибудь во Вселенной. Он прочитал стихи (на)память. Денег у ребят было (в)обрез. Оставалось пройти (от)силы пять километров. Было уже (за) полночь, когда они добрались до деревни. "(Во)первых, мы ещё не поговорили," - сказал он. Было это давным(давно). Характером он был точь (в) точь похож на её брата. Бабушка (на)двое сказала. Дети шли, (по)двое держась за руки. (По)моему, это было вчера. На улице было (по)зимнему холодно. Дорога шла (под)уклон.
Задание 4.
Рассмотри Таблицу "Правописание гласных на конце наречий"
Прочитай наречия, мысленно вставляя пропущенные буквы, опираясь на примеры слов-наречий из Таблицы.
Изнуряющ_, хорош_, пугающ_, свеж_, волнующ_, пронизывающ_, подбадривающ_, испытующ_, горяч_, ослепляющ_, дремуч_, похож_, подкупающ_, негодующ_, усыпляющ_.
Спиши, обозначая условия выбора букв -о(-е) после шипящих на конце наречий подчёркиванием.
Задание 5.
Рассмотри Таблицу "НЕ-, НИ- в отрицательных наречиях".
Опираясь на таблицу, устно вставь пропущенные буквы и объясни свой выбор, проговаривая правила.
Например: в отрицательном наречии "неоткуда" пишем Е, потому что приставка НЕ- стоит под ударением.
1. Мне н…откуда будет позвонить вам. 2. Н…где никого нет. 3. Ваша работа н…куда не годится. 4. Вам н…когда даже приехать к нам на дачу. 5. Он н…сколько не сомневался в правильности принятого решения. 6. И косточкой н…где не мог я поживиться. 7. Ветер н…как не сорвёт последний листок с дуба. 8. Мальчик решил н…куда не идти, а подождать наступление утра. 9. Н…когда больше он не пойдёт один в лес, пока не научится находить дорогу. 10. Спешить было н…куда, и Петя устроил себе ночлег.
Задание 6.
Рассмотри Таблицу "На конце наречий после шипящих пишется Ь".
Спиши. Опираясь на таблицу, вставь пропущенные буквы, определяя часть речи в словах с пропущенными буквами.
Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый лещ, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.
Задание 7.
Рассмотри Таблицу "Правописание -Н-, и -НН- в наречиях".
От слов имён прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание, опираясь на Таблицу.
Активный, неожиданный, негаданный, деятельный, выполненный, удивительный, уверенный, характерный, холодный, ветреная, постепенный, совершенный, дружный, встревоженный, естественный, безобразный.
Задание 8.
Прочитай стихотворение замечательного поэта Николая Панченко.
Не заслуга быть белым
Не заслуга быть белым,
не достоинство – русым.
Очень трудно быть смелым.
Очень просто быть трусом.
Кто не продал Россию
ради денег и славы,
знает: трудно быть сильным,
знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
проще жить – осторожно:
добрым – сложно и трудно,
а недобрым – несложно.
Люди смелого роста –
улыбаемся грустно:
нам, конечно, непросто,
нелегко...
Но не гнусно!
1949.
Задание: выпиши все наречия из этого стихотворения.
Правильность твоей работы проверим на следующем занятии.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. Творческое. (По желанию).
1.Подбери красивое стихотворение под картину художника Романова Романа, выставленную в начале занятия. Насладись великолепием и глубочайшими смыслами творений художника и поэта.
2. Найди в тексте слова знакомых частей речи, посмотри, какие образы они рождают в твоём воображении.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.