Найти тему

Чего вы не видите на картине "Королева, едящая хлеб ..." Валентина Принсепа

Картины прерафаэлитов похожи на ребус, в котором за простым бытовым сюжетом может скрываться настоящая драма. И на картине Валентина Принсепа такая драма есть.

Королева в своих покоях, едящая хлеб и мед. Фрагмент. Валентин Кэмерон Принсеп. 1860 г.
Королева в своих покоях, едящая хлеб и мед. Фрагмент. Валентин Кэмерон Принсеп. 1860 г.

На первый взгляд эта картина представляет из себя вполне банальную имитацию под сцены средневековой жизни: королева в изысканных одеждах стоит у домашнего буфета и ест бутерброд. Незамысловатая сцена дает художнику возможность продемонстрировать свое мастерство и привлечь внимание публики сразу двумя излюбленными способами - историческим антуражем и хорошеньким личиком.

Впрочем, любой британец, взглянув на название картины, вспомнит детские стишки:

Много, много птичек
Запекли в пирог:
Семьдесят синичек,
Сорок семь сорок.Трудно непоседам
В тесте усидеть —
Птицы за обедом
Громко стали петь.Побежали люди
В золотой чертог,
Королю на блюде
Понесли пирог.Где король? На троне
Пишет манифест.
Королева в спальне
Хлеб с вареньем ест.Фрейлина стирает
Ленту для волос.
У нее сорока
Отщипнула нос.А потом синица
Принесла ей нос,
И к тому же месту
Сразу он прирос.
Весьма вольный перевод Самуила Маршака

Незамысловатый стишок восходит к народному творчеству XVI века. Изначально это стихотворение было чем-то вроде колядок - небольших песонок, которые распевали в праздничные дни дети, ходя по домам. В обмен на песню хозяева должны были дать детям мелкую монетку, поэтому песенка и называется "Песенкой за шестипенсовик".

Кстати, эти стихи - настоящий кладезь средневековых традиций: тут вам и излюбленный средневековыми поварами способ удивить господ - запечь живую птицу в пирог, и входивший в моду новый десерт - щербет из молока с медом. "Но где же драма?", - спросите вы.

Что ж, в разные времена эта незамысловатая песенка считалась и пиратским шифром, и описанием придворной интрижки при дворе Генириха IV, но ни в одной из этих трактовок сюжета подлинного трагизма не найти. Это правда.

Гвиневер. Уильям Моррис. 1857 г.
Гвиневер. Уильям Моррис. 1857 г.

Вот только Валентин Принсеп писал на своей картине отнюдь не королеву из детского стишка, а жену короля Артура - королеву Гвиневер. И отнюдь не внезапный приступ полуночного голода привел королеву к буфету, а раздумья о том, может ли любовь быть выше супружеской верности.

Размышления о том, насколько свободна любовь, и чем она может пренебречь для осуществления своего счастья, были очень популярны в среде прерафаэлитов. Вот "Королеву ..." была для Валентина Принсепа одним из таких размышлений.

Картина была задумана еще тогда, когда прерафаэлиты взялись расписывать библиотеку Оксфордского Союза. Именно в ту поору Уильям Моррис встретил свою будущую жену - Джейн, тогда еще Бердан, и решил написать ее портрет в образе средневековой королевы - королевы Гвиневер. И точно такую же картину решил написать и Валентин Принсеп, Художники даже поспорили о том, кому образ удастся лучше.

Королева в своих покоях, едящая хлеб и мед. Валентин Кэмерон Принсеп. 1860 г.
Королева в своих покоях, едящая хлеб и мед. Валентин Кэмерон Принсеп. 1860 г.

Уильям Моррис сразу взялся за работу, но его картина вышла не очень удачной, он настолько разочаровался в своих живописных талантах, что даже решил больше не заниматься живописью.

А вот Валентин Принсеп долго искал подходящую модель для своей работы и закончил картину только несколько лет спустя. Он, впрочем, тоже посчитал, что для легендарной королевы образ вышел слишком камерным и в последний момент назвать королеву Гвиневерой не решился. Тут-то на память ему и пришли детские стишки, первой строчкой из которых он и озаглавил картину.

О том, как Уильям Моррис писал свою картину и, что из этого вышло, у нас есть отдельная статья.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood