ПСИХОАНАЛИЗ СКАЗКИ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»: история о травмированном человеке, травмирующей среде и исцелении (часть III)
Герда – третий значимый персонаж сказки, отличающийся наибольшей живостью и активностью. Характерики девочки начинают раскрываться перед нами только тогда, когда исчезает Кай. Взрослые подумали, что мальчик утонул в речке, а Герда обращается к растениям, животным, неживой природе, чтобы те помогли отыскать ей Кая. У взрослых объяснение рациональное, а девочка лучше контактирует с более глубинными слоями психики, где все в природе воспринимается взаимосвязанным.
Герда способна получать радость от отношений, способна сохранять и ощущать их ценность, несмотря на наисложнейшие испытания, которые выпадают ей. Она буквально рискует своей жизнью.
В сказке финка говорит оленю: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!»
Увидя Кая во дворце Снежной королевы, Герда теряет последнюю надежду, но ее явное, искреннее проявление чувств – слезы – оживляют его.
Подводя промежуточный итог, отметим, что под действием травмы Кай становится персонажем, противоположным Герде. Мальчик абсолютно рационален, захвачен грандиозной, логической идеей, а девочка – олицетворение жизни и любви. У Кая атрофируются потребности в еде, сне, общении со сверстниками и социумом. Грандиозный, абстрактный, ригидный проект оттесняет его от всего живого, активного, изменяющегося.
Давайте обратим внимание на еще один любопытный момент в сказке, когда Герда в начале своего путешествия оказывается в домике старушки волшебницы, которая создает для девочки такие идеальные условия, что та забывает о своей цели.
«На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки».
И укладывает девочку в чудесную постель, и гуляет она в необыкновенном саду, в котором цветы рассказывают ей сказки.
Проинтерпретируем это следующим образом – если мать слишком удовлетворяющая, реализует все желания ребенка, создает очень благоприятную среду, то ребенок перестает развиваться. Трудности, препятствия, нехватки толкают ребенка к развитию.
И последнее, самое важное, ради чего мы это все разбирали – представьте, что Снежная королева, Кай, Герда – это разные состояния сознания одного и того же человека!!!
Каждый из нас может проявлять характерные этим персонажам черты в той или иной степени. Мы можем быть бесчувственными, идти к своей цели несмотря ни на что, но можем быть и живыми, чувствующими.
В чем же состоит исцеление Кая? В том чтобы обнаружить в себе способность радоваться жизни и отношениям, осознать масштабы разрушений, нанесенных травмами и нарциссическим воспитанием.
Развитие Герды может быть в том, чтобы расстаться со слишком благоприятными условиями, наивностью, научиться ставить цели, развивать независимость.
Позволяя проявляться разным сторонам своей личности, мы можем становиться более гибкими и адаптивными, ощущать себя благополучными.
Автор: Агапова Татьяна Камильевна
Психолог, Тренер
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru