Зачем у вас в компании введен контроль качества? Скорее всего, чтобы выловить дефекты продукции до отправки ее клиенту. Ну вот прямо как на нашем фото примере.
Бесполезная задача, если не делать ничего другого. Технологии меняются, клиенты становятся более требовательными, номенклатура продукции растет, происходит смена поставщиков сырья, оборудование устаревает… Все это ведет к неизбежному увеличению точек контроля, количества контролеров, что в свою очередь снижает эффективность производства и прибыль компании. Такой замкнутый круг.
В практическом менеджменте контроль качества имеет другую, но очень важную задачу:
выявить несоответствия, провести анализ причин и перенастроить процессы, чтобы несоответствий больше не было.
Например, если причина брака в оборудовании, то улучшить процессы наладки, ухода и технического обслуживания. Если виновник отклонение- поставщик, то заменить или «воспитать» поставщика, но и внедрить подходы обеспечения качества в закупках. Только в таком случае, контроль качества будет приносить пользу и деньги.
Три важных момента. Чтобы такая схема была рабочей (а другие нам не нужны), необходимо:
1. Обучить методам анализа причин команду руководителей (начальника отдела снабжения, главного инженера, главного технолога, руководителя производства, главного конструктора и других). Мы все-таки очень привыкли первым делом объяснять случившиеся несоответствия человеческим факторам. В нашей практике протоколы, как на нашем следующем фото- частый случай.
2. Контролировать своевременность проведения анализа и реализации мер. Нет, мы, конечно, доверяем лояльности и компетентности наших руководителей, но психологию человека практический менеджмент не отменяет. Если никто не спрашивает, то значит не так уж и важно, можно сделать позже.
3. Не допустить или максимально снизить вероятность возникновения брака по результатам контроля качества вообще. Иметь в основе программы контроля качества – не пример предприятия, где ранее работал начальник ОТК, а результаты анализа рисков. Да, знаем, предложения по анализу рисков уже всем надоели, слишком много теории и бумаг, слишком мало пользы. Если сформулировать проще, то формировать программу контроля, что, когда, по каким критериям контролировать, следует на основании понимания вероятности возникновения брака (нового поставщика еще плохо знаем, лучше попроверять) и тяжести последствий (никогда не было проблем с инертными материалами, но если вдруг возникнут, то приведет к забраковке всей партии, и это уже не исправить). Сразу становится понятно, что Программа контроля качества не будет статичной, она будет изменяться вместе с условиями работы компании. Для многих компаний мы разрабатывали Программу контроля качества на основании статистики выявленных или выявляемых несоответствий.
Последняя задача – как раз ответ на вопрос, а чем тогда будет заниматься персонал службы контроля качества, если количество проблем будет уменьшаться, не будет потребности всё и повсеместно контролировать.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о практическом менеджменте. Получите больше наших примеров: expert@orexpro.com.
ОРЕКС