Помните скандал, произошедший летом 2021 года с британским эсминцем "Дефендер", зашедшим в терводы РФ близ Крыма? А шёл он из Одессы, которую посетил не просто для демонстрации бескорыстной любви к Украине. Дело в том, что флот Соединённого королевства переживает некоторые обновления и старые корабли желательно куда-то пристроить, пусть и в кредит, а уж кредиты британские джентльмены из должников выбивать умеют.
Итак, На борту HMS DEFENDER в Одессе министр оборонных закупок Великобритании Джереми Куин и заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк подписали важный Меморандум о реализации проектов военно-морского партнерства между консорциумом британской промышленности и ВМС Украины.
Меморандум предусматривает совместное проектирование и строительство военных кораблей Великобритании и Украины, строительство двух военно-морских баз, на Азовском и Чёрном морях [ в скобках замечу, что с Азовским морем они уже пролетели].
Церемония подписания состоялась в присутствии секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова, первого морского лорда адмирала Тони Радакина и посла Великобритании в Украина Мелинды Симмонс. Они также наблюдали за совместными учениями спецназа Украины, Великобритании и США. (Из меморандума посольства Великобритании в Киеве)
Соединенное Королевство объявило в рамках "Документа оборонного командования", официального документа, описывающего форму и размер британских вооруженных сил на ближайшие годы, что оно выводит из эксплуатации свои корабли типов "Sandown" and "Hunt" (как их называют - корабли противоминной защиты), поскольку Королевский флот переходит на беспилотные средства поиска и обезвреживания морских мин.
Что это за беспилотные средства? Вот они стоят у причала, снимок 2020 года:
В море:
Вот здесь они у меня подробнейше описаны:
А что такое эти самые "Sandown"?
Полное водоизмещение 470 тонн, размерения - 52,7 х 10,5 х 2,1 м. Команда по разным данным от 35 до 45 человек. Корпус из стеклопластика, собственных тралов не имеет, а для уничтожения мин использует дистанционно управляемые подводные аппараты. Имеет два подруливающих устройства в носу, движение обеспечивается крыльчатыми движителями, кто не в курсе - вот так они выглядят:
Это позволяет разворачиваться на 360° в пределах длины корабля. Вооружение - 1 x 30-мм автомат KCB,
и 7,62-мм пулемёты, но не на всех.
Дальность плавания 3000 миль при 10 узлах, максимальная скорость 13-15 узлов.
Входить в строй по мере постройки они начали ещё в далёком 1989 году.
Кстати, головной - "Sandown", с 2007 года в ВМС Эстонии, как и ещё два других, а 6 несут службу в ВМС Саудовской Аравии. Но вот дошла очередь и до парочки для Украины.
Я в общем-то не вижу каких-то реальных задач для них в сложившейся обстановке, но, пусть, щоб було. После их полной ревизии, ремонта, модернизации, дооборудования и соответствующей подготовки личного состава они будут переданы ВМС Украины. Подготовка эта уже идёт полным ходом. Сейчас эти корабли, получившие название "Чернигив" и "Черкасы" отрабатывают действия в море. Вот они под украинскими флагами у побережья Шотландии близ Росайта:
В упомянутом меморандуме пишется также: Кроме того, по требованиям ВМС Украины будет построено восемь ракетных катеров, первые два из которых будут построены непосредственно в Великобритании, а другие уже на Украине.
По пожеланиям украинской стороны они должны быть длиной не менее 50 метров и водоизмещением (видимо стандартным) от 400 тонн, при скорости полного хода от 40 до 45 узлов. Катера должны нести ударное вооружение в виде восьми противокорабельных ракет, или иностранного производства, или украинского типа «Нептун» - когда работы по корабельному варианту последних будут завершены. Как можно понять, реально британская сторона не рассматривает возможность установки ракет «Нептун» на катера, а намерена реализовать британское решение. Можно предположить, что в качестве планируемых противокорабельных ракет британскими проектантами рассматриваются в классе малой дальности перспективные британо-французские ракеты MBDA Sea Venom (хотя их вариант корабельного базирования пока существует только в проекте), а большой дальности - ракеты Kongsberg NSM, которые, видимо, рассматриваются в качестве наиболее вероятной будущей ПКР и для ВМС Великобритании.
Модель такого катера была представлена британской группой Babcock International в экспозиции выставки-конференции по оборонным технологиям DSEI-2021
Впрочем, неясно, насколько состав вооружения катера является окончательным, что подчеркивается выставленными рядом с моделью другими вариантами вооружения - в частности, как можно судить, вместо 76-мм артиллерийской установки Leonardo Super Rapid предлагаются 57-мм артиллерийская установка ВАЕ Systems Bofors Mk 110 или 40-мм ВАЕ Systems Bofors Mk 4, а вместо кормовой пусковой установки ЗРК - некий малокалиберный дистанционно управляемый боевой модуль или два типа легких пусковых установок ЗРК других типов.
Ничего о том, как продвигаются дела с этим проектом, найти не удалось. Похоже, что никак пока.
*****
Частично использованы материалы блога bmpd, который является неофициальным и неформальным блогом, выходящим под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).
..................................................................................................................................................................