НИИКАК |Корпорация Абсурдных Колдунов| Как и зачем писались стендапы в СССР
Объем: 288 страниц
«ПНС» - советская история для советских граждан, ну то есть я тут как бедолага Привалов брожу с неразменным пятаком, собираю смысл по копейке, можно даже сказать похищаю его у всяких буфетчиц и вурдалаков. Абсурдно, стыдно, не по-пионерски как-то. Мне бы щук говорящих вёдрами через дорогу носить, а не это всё. Утешаю себя тем, что участвую в важном эксперименте в КБ СОЧ (прим. Конструкторское Бюро Совместных Чтений). Не могу бросить товарищей по «ФизЛиту» (физико-литературный факультет имени Блок-Бруевича) и не поделиться результатами своих около научных метафизических изысканий. Дуб мне в помощь.
Примерно так и выглядит текст произведения. Про Блок-Бруевича, на мой вкус, забавная самодеятельность (прим. в СПБ располагается университет телекоммуникаций им. профессора Бонч-Бруевича, Блок — тот, что литератор), но до реальной комедии как-то не дотягивает. К тому же нет точных статистических данных об аудитории, которой будет понятна и неделикатная юмореска с межотраслевым скрещиванием фамилий профессора и писателя, и ссылка на существующий ВУЗ, и скольким из этой выборки окажутся прозрачны и близки обе эти отсылки (в Петербурге число таких респондентов, надо полагать, значительно выше из-за расположения учебного заведения).
Поэтому лично мне, как человеку, успевшему в СССР сходить только «под стол», как мне кажется, многие приколы просто не видны или чаще не смешны, и поэтому текст выглядит скорей нелепым, чем остроумным. С другой стороны участие персонажей, чья социально-культурная роль очевидна даже девицам моложе Наины Киевны (всякие коты-сказочники, избы с окорочками, щуки-болтуньи…) также представляется мне неудачным и пресным. «КВН» в Соловецком ДК «Лукоморье» какой-то. Самодеятельный.
Сюжет можно сравнить со стенгазетой, которую вымучивали герои в третьей части истории: куски обрывочной никак несвязанной информации, дырки между которыми надо наспех заполнить стихами и картинками (иллюстраций в книге до фи… много, и они симпатичные). Но нашпиговывать повествование десятками пародий на научные изыскания в советских НИИ (где, конечно, полно волокиты, имитации бурной деятельности и мелкого вредительства) ради утверждения, что истинные адепты науки трудятся не покладая палочек и готовы отменить (нет не понедельники), а выходные ради высших ценностей познания, счастья и мира во всем мире, как-то однобоко.
Не стоит ли включить в повествование описание удачных работ выдающихся Магов (хотя бы парочку)? Тем более список полезных изобретений вывешивается перед нами в начале второй части, а там всякие «дистилляторы детского смеха…гореутолители… модели поведения и отношения, укрепляющие дружбу и разрушающие рознь... новые марки редчайших сплавов ума и доброты». Но тут выясняется, что «сказочке конец», и кроме неактуальной сатиры НИИЧАВО волшебники нам показывать не планируют.
Когда комизм вгоняет в депрессию
Вместе с совместными чтениями я уже прочитала несколько книг Стругацких, и вынуждена признать, что депрессивные Аркадий и Борис Натановичи («Град обреченный», «Пикник на обочине») кажутся мне куда более приятными и интересными собеседниками, чем братья-комики.
Есть, безусловно, удачные находки из серии «перед прочтением сжечь» или «может быть, кто-нибудь из них и занимался настоящим делом, но я об этом ничего не знал», но в основном Авторы играют с псевдонаучным словообразованием и придумыванием несуществующих (наверное))) явлений типа «нелинейная трансгрессия… теория и практика универсальных превращений… какая-то циклотация...». Причем, большинство этой лексики не привязано к происходящему в книге и просто перечисляется для антуража или чтобы заделать зияющие промежутки между зарисовками.
«До какой степени наука сплела и перепутала понятие сказки и действительности», - восхищаются Стругацкие достижениями прогресса, вероятно, намекая до каких высот дошли советские НИИ, и как грустно будет Янусу вернуться в царскую Россию, но рассказывают опять про кадавра Выбегаллы, туповатых джиннов, сказочных персонажей — ни на что не годных и поэтому сосланных в музей (в Соловецком районе, кстати, расположенный), который никто не посещает.
«Труднее было понять Выбегаллу с его болезненной страстью устраивают цирковые представления и публичные взрывы на потребу любопытным, лишенным возможности да и желания разобраться в сути вопроса», - дает оценку Привалов трудам одного из сотрудников НИИ.
Но я должна признаться, что мне, как человеку (по авторитетному мнению Привалова), лишенному возможности да и желания разбираться в сути вопроса, глава про вред обжорства (как физического, так и морального) и его пачкающие стены казенных помещений последствия тоже показалось наиболее занимательной (и в отличии от остального сатирической) частью всего этого бесконечного повествования. А оно (повествование) примерно с 200-ой страницы магическим образом трансгрессировалось обратно к первой, причем рачьим путем Януса-контрамота, и затем темпами Януса обычного назад (вернее вперед). Так что тоненькая книжка с картинками урывками читалась неделю. Не меньше!
Не пей ерша, как Хома Брут,
Съешь лучше щуку - very good!
Наверное, во времена, когда была написана эта книга, понятия фанфика еще не существовало. В таком случае, Стругацких можно считать одними из первых, кто использовал чужих самобытных персонажей в своих отдельных произведениях. Вполне себе увлекательный литературный эксперимент, достойный КБ «СОЧ» — никакой магии и метафизики — только юмор и максимальное дружелюбие.
Увы, собственные герои Авторов не столь колоритны, как позаимствованные. Зато можно долго стебаться (такого слова в СССР, наверное, тоже еще не изобрели) над склерозом ученого кота и пьянством прилежного семинариста Хомы Брута. Интернета не было (там сейчас столько фанфиков на что угодно), поэтому придумывать всякие занятные нелепости приходилось в НИИ.
По факту, в книге, безусловно, присутствуют интересные моменты и идеи (литературное перемещение в будущее, например), но в целом это просто фанфик на все подряд, сатирически описывающий исторический и социальный контекст, в котором находились и сами Авторы, и их аудитория. Не уверена, что современные младшие научные сотрудники смогут, а вернее захотят высоко оценить «ПНС». Я вот не рекомендую.
Глобальная сеть открыла нам неисчерпаемый мир сатиры и иронии, где следует быть не только зрителем, но и творцом. И среди столь богатого народного творчества братья Стругацкие с шутками про вурдалаков смотрятся ископаемыми динозаврами, ведь всем известно, что типичный вампир выглядит как Роберт Патинссон (не путать с тыквой) и ни в каком НИИ не числится. Мир очень изменился, и юмор изменился вместе с ним.
Зато депрессивные книги Стругацких актуальны, как никогда!
Без шуток: приятного чтения!
#стругацкие понедельник начинается в субботу #советская фантастика #русская книга #стругацкие #книжный блог #литература #саморазвитие #что почитать #рецензии на книги #чтение