Вы удивитесь, как горячо авторы любят аллюзировать к обоим заветам, а особенно — к главному герою всей этой истории. Итак, персонаж может быть аналогом Христа, если:
- ему 33
- одинок, возможно, практикует воздержание
- имеет раны или отметины на руках, ногах или левом боку (терновый венец — плюс балл), испытывал страшные муки
- жертвует собой ради иных
- попадает в пустыню или глушь, где подвергается искушению
- знакомиться с дьяволом (метафорическим)
- управляется с хлебом, рыбой, водой и вином
- изъясняется притчами и сыплет афоризмами
- легко общается с детьми
- имеет учеников
Может быть, вас что-то покоробит в этом списке, но, если вы хотите воспринимать книги с точки зрения аналитики, придётся остудиться и попробовать понять задумку автора.
Посмотрим на примере
Вы читаете книгу. ГГ — пожилой мужчина, бедный, допустим, рыбак, в которого никто не верит. Но есть один пронырливый парниша, который любит рыбака и прислушивается к его учениям. Легко общается с детьми ✓, имеет учеников ✓, изъясняется притчами ✓, управляется с рыбой ✓, одинок ✓, бескорысный и честный ✓. Разумеется, это любимец Хемингуэя.
Ещё типичные примеры: «Мастер и Маргарита», «Плаха». Он везде, и это прекрасно.
А если не все пункты соблюдены?
Ничего. Герой не обязан походить на Него во всём. Иначе это был бы не аналог Иисуса, а сам Б-г.
Зачем нужны литературные аналоги Христа?
Авторы часто обращаются к мифологии, известным фольклорным сюжетам, мировой классике типа Шекспира, чтобы донести кратко донести до широкого читателя мысль. Отсылки — главный инструмент писателей во времена, когда написно уже всё. Может, образ Христа — это чудо и искупление. Может, ирония. Но с вероятностью 99% можно сказать: ЭТО что-то значит. А что именно — вопрос вашего воображения и эрудиции.
А вы замечали в книгах знаменитого плотника? Подписывайтесь, чтобы узнать о литературе больше и блистать знаниями ✨