Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.
Задачи:
- формировать заинтересованность детей к творчеству писателя;
- продолжать учить детей рассказывать стихотворения наизусть;
- развивать память, мышление;
- поощрять творческое проявление в инсценировках, рисунках и поделках по сюжетам произведений, выразительном чтении, исполнении песни.
Оборудование: фонограмма из мультфильма «Три поросенка», мультимедийная установка, портрет С.Михалкова, выставка книг С.В.Михалкова, конверт с пазлами, цветные карандаши, ручки листы бумаги А4.
Участники: учитель, наставники из 5 и 9 классов, учащиеся 1класса.
Предварительная работа: чтение произведений С. Михалкова, разучивание детьми понравившихся стихотворений, выставка творческих работ по произведениям автора, подготовка всего реквизита к инсценировке, викторине и игре.
Ход мероприятия
Вед. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы примете участие в литературном лабиринте «Школьный вояж», посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова, которому в этом году исполнилось бы 110 лет. Ребята, а ведь С. Михалков не только известный детский писатель и поэт, но и автор пьес, сценариев, басен, переводов.
Сергей Владимирович автор трех гимнов нашей страны.
Вед.Родился Сергей Владимирович весной - 13 марта 1913 года в Москве. И в этом году ему исполнилось бы 110 лет! Старинный род Михалковых ведет свою историю с 15 века.
Сергей Михалков тоже, когда то был маленьким и учился в школе. Школьные годы он провел в Пятигорске, окончив в 1930 году среднюю школу. С. Михалков возвращается в Москву. Он написал очень много стихов посвященных школьникам и школьной жизни.
Сейчас ребята из 5 класса прочитают отрывок из стихотворения С.В. Михалкова «Школа».
Команды внимательно слушайте стихотворение и запоминайте, какие профессии упоминаются в произведении.
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
1.Задание командам. А теперь вспомните сколько профессий выпускников школы, упоминается в этом стихотворении. Если команды правильно назовут профессии – дополнительный балл.
.
(Команды выполняют задание)
А теперь посмотрите сценку: «Урок чистописания» в исполнении учащихся 5 и 1 класса .
Девочка (сидит за столом, выводит буквы; мальчик стоит в стороне и комментирует):
- Писать красиво не легко:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ёт».
Уже написано «даёт»,
Уже написано «даёт»,
Мальчик:
- Но тут перо бумагу рвёт.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
Девочка:
- «Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт».
Мальчик:
- «Корова молоко даёт»,
А нужно все наоборот:
«Даёт корова молоко»!
Девочка:
- Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
Мальчик:
- Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»...
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,—
Девочка:
- А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»...
Вместе:
- Да! Стать ученым не легко!
Вед. Чтобы учиться на хорошие и отличные оценки, надо, ребята, очень стараться!
2.Задание командам. Вот и проверим, были ли вы сейчас прилежны. Какое предложение должна была написать ученица.
Вед. Школьная жизнь очень интересная и разнообразная. Здесь вы нашли себе новых друзей. Дружба помогает преодолевать школьные неприятности и делить радости. С. Михалков очень любил, когда дети были дружными, благородными, уважающими старших.
Чтение отрывка из стихотворения «Мы с приятелем вдвоем».
Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем!
Мы такие с ним друзья —
Куда он.
Туда и я!
Мы имеем по карманам:
Две резинки,
Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжелых пятачка.
Мы живем в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить — четыре,
А ему — двенадцать раз.
….
3.Задание командам. За 2 минуты нарисовать предметы, которые имели друзья в карманах
Под музыку появляются 3 поросенка
Ниф-Ниф. Ни кола и ни двора, ну и что ж такого,
Раз два три и все дела
Раз два три и все дела,
И жилье готово.
Наф-Наф. Всем на свете нужен дом,
Людям и зверятам.
Нуф-Нуф. Всем на свете нужен дом,
Даже поросятам.
Вед. Ребята, вы узнали этих героев? Назовите их имена. Из какой сказки они к нам пришли («Три поросенка»). Верно!
А знаете ли вы, что это английская сказка. На русский язык ее перевел С.В. Михалков и не только эту сказку. Сергей Владимирович переводил на русский язык стихи и сказки для детей с еврейского, польского, болгарского языков.
4.Задание командам. Ребята, вы, конечно, помните, что поросята строили себе домики. Сейчас вам наши герои Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф передадут вам конверты с пазлами своих домиков. Ваша задача - как можно быстрее собрать домики для поросят, чтобы они успели спрятаться от злого волка. Команда, которая быстрее всех справиться с заданием получает 1 балл.
Вед. Сейчас для вас будет сюрприз! А я посмотрю, узнаете вы самого знаменитого героя стихотворений Сергея Михалкова?
В класс заходит ученик 9 класса в полицейской фуражке и
Ребята, как зовут этого героя? Все вместе! «Дядя Степа»!
Ученик. Совершенно верно!
Дядя Стёпа
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Стёпу
За такую высоту.
Шёл с работы дядя Стёпа -
Видно было за версту.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Он через любой забор
С мостовой глядел во двор.
Лай собаки поднимали:
Думали, что лезет вор.
Брал в столовой дядя Стёпа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Стёпа -
Ноги клал на табурет.
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Пропускали дядю Стёпу -
Думали, что чемпион.
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Где прописан,
Как живет,
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
Все любили дядю Стёпу,
Уважали дядю Стёпу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.
Он домой спешит с Арбата.
- Как живёшь? - кричат ребята.
Он чихнёт - ребята хором:
- Дядя Стёпа, будь здоров!
Дядя Стёпа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Стёпа
Никогда не забывал.
В этой сказке-были Сергей Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей.
Впервые стихи про дядю Степу были напечатаны в журнале «Пионер» в 1935 году. Про дядю Степу Сергей Владимирович написал целый цикл стихотворений!
5.Задание командам. Вспомните, какой размер обуви был у дяди Степы.
Ответы детей. Подведение итогов соревнования.
Вед. Сергей Владимирович Михалков скончался 27 августа 2009 года на 97-м году жизни.
В Москве на доме, где в течение многих лет жил знаменитый поэт, открыта мемориальная доска. Памятник знаменитому поэту Сергею Михалкову открыли 28 мая в 2014 году в центре столицы. Он установлен на Поварской улице, рядом с домом, где жил классик.