Прощать нужно всегда или только тогда, когда человек просит у тебя прощение? На этот вопрос ответили священнослужители.
Владислав Береговой, иерей:
Многие из нас думают, что нужно терпеливо ждать, когда у нас попросят прощения. Или же нужно намекать, что неплохо бы попросить прощения, потому что рана моя глубока и свежа, несмотря на то, что прошло двадцать или тридцать лет.
Друзья, когда Господь говорит, что надо прощать врагов своих и молиться о них, Он не говорит, что надо непосредственно об этом разговаривать с обидчиком. Господь не говорит о том, что надо оправдать грех человека, например, предательство, измену, воровство, ложь…
В некоторых ситуациях нужно, действительно, отойти подальше и эту тему не развивать, дабы не ухудшить ситуацию.
Нам всем хочется справедливости. Но на планете, где распяли Бога, не может быть справедливости. Она отсутствует. Не надо её ждать и не надо мнить себя графом Монте Кристо, который через месть пытается восстановить справедливость.
Апостол Павел в послании к римлянам утверждает, что не надо мстить за себя, нужно отдать это на волю Божью. То есть дать место гневу Бога.
На Господа возложите любое отмщение и забудьте. Никакое количество негативных эмоций не исправит ситуацию. Человек и думать забыл о тебе, и, может быть, он даже не знает, какую боль принёс своими словами и поступками. Ты не засыпай с этими мыслями. Прости человека. Перестань желать ему мести. Это и будет прощением. И Царство Божье в сердце твоём проявится. Потому что Царство Божье внутри нас есть.
От того, что человек от тебя не получил ответного удара — нет ничего страшного. Перестаньте акцентировать внимание на этой проблеме. Акцентируйте его на той радости, которую приносит каждый Божий день. И вам станет легче жить.
Максим Каскун, священнослужитель:
Хочет человек примириться или не хочет, простить мы его должны и обязаны перед Богом. Потому что грех обиды и злопамятства ранит нашу душу.
Что касается примирения людей в жизни, их дальнейшего общения или ведения каких-то совместных дел, то тут, конечно, всё зависит от обоюдных действий.
Если же человек не хочет примирения, значит, так нужно. И слава Богу! Не стоит об этом переживать. Мы сами должны человека простить, не гневаться на него и молиться, чтобы Господь даровал нам хотя бы какое-то примирение.
Александр Абрамов, протоиерей:
Как-то в телевизионном эфире мне задали вопрос: неужели мы должны всех прощать, в том числе и убийцу, и маньяка?
Нет, речь не о том, чтобы прощать всех злостных преступников. Господь сказал, что мы должны прощать до «седмижды семидесяти раз», то есть бесконечное количество раз.
Но это вовсе не значит, что мы должны давать прощение автоматически. Прощение даётся человеку, который его просит, который раскаивается, который сожалеет о содеянном. Прощение — это реакция на покаяние.
В советском кинофильме «Иди и смотри» показано, как немцы уничтожают белорусскую деревню. Главный герой кинофильма из винтовки расстреливает фотоснимок Гитлера, словно фигурально убивая фюрера (рабочее название ленты «Убить Гитлера»).
Затем камера транслирует нам ещё одну фотографию, на которой изображен молодой Гитлер. И снова главный герой стреляет. Затем камера показывает ещё одно фото, на котором заснят двухгодовалый Адольф. В этот снимок главный герой выстрелить не смог. Хотя пережил сожжение деревни и всех своих родных.
Палача или убийцу может простить только жертва. Не нам с вами рассуждать, можно ли простить убийцу или маньяка? Это сможет (или не сможет) сделать только жертва.
Только жертва даёт или не даёт прощение. В этом случае действует сердце. Только сердце прощает или не прощает. Только сердце обличает или не обличает.
Ещё статья: «Любите врагов ваших...» Как правильно понимать эту фразу? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие молитва
молитвабогу господь бог промыслбожий смирение