Найти тему
Смотри в себя

«Любите врагов ваших...» Как правильно понимать эту фразу? Объясняет Алексей Осипов

Что имеется в виду под евангельскими словами Христа «любите врагов ваших...», рассказал заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

В Евангелии читаем такие слова: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих и ненавидящих, молитесь за обижающих вас…»

Любить врагов? Это как? Нужно учитывать, что язык Евангелия — приточный, образный. Здесь не стоит воспринимать слова буквально.

К примеру, человека обругали, а он вместо того, чтобы ответить, смолчал. Как вы думаете, в ком больше силы? Совершенно ясно, что силы больше в том человеке, который смолчал, сдержался.

Разумное поведение к враждебному в отношении меня высказыванию — это поведение не на эмоциях. Осознание того, что в данный момент человек вышел из себя, и осознание того, что и у меня такое тоже бывает, даёт силы не ответить на ругань руганью, не ответить на вражду враждой.

Под любовью здесь подразумевается не обнимать и целовать своего врага, а — не поддаваться эмоциональному реагированию в ответ на негативные выпады другого.

Я могу мстить врагу, то есть искать поводы, чтобы сделать ему зло. А могу поступить справедливо, по правде.

Как сказал Христос, не делай другому того, чего не желаешь себе. Разве я хочу, чтобы мне кто-то мстил, причинял зло? Поэтому так же нужно относиться ко всем людям — и к друзьям, и к недругам. По справедливости, а не из чувства мести.

Что значит «любите врагов ваших»? О какой любви здесь говорится? С христианской точки зрения, Бог — не палач, а врач. Любит ли врач того человека, которому делает операцию, то есть режет по-живому? Со стороны это может показаться каким-то насилием или варварством. А на самом деле, это — акт любви из желания блага человеку.

Когда Христос говорит «любите врагов», речь идёт вовсе не о том, чтобы быть в них влюблёнными. Речь идёт о том, чтобы поступать с ними справедливо как минимум. Не опускаться до мести.

Дело в том, что в греческом языке понятие «любовь» очень многозначное. Во фразе «любите врагов ваших» употребляется греческое слово «агапао». Это разумная любовь, требующая справедливости и правды. И, если хотите, даже наказания. Но не по злобе, а по справедливости.

«Агапао» — означает состояние ума. Поставь себя на место другого и поступи с ним по справедливости. И совсем другое, когда мы говорим о любви, которая касается сердца.

Итак, когда Христос призывает нас любить врагов, Он призывает к любви разумной, но не к сердечной.

Если бы мы были знакомы с древнегреческим языком, на котором было написано Евангелие, то мы бы с изумлением нашли там несколько разных слов, которые в переводе на русский означают одно и то же — «любить» или «любовь».

На самом деле, Евангелие содержит совершенно различные значения русского слова «любить» /«любовь». Здесь, в Евангелии, они очень чётко различаются.

Когда воскресший Иисус явился Петру и спросил его: «Пётр, любишь ли ты меня?» Здесь имелась в виду любовь в смысле «агапао». В общечеловеческом смысле. В том смысле, что не желаешь мне зла, не предашь меня.

Затем Христос второй раз спрашивает Петра: «Пётр, любишь ли ты меня?» Во втором случае Христос употребляет уже другое слово — «филео», то есть другое значение слова «любовь» — любовь сердечная, любовь — дружба. Это значит не просто не делать зла, а быть готовым чем-то пожертвовать ради человека.

На второй вопрос, как вы помните, Пётр ответил утвердительно и доказал это своей смертью в Риме.

Повторюсь. что в русском языке употребляется всего одно слово — «любить». И поэтому возникает путаница. Русский язык оказался слабоват для передачи разных ступеней любви, о котором говорится в Священном Писании.

Поэтому мы не должны быть влюблены в того или иного негодяя. Но мы и ему не должны желать зла. Хотя наказания он должен претерпеть. По закону.

Итак, поступить с врагом справедливо — это низшая стадия любви к врагу. Я думаю, из нас едва ли кто-то способен на большее. Но, если кто-то и способен, тогда сделайте своему врагу какое-либо благо. И понаблюдайте, что произойдёт.

В истории были такие ситуации, когда враг потом становился лучшим другом. Потому что любовь покоряет.

Ещё статья: Должен ли православный всё время терпеть? Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение