Найти тему

Экспедиция на Северный Кавказ. Часть 2. Эх, дороги

Оглавление

Половина успеха любого мероприятия – это грамотное планирование. В случае с командировкой на Кавказ заранее спланировать ничего не получилось, т.к. исходные данные дали уже по прибытию во Владикавказ. Есть категория людей, которые сначала ввязываются в какое-то дело, а потом только думают, как быть дальше. Наш заказчик был именно таким.

Подготовка к маршрутам

Хорошо, что был актуальный топографический план на всю трассу. Участок, который вызывал вопросы, имеет протяженность 80 км, а времени на всю работу – 7 дней. Просто пройти пешком такое расстояние вполне реально, а выполнить полноценную оползневую съемку – нет. При картировании оползня приходится многократно лазить по склону вверх-вниз, поэтому даже 2 км маршрута могут занять целый день.

По такому рельефу много за день не набегаешь, особенно вверх-вниз. Вдали как раз видно тело оползня, по которому проложена грунтовая дорога
По такому рельефу много за день не набегаешь, особенно вверх-вниз. Вдали как раз видно тело оползня, по которому проложена грунтовая дорога

Поскольку газопровод является режимным объектом, нам был необходим сопровождающий. Машину с водителем тоже дали, на своей ездить не разрешили.

В первый день мы сделали обзорную поездку, выделили ключевые участки и распланировали все время так, чтобы успеть в положенный срок.

Этот оползень не обследовали, т.к. далеко от трассы. Удалось сфотографировать из машины
Этот оползень не обследовали, т.к. далеко от трассы. Удалось сфотографировать из машины

Машина – зверь

Отдельно стоит рассказать о нашем средстве передвижения. «Буханка» со ставропольскими номерами, которую водитель доработал лично, с легкостью неслась в гору со скоростью 120 км/ч, при этом в салоне было 7 человек. Для такой машины 90 км/ч уже хорошо, а тут – 120! Кто ездил на таких машинах, поймет.

Кавказское гостеприимство

Газопровод проходит вдоль дороги, от гостиницы до него ехать было около 1,5 часов. Если утром и вечером можно поесть в кафе или что-нибудь купить в магазине, то обед – в полевых условиях. Что с собой взял, то и съел.

В первый день предполагалось, что к обеду уже вернемся в гостиницу, поэтому с собой был только термос с чаем и пара бутербродов с салом. Кто же знал, что утром случится совещание…

Периодически попадались сторожевые башни разной степени сохранности
Периодически попадались сторожевые башни разной степени сохранности

К обеденному времени мы успели осмотреть чуть больше половины трассы. Вдруг наш водитель свернул на какую-то дорожку, больше похожую на тропу. Вдалеке стоял небольшой домик, вокруг дорожная техника.

Оказалось, что водитель знаком с кем-то из тех, кто ремонтировал в тот момент дорогу. Домик – это временная столовая для рабочих, у которых как раз заканчивался обед.

Нас встретили как родных, которых ждали, ждали и, наконец, дождались. Накормили полноценным и очень вкусным обедом (суп, плов, компот), еще и с собой дали лепешек. От денег категорически отказались. Представить себе такую ситуацию где-нибудь в Москве или Питере просто невозможно, а там – это норма жизни.

В тот день я настолько наелся, что вечером почти не ужинал.

Начало повествования читайте здесь.