Найти тему
В кино с Варварой

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»: моя любимая роль Олега Басилашвили

Оглавление

Народный артист СССР Олег Басилашвили создал кинообразы в десятках фильмов. Но когда изучаешь его фильмографию, понимаешь, что артист в большинстве случаев привязан к определенному амплуа. Типажу этакого деликатного, обаятельного интеллигента.

Чистый образчик – князь Василий Львович в «Гранатовом браслете». Конечно, этот типаж развивался, варьировался. То в сторону чудаковатости (Фёдор Степанович Елистратов в «Небесах обетованных», Платон Сергеевич Рябинин в «Вокзале для двоих»). То, напротив, – в сторону конформизма и цинизма (Андрей Павлович Бузыкин в «Осеннем марафоне», Юрий Григорьевич Самохвалов в «Служебном романе»). А то и вовсе оборачивался откровенным злодейством (Арнольд Лахновский в «Вечном зове», граф Мерзляев «О бедном гусаре замолвите слово»).

-2

-3

Но одна роль Басилашвили выходит, на мой взгляд, за рамки привычного типажа актера.

Это роль Воланда в многосерийном фильме В. Бортко «Мастер и Маргарита» 2005 года. Много существует мнений об этом сериале и не всегда лестных. Также точно и об игре Басилашвили не все отзываются восторженно. Мне же кажется, что это одна из лучших работ актера.

-4

Надо сказать, что первоначально на роль князя тьмы режиссер пригласил Олега Янковского. Тот отказался. Может быть, из суеверия. После Янковского В. Бортко пытался договориться с зарубежными актерами: Жаном Рено и Гарри Олдменом. Но безуспешно.

Ни для кого не секрет, что булгаковское произведение полно тайн и мистики. И многие артисты попросту не хотят искушать судьбу. Притягивать к своей персоне темные силы.

Многие, но не Басилашвили. Для Олега Валериановича роль Воланда стала вызовом самому себе. Своеобразной проверкой собственных профессиональных возможностей. Известный актер подошел к этой роли ответственно.

-5

Следовал системе Станиславского, полностью погружаясь в образ. Басилашвили сам сказал об этом так: «Играя Воланда, я старался существовать в роли так, как это делали на сцене артисты старого Московского художественного театра. Когда атомы тела актера перестраиваются в атомы персонажа, и даже сердце начинает биться иначе. Нужно было, чтобы даже колено заболело - в память о влюбленной ведьме, сломавшей ногу».

-6

К тому же актер не скрывал, что играя Воланда, следует замыслу самого Булгакова. А замысел отражен в эпиграфе романа, что в свою очередь взят из «Фауста» Гете: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо».

«Воланд –отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником. Да, он жестоко карает атеиста Берлиоза, который сеет неверие в сердцах граждан, мерзавца-стукача барона Майгеля. И в то же время Воланд делает все, чтобы поэт Бездомный задумался о жизни и стал ученым, историком или философом...», – так размышлял о роли артист.

-7

Перед началом съёмок Олег Басилашвили, как верующий человек, посетил храм. После он рассказывал, что именно там, в святом месте, на него снизошло откровение о необходимости сыграть роль Воланда. И сыграть так, чтобы у зрителей не осталось ощущение прославления хозяина тьмы, а, напротив, появились бы мысли о временности и конечном бессилии зла перед всесильной властью созидания и света.

-8

Многие ставили в упрек Бортко, что он выбрал на роль Воланда актера в преклонных летах. Да и сам Басилашвили переживал по этому поводу. Но в образе Воланда возраст не главное. Важно другое. Например, типаж. Неимоверно импозантный, обаятельно неприступный, всеведающий и всезнающий созерцатель – именно таков Басилашвили в «Мастере и Маргарите».

-9

Ну и, конечно, самое главное, что Басилашвили удалось воплотить на экране концепцию образа. Удалось показать целую палитру качеств, заложенных в булгаковском герое. И главные из них: властная жесткость, всеобъемлющая мудрость, тонкая ирония, беспощадная справедливость.

Причем, актер показывает своего героя очень разным. Вспомните, как Воланд саркастичен и безжалостен к Берлиозу.

Как снисходителен к собравшимся в варьере москвичам, которые, по сути, ничем не хуже своих предшественников, вот только их испортил квартирный вопрос…

Как проявляет явную человеческую симпатию к Маргарите, рвущейся любой ценой вернуть возлюбленного…

По моему субъективному мнению, именно этот Воланд значительно превосходит другого, того, что мы видим в экранизации Ю. Кары. Все же в исполнении замечательного Валентина Гафта булгаковский герой более однозначен и предсказуем…

-10

И, тем не менее, неприятности мистического романа все же не обошли Олега Басилашвили. Например, однажды, когда съемки были в самом разгаре, у него неожиданно пропал голос. По заключению врачей произошло кровоизлияние в голосовых связках. Потом еще какое-то время актеру было очень непросто работать…

Пишите в комментариях свои мнения.

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"