Народный артист СССР Олег Басилашвили создал кинообразы в десятках фильмов. Но когда изучаешь его фильмографию, понимаешь, что артист в большинстве случаев привязан к определенному амплуа. Типажу этакого деликатного, обаятельного интеллигента.
Чистый образчик – князь Василий Львович в «Гранатовом браслете». Конечно, этот типаж развивался, варьировался. То в сторону чудаковатости (Фёдор Степанович Елистратов в «Небесах обетованных», Платон Сергеевич Рябинин в «Вокзале для двоих»). То, напротив, – в сторону конформизма и цинизма (Андрей Павлович Бузыкин в «Осеннем марафоне», Юрий Григорьевич Самохвалов в «Служебном романе»). А то и вовсе оборачивался откровенным злодейством (Арнольд Лахновский в «Вечном зове», граф Мерзляев «О бедном гусаре замолвите слово»).
Но одна роль Басилашвили выходит, на мой взгляд, за рамки привычного типажа актера.
Это роль Воланда в многосерийном фильме В. Бортко «Мастер и Маргарита» 2005 года. Много существует мнений об этом сериале и не всегда лестных. Также точно и об игре Басилашвили не все отзываются восторженно. Мне же кажется, что это одна из лучших работ актера.
Надо сказать, что первоначально на роль князя тьмы режиссер пригласил Олега Янковского. Тот отказался. Может быть, из суеверия. После Янковского В. Бортко пытался договориться с зарубежными актерами: Жаном Рено и Гарри Олдменом. Но безуспешно.
Ни для кого не секрет, что булгаковское произведение полно тайн и мистики. И многие артисты попросту не хотят искушать судьбу. Притягивать к своей персоне темные силы.
Многие, но не Басилашвили. Для Олега Валериановича роль Воланда стала вызовом самому себе. Своеобразной проверкой собственных профессиональных возможностей. Известный актер подошел к этой роли ответственно.
Следовал системе Станиславского, полностью погружаясь в образ. Басилашвили сам сказал об этом так: «Играя Воланда, я старался существовать в роли так, как это делали на сцене артисты старого Московского художественного театра. Когда атомы тела актера перестраиваются в атомы персонажа, и даже сердце начинает биться иначе. Нужно было, чтобы даже колено заболело - в память о влюбленной ведьме, сломавшей ногу».
К тому же актер не скрывал, что играя Воланда, следует замыслу самого Булгакова. А замысел отражен в эпиграфе романа, что в свою очередь взят из «Фауста» Гете: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо».
«Воланд –отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником. Да, он жестоко карает атеиста Берлиоза, который сеет неверие в сердцах граждан, мерзавца-стукача барона Майгеля. И в то же время Воланд делает все, чтобы поэт Бездомный задумался о жизни и стал ученым, историком или философом...», – так размышлял о роли артист.
Перед началом съёмок Олег Басилашвили, как верующий человек, посетил храм. После он рассказывал, что именно там, в святом месте, на него снизошло откровение о необходимости сыграть роль Воланда. И сыграть так, чтобы у зрителей не осталось ощущение прославления хозяина тьмы, а, напротив, появились бы мысли о временности и конечном бессилии зла перед всесильной властью созидания и света.
Многие ставили в упрек Бортко, что он выбрал на роль Воланда актера в преклонных летах. Да и сам Басилашвили переживал по этому поводу. Но в образе Воланда возраст не главное. Важно другое. Например, типаж. Неимоверно импозантный, обаятельно неприступный, всеведающий и всезнающий созерцатель – именно таков Басилашвили в «Мастере и Маргарите».
Ну и, конечно, самое главное, что Басилашвили удалось воплотить на экране концепцию образа. Удалось показать целую палитру качеств, заложенных в булгаковском герое. И главные из них: властная жесткость, всеобъемлющая мудрость, тонкая ирония, беспощадная справедливость.
Причем, актер показывает своего героя очень разным. Вспомните, как Воланд саркастичен и безжалостен к Берлиозу.
Как снисходителен к собравшимся в варьере москвичам, которые, по сути, ничем не хуже своих предшественников, вот только их испортил квартирный вопрос…
Как проявляет явную человеческую симпатию к Маргарите, рвущейся любой ценой вернуть возлюбленного…
По моему субъективному мнению, именно этот Воланд значительно превосходит другого, того, что мы видим в экранизации Ю. Кары. Все же в исполнении замечательного Валентина Гафта булгаковский герой более однозначен и предсказуем…
И, тем не менее, неприятности мистического романа все же не обошли Олега Басилашвили. Например, однажды, когда съемки были в самом разгаре, у него неожиданно пропал голос. По заключению врачей произошло кровоизлияние в голосовых связках. Потом еще какое-то время актеру было очень непросто работать…