Запомнилась история этого человека, в первую очередь, в связи с нынешними событиями. Тогда уезжали из страны, и сейчас уезжают. Даже связь находят между прошлыми и нынешними эмигрантами.
Соответственно, интересно узнать как сложилась судьба тех эмигрантов (хотя проводить параллель с их судьбами думаю уже не все захотят).
Про одного такого эмигранта нам рассказали в Музее истории города Йошкар Олы.
Жил был в городе Царевококшайске (дореволюционное название Йошкар Олы) Казанского уезда мальчик (Котомкин его фамилия). Рано этот мальчик стал сироткой. Сам он был из крестьян. Но ему повезло. Его пожалели купцы и оплатили ему обучение в училище. Мальчик оказался талантлив (стихи писал). Его заметил один из Великих князей. Переписывался с ним. А потом мальчик женился на фрейлине. Наверное, так и жил бы долго, счастливо и в достатке, но случилась революция. Которую он не принял. И в 1920 году покинул родину.
Здесь хочу остановиться на судьбе его жены или точнее жён.При фрейлину в интернете информацию я не нашла. То она вроде была, то уже сразу вторая жена появилась. А в музее нам сказали, что она быстро вернулась в Советский Союз и ей не затронули репрессии. В сети про это информации нет. Но есть информация, что в 1920 году наш герой увёз в эмиграцию новую молодую жену. И вот она уже точно в 1954 году сбежала от счастливой европейской жизни в СССР. Я засомневалась в рассказе экскурсовода именно потому, что получается какой-то массовых побег в Советский Союз. Скорее всего, что-то перепутали с первой женой.
Но одно остаётся неизменным. Котомкин покинул Родину. Жил он в Праге, Париже и Гамбурге. И везде в крайней нищите. Это жену он отправил работать чернорабочей. А сам занимался творчеством. Играл на марийских гуслях и писал стихи. Понятно, что денег этим он не зарабатывал. А в 1938 году отправился в турне по Европе. Попал в руки фашистов в Германии. Потом его пристроили в какой-то приют в Гамбурге. Там он и провёл последние годы жизни. Был уже по сути уличным гусляром.
Правда сейчас в Йошкар Оле Котомкину поставили памятник. Как никак в рубахе с марийскими узорами по Европе ходил и культуру марийского народа прославлял.
Вот такая вот судьба человека, который не принял события на своей Родине, но новую Родину по сути так и не обрёл.
Сложно сказать как сложилась бы его судьба в Советском Союзе. Наверное, праздно шататься с гуслями ему тоже не дали бы. Тут очевидно одно – эмиграция этому человеку счастья и достатка точно не принесла.
Вот такая вот судьба эмигранта начала 20 века. Возможно, про судьбы мигрантов века 21 точно также будут рассказывать в музеях. Может кому-нибудь даже памятник поставят как Котомкину.