Найти тему
Марина Морозова

17. Свадьба в русской живописи. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи

Ну что ж, спустя всего-то 16 глав, мы подошли ко дню свадьбы. Точнее, к его утру. Почему-то ни в русской живописи, ни в мировой, - нет полотен, посвященных сбору жениха к свадьбе, к его ожиданию выезда к невесте, к венчанию. Да что там, в любом разговоре о свадьбе, жениху отводится меньше всего внимания. А вот невеста – да, и в литературе, и в живописи, - везде и только о ней. А если это разговоры в историческом контексте, то побольше жути – об угнетенной, бесправной, несчастной и снова по кругу…

Мой проект не исключение – в шестнадцати предыдущих статьях большинство информации посвящено именно женщине. Вот только я категорически не согласна со всеми этими формулировками об угнетенных, бесправных, забитых русских женщинах.

Если бы это было так, то зачем нужно было столько усилий по воспитанию девочек, их подготовке к семейной жизни? Почитайте мои предыдущие статьи, вы поймете – о чем я. Если в своей семейной жизни они априори должны быть бесправными и угнетенными, то кого волнует их морально-нравственная, практически-житейская подготовка к взрослой жизни?

И вот пока все эти девочки с полотен русских художников ранним утром собираются к свадьбе, - кто-то еще совсем в исподнем, кто-то еще в ожидании жениха, а кто-то на пути в церковь, давайте поговорим о русской женщине и об её предназначении….

Иван Куликов - Убор невесты 1907
Иван Куликов - Убор невесты 1907
Прянишников Илларион - В ожидание шафера
Прянишников Илларион - В ожидание шафера
Коновалов - К алтарю.1896
Коновалов - К алтарю.1896
Константин Маковский - Одевание невесты к венцу.1890
Константин Маковский - Одевание невесты к венцу.1890
Наталья Антохина - Куракса - Крестьянская свадьба
Наталья Антохина - Куракса - Крестьянская свадьба
Александр Морозов - Перед свадьбой
Александр Морозов - Перед свадьбой
Фирс Журавлев - Перед венцом 1874
Фирс Журавлев - Перед венцом 1874
Федор Бронников - Сборы к венцу. 1856
Федор Бронников - Сборы к венцу. 1856

Вы наверняка никогда и не задумывались о том, что слова «Девочка», «Дочь», «Девушка», «Женщина», «Жена», «Сестра», «Тетя», «Бабушка», «Теща»… даже слово «Мать» - слова не из русского языка. Они относятся к так называемым заимствованным словам. Причем, заимствованным из индоевропейского языка. И только слова «Невеста», и «Свекровь» - исконно русские. Как будто наши предки подчеркнули этим важность именно этих состояний женщины, выделили их из всех женских статусов. Вы скажете, что неужели «Мать» - не настолько важное слово? Оно произошло от индоевропейского «матер», и именно от этого же слова произошли слова «материк», «материя», «матерый» (сильный, зрелый, старый). Само это слово косвенно говорит о том – какое высокое положение занимала женщина-мать в древности.. даже не в старину, как мы любим говорить, а именно – в древности, в эпоху матриархата.

И какова же была ответственность вырастить дочь, достойной такого толкования? Дочь, которая станет впоследствии настоящим материком целого рода, материей, которая в свою очередь создаст целый мир…. Причем, все это она будет делать для рода не своего, для ЧУЖОГО рода. Именно эту функцию подчеркивают женские статусы «невеста» и «свекровь»: та, которая со всем своим багажом-богатством и материальным и духовным только входит в чужую семью, чтобы со временем превратиться в ту, которая станет тем самым материком и в свою очередь будет принимать другую, такую же чужую, как она когда-то. Про разницу отношения к теще и свекрови (даже если это одна и та же женщина) мы поговорим позже, пока давайте все-таки разберемся – зачем такие сложности в воспитании девочки, в её подготовке к замужеству?

И тут опять нам в помощь не этнографы, а филологи.

Вы когда-нибудь обращали внимание, что в русском языке все слова, отвечающие за нравственность – они женского рода? Ну не все, так большинство точно.

Судите сами: Вера, Правда, Честь, Отвага, Истина, Совесть, Надежда, Доброта, Забота, Честность, Верность, Жертвенность, Справедливость, Красота, Благодарность…продолжать дальше? Те же Мораль и Нравственность – женского рода.

Да и отрицательные тоже не уступают: Ложь, Измена, Безнравственность, Трусость… что-то больше в голову не приходит, хотя, наверняка, их больше))

И есть еще два слова и тоже женского рода: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ!

Я больше чем уверена, что за все века, пока наш язык формировался, никто не отслеживал – какого рода то или иное слово должно быть. Почему и как, в итоге, слово становится существительным мужского, женского или среднего рода? Это происходит случайно или все-таки несет в себе смысл? И если второе, тогда становится логично: женщина в семье ответственна не за материальный достаток, не за безопасность, а именно за мораль и нравственность своего МАТЕРИКА, за его комфорт и тепло. Она ОТВЕТСТВЕННА за это! Вот почему так важно было в каждой русской девочке то нематериальное приданое, которое давали ей родители. А еще, скажите мне, все «исследователи» русской старины – возможно ли женщине это было воплотить, если она была забита, угнетена и бесправна?

Закончить хочу одним примером из моего детства. У нас была соседка – тетя Зоя. Жила она одна, растила двоих детей. Куда делся её муж и был ли он вообще – понятия не имею. Тетя Зоя была, как тогда у нас говорили «запойной». Причем, видимо, она чувствовала приближение запоя, потому что ходила по соседям и просила присмотреть за детьми. Потом она недели на две впадала в совершенно жуткий запой. Такой свинский, честно говоря, запой. Очень хорошо помню, как мужики вырубали топорами её, вмерзшую в лужу, поздней осенью. И также хорошо помню, как возвращаясь со школы, я увидела у тети Зои во дворе выстиранное постельное белье. Причем, белье белоснежное, с шикарной вышивкой гладью. Я бегом домой: «Мама, у тети Зои бельё висит, она из запоя вышла…» А мама мне говорит: «Да знаю уже» и кивает головой на кухонный стол. А на столе стоит целый тазик с пирожками, какими-то ватрушками, шанежками. Это тетя Зоя принесла маме в благодарность за то, что она подкармливала её детей. Моя мама не одна присматривала за детьми, это делали все соседи: кто-то кормил, кто-то печку ходил топил, кто-то в баню к себе водил и всех тетя Зоя обязательно благодарила. Однажды помню, мама с ней чуть не поссорилась, когда увидела тетю Зою на нашем огороде – та пришла рано утром и начала нам грядки полоть. У неё самой дома была просто стерильная чистота. Особенно меня поражали оконные стекла – у нас дома они так не блестели никогда. Тетя Зоя – единственная из всех знакомых мне женщин, умевшая плести кружево на коклюшках… Потом опять случался запой и все начиналось сначала. Я никогда не слышала, чтобы она кричала на своих детей, наказывала их. И, кстати, выросли они оба совершенно непьющими людьми. К чему я этот пример привела? Я не знаю – что тетю Зою сделало алкоголичкой, да еще в такой тяжелой форме. Но, если вернуться выше, к тем самым словам женского рода, она им полностью соответствовала. Это алкоголичкой она стала уже взрослой, а вот мастерицей, кулинаркой, чистюлей её воспитали родители. И ответственность за детей, благодарность за помощь ей тоже привили родители. И именно это, а вовсе не алкоголизм она смогла привить своим детям. И все это и есть преемственность: принять от родителей и передать детям только хорошее, настоящее, необходимое даже тогда, когда в твоей собственной жизни случилась какая-то трещина…

Так…перечитала все написанное и поняла, что придется привести еще один пример. Потому что любой, кто прочитает эту статью, имеет право возмутиться – а что, мужчина в семье вообще никакой роли не играет? И будет прав.

Мои родители жили не в 18 и даже не в 19-м веке. Они поженились в 1967-м году. Но зато они жили в такой глубинке, куда цивилизация в виде электричества и телевизора уже и дошла, но вот на сам уклад жизни не очень-то повлияла. Например, лучшая подружка моей тетки повесилась в 19 лет из-за того, что по деревне пошли слухи о том, что девушка не девственница. На полном серьезе!!! Все родственники моей мамы жили далеко, бабушка с дедом приезжали к нам в гости раз в год. Так что как-то влиять (помощью и поддержкой) на супружескую жизнь дочери они не могли, что можно сравнить с жизнью русской девушки, вышедшей замуж в каком-нибудь 19-м веке. У отца же была большая семья, с конкретными и четкими правилами и устоями. Вот только отец не мог их нам, детям, прививать – у него не было на это ни сил, ни времени. Жизнь мужчины городского и мужчины деревенского – это разные жизни. Как вам такое: отец вечером садится ужинать, а ложка в его руке трясется так, что суп из неё расплескивается. Руки трясутся от неимоверного напряжения за день, от усталости!!! Отец с матом запускает ложку в стену и идет спать.

Да, я прекрасно осознаю, что все, что родители вложили в меня и в братьев – это правила отцовской семьи, это их устои. Но ТРАНСЛИРОВАЛА их нам МАМА!!! Она прививала, объясняла, приучала. И, хотя в нашей патриархальной семье все и всегда решал именно отец, но фиг бы ему что-то удалось, если бы не мама. А откуда взялись все эти традиции и семейные устои у отца? От его отца? Да куда там! Дед вернулся с войны, отцу было 6 лет. Потом у деда была работа в колхозе. Отец рассказывал, что дед не мог запомнить – как зовут самого младшего сына, который родился в 1949м году. Не потому что он был равнодушный к детям человек, а потому что он домой приходил только, чтобы упасть спать. Так кто же привил законы семьи моему отцу, его трем сестрам и двум братьям? Только бабушка…. Женщина! Жена! Мать! Я уверена, что подобная модель семьи была и у всех наших далеких и не очень предков.

И вот сейчас я точно заканчиваю. Знаете, как произошло слово «супруги»? «СО-упряжь» - люди в одной упряжке. Если сравнение с лошадьми вам кажется не очень лестным, то откуда взялось выражение «вкалывать, как лошадь»? ))) Но дело не в этом. Помните у Экзюпери в «Планете людей»: «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении». Ну не стоя же смотреть? ))) Нужно еще и двигаться. Двигаться вперед. Что и делает упряжка лошадей. Ну и людей, естественно, если они со-упряжь – супруги. А как в этой упряжке двигаться вперед, если один из супругов забит и бесправен? Это я снова тем, кто пишет про несчастную русскую женщину в старину))))

Остальные статьи этого цикла можно прочесть, пройдя по ссылкам

01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…

02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»

03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу

04. «Два лада»

05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!

06. "Берегиня".

07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...

08. Других посмотреть и себя показать…

09. Сваха правды не скажет…

10. Приданое к проданной...

11. Приданое, которое руками не потрогать…

12. Наконец-то о том самом приданом.

13. Ответ и предисловие для критиков.

14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...

15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»

16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.

17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи

18. Маршрут свадебного поезда.

19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?

20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???

21. Всё еще не до пира…

22. Танцуем от печки…

23. С чего посуда бьётся на счастье?

24. Первый раз никому не нравится…

25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц