Найти в Дзене

В Самару! Особый отдела ГубЧК и военкомат на княжеской усадьбе

Княжеская усадьба Александра Дмитриевича Оболенского в Самаре появилась в 1910-м году, а до этого на ее месте – пересечении Николаевской (Чапаевской) и Предтеченской (Некрасовской) стоял дом заведующего городской больницей врача Константина Алексеевича Щиголева, в 1902-м году оцениваемый налоговыми реестрами в 4000 рублей. Исходя из серьезной по тем временам суммы, можно предположить, что особняк был двухэтажным.

Рисунок фриза с узкими вертикальными нишами повторяется в угловой части здания
Рисунок фриза с узкими вертикальными нишами повторяется в угловой части здания

Зачем же видный общественный деятель, помощник Варшавского генерал-губернатора, сенатор и член императорского Государственного совета приобрел недвижимость в Самаре?

Фото 1970-х
Фото 1970-х

Затем, что древнее благородное происхождение и государственная служба не мешали ему быть еще и успешным предпринимателем. Унаследовав от бездетной родственницы знаменитый Никольско-Бахметевский хрустальный завод в Пензенской губернии, усовершенствовал и расширил производство посуды, предметов сервировки и светильников в серебряном, золотом и бронзовом декоре. Отдельной прибыльной статьей стало изготовление флаконов для духов.

Князь Александр Дмитриевич Оболенский
Князь Александр Дмитриевич Оболенский

Под его управлением завод вышел на миллионные обороты, изделия были отмечены Большой золотой медалью на международной парижской выставке, а Оболенский избран главой Союза стеклозаводчиков России.

Чертежа фасада складского помещения на усадьбе Оболенского
Чертежа фасада складского помещения на усадьбе Оболенского

Так что наиболее вероятная цель покупки усадьбы – размещение самарского представительства фирменного Торгового дома хрустального завода. В пользу этой версии говорят и сохранившиеся чертежи каменного складского помещения во дворе – с наружными металлическими лестницами, ведущими на второй этаж, коваными оградками и фигурными навесами со шпилями.

Экспонаты заводского музея - собственная продукция
Экспонаты заводского музея - собственная продукция

Дореволюционных изображений княжеского дома пока не найдено, подробности национализации тоже неизвестны. Зато известно, что с декабря 1920-е годы на втором этаже квартировала грозная структура – Особый отдел ГубЧК и представительство ВЧК по ПриВО.

Новая трактовка классических элементов
Новая трактовка классических элементов

Позже бывший дом Александра Дмитриевича Оболенского подвергся кардинальной реконструкции. Хотя в реестре ОКН проходит как «Здание в стиле Ар-деко», а датой постройки указано «начало ХХ в.» - совершенно очевидно, что от начала прошлого века до времени перестройки уже прошли и завершились несколько архитектурных эпох – все стадии зарождения, расцвета и угасания модерна и сменившего его конструктивизма.

Любитель театра и музыки князь Оболенский в маскарадном костюме
Любитель театра и музыки князь Оболенский в маскарадном костюме

Реконструированное здание выполнено в характерной уже для 1930-х годов стилистике постконструктивизма. Стиль сложился не в последнюю очередь благодаря идее товарища Сталина повернуться от унылого конструктивизма к выразительности стилей предшествующих. Внутренняя структура и конструкция объемов по-прежнему читается снаружи, но стены уже не «голые» - декорированы рельефной кладкой, расчленены пилястрами и лопатками.

Ризалиты в противоположных концах фасадов тоже имеют аттики, но меньшей высоты.
Ризалиты в противоположных концах фасадов тоже имеют аттики, но меньшей высоты.

«Наследием» модерна можно считать вертикальные пропорции окон и декор контрастного цвета. Над основным трехэтажным объемом поднимается акцентированный высоким аттиком четырехэтажный угловой блок, оба уличных фасада фланкированы выступами-ризалитами. Центральная часть фасадов в уровне второго и третьего этажей украшена полуколоннами, на капители которых опирается высокий фриз с узкими вертикальными нишами.

На смену русту первого этажа пришла керамогранитная облицовка
На смену русту первого этажа пришла керамогранитная облицовка

Первый этаж отделялся небольшим карнизом с горизонтальной «полочкой» и изначально был оформлен рустом. Графика лаконичных деталей фасада подчеркнута контрастом светло-бежевого декора с темно-розовым цветом стен.

"гастрономический бутик" при ресторане
"гастрономический бутик" при ресторане

Сейчас здание , несмотря на возраст, по-прежнемув строю. В нем благополучно соседствуют такая серьезная организации, как военный комиссариат Самарской области и предлагающий радости бытия ресторан VINOTERRIA в компании с магазином гастрономических новинок GOURMETERRIA.

интерьер ресторана VINOTERRIA
интерьер ресторана VINOTERRIA

Кстати, «стеклянный завод» Оболенского пережил и революцию, и гражданскую войну и другие тяжелые времена.

-12

Сменил название на «Красный гигант» и был самым крупным в Европе. В «хрустальном экспорте» страны его доля составляла 45 процентов, изделия считались эталоном качества.

-13

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете