209,2K подписчиков

35 лет скрывала отца своей дочери и жила на две страны: как сложилась судьба Марины Нееловой?

49K прочитали
«Ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене» Марина Неелова – коренная ленинградка: она родилась в послевоенной северной столице в 1947 году и с самого раннего детства мечтала стать актрисой.

«Ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене»

Марина Неелова – коренная ленинградка: она родилась в послевоенной северной столице в 1947 году и с самого раннего детства мечтала стать актрисой. Лет в пять родители отвели ее на балет «Щелкунчик» и девочка несколько дней оставалась под впечатлением сказочной атмосферы всего, что происходило на сцене. Как рассказывала впоследствии сама актриса, это было настоящим наваждением. В результате мама, которая чутко прислушивалась ко всем пробуждающимся устремлениям дочки, отвела ее в балетную школу – пусть попробует.

Родители будущей актрисы Мстислав Павлович и Валентина Николаевна Нееловы были людьми далекими от искусства. Но горячо принимали все радости мирной жизни, включая кино и театр. Они прошли войну, оба служили на флоте (мать была радисткой). После войны отец стал работать инженером на заводе, а мама, поработав и там, и тут, после рождения дочери всецело посвятила себя ее воспитанию.

В детстве Марина была болезненным ребенком, и поэтому ни о каком детском саде речь не шла. По той же причине не состоялась и балетная карьера юной Нееловой. Она часто болела, пропускала занятия, а требования все возрастали, и через несколько лет пришлось признать, что балет – это тяжелый труд, который хрупкой и болезненной девочке не под силу. В школе Марина стала посещать кружок художественного слова.

По воспоминаниям актрисы, она везде принималась читать стихи и собирала вокруг себя заинтересованных слушателей. Стоило только маме отойти от нее на минутку, и, вернувшись, она находила девочку, вдохновенно декламирующую что-то, в окружении случайных почитателей ее таланта.

Уже в младших классах Марина выиграла один за другим несколько конкурсов чтецов – от школьного до всероссийского. Вышла на всесоюзный уровень, и, как молодое дарование, уже должна была ехать с детской делегацией за рубеж, в одну из соцстран. Но родители ее туда не пустили.

Марина Неелова – в роли Зои Акаемовой в телевизионном фильме по пьесе А.Н.Островского Красавец мужчина. Фото Валерия Христофорова, Фотохроника ТАСС
Марина Неелова – в роли Зои Акаемовой в телевизионном фильме по пьесе А.Н.Островского Красавец мужчина. Фото Валерия Христофорова, Фотохроника ТАСС

Девочка играла на сцене школьного театра, а на уроках мечтала о том, как станет настоящей актрисой. Впоследствии она рассказывала:

«Я ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене, рампе, занавесе, мысленно улетала куда-то далеко. Но вдруг меня вызывали к доске, и я долго не могла понять, о чем идет речь. Не представляла себе в то время, что настанет момент, когда я смогу заниматься только тем, что люблю больше всего».

Окончив школу, Марина Неелова точно знала, что станет актрисой. Она была уверена в своем успехе и без страха подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Однако оказалось, что конкурс там очень высокий и в результате девушку зачислили только в качестве кандидата. Это означало, что после первой сессии ее отчислят, если она не сможет получить «отлично» по актерскому мастерству.

На деле это была возможность для преподавателей присмотреться к первокурснице и в процессе учебы принять в отношении нее окончательное решение. Надо ли говорить, что проверку она выдержала и стала полноправной студенткой! Девушка училась на курсе очень известных театральных педагогов – актера Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд – дочери известного режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда.

«Берите кого угодно, только не эту»

Однако уже на третьем курсе ее чуть не оставили на второй год. Дело в том, что почти весь год она пропустила, снимаясь в своей первой роли. В институте и не приветствовали съемки в кино до окончания учебы, но как же можно было отказаться! Ведь ее утвердили на главную роль в фильме «Старая, старая сказка»!

Правда, она могла и не сыграть эту звездную роль. Ведь ее партнер Олег Даль, которому показали кинопробы начинающей актрисы, поначалу сказал режиссеру Надежде Кошеваровой: «Берите кого угодно, только не эту!». Актер был на пике популярности и с его мнением считались. А все дело было в том, что Марина Неелова была очень стеснительной и неуверенной в себе. Она терялась перед камерами, и ассистент режиссера, заметив ее состояние, посоветовал ей открыться и показать все, на что она способна.

«И я открылась, да так, что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты», – рассказывала актриса впоследствии. «Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова – нежный, чуткий человек – нашла в этом что-то и утвердила меня на роль», – рассказывала в одном из своих интервью актриса.

С Олегом Далем они потом подружились, и ей даже пришлось специально работать над собой, чтобы не влюбиться в него. Об этом девушку специально попросила режиссер, Неелова рассказывала: «Олег был очень красивый. Когда он появлялся на сцене или в жизни, люди мгновенно замирали и смотрели только на него. Он обладал магнетизмом, устоять против которого было невозможно». Эти съемки стали для Нееловой сильной школой, Олег Даль очень помогал ей, и она была ему искренне благодарна.

кадр их фильма Старая, старая сказка, реж. Н.Н. Кошеверова, 1969 г.
кадр их фильма Старая, старая сказка, реж. Н.Н. Кошеверова, 1969 г.

В 1969 году Марина Неелова окончила актерский факультет и была принята в штат киностудии «Ленфильм».
А в 1971 году она снова снялась с Олегом Далем, на этот раз – в фильме «Тень» по одноименной комедии-сказке Евгения Шварца. Актриса исполнила одну из главных ролей – дочь хозяина гостиницы Аннунциату.

«Это же – Анни Жирардо!»

К тому времени в жизни Марины Нееловой уже появился ее первый муж – режиссер Анатолий Васильев. Он влюбился в нее с первого взгляда, когда из почти ста претенденток выбирал актрису на главную роль в своей картине «Цвет белого снега». Причем худсовет не хотел утверждать ее кандидатуру. Вмешался режиссер Марлен Хуциев, который бросился яростно ее защищать: «Это же – Анни Жирардо!». Это убедило худсовет, и Неелова снялась в картине.

Отношения между актрисой и режиссером завязались еще на съемочной площадке, и скоро пара стала жить вместе. В 1970 году молодые люди поженились, а еще через два года Марина окончательно переехала к мужу в Москву. По воспоминаниям Анатолия Васильева, жили они в ужасной развалюхе – квартира была в крайне запущенном состоянии. Васильев занимался ее ремонтом, сам перекрывал полы. И вроде бы все шло хорошо. Однако в столице Неелова оказалась невероятно востребованной.

Актриса Марина Мстиславовна Неелова. Точная дата съемки не установлена. Валерий Христофоров, ТАСС
Актриса Марина Мстиславовна Неелова. Точная дата съемки не установлена. Валерий Христофоров, ТАСС

Она играла в театре и снималась в кино практически непрерывно! И чем больше она снималась, тем сложнее становились ее отношения с мужем. Актрисы все время не было дома, а Васильев не был так востребован в профессии и начал ревновать ее к работе. Так или иначе, после восьми лет брака чувства сошли на нет и пара распалась. Супруги расстались спокойно, без скандалов и ссор.

В Москве Марина Неелова сперва была приглашена в театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Правда, она была занята в единственном спектакле «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». А главную роль в спектакле «Турбаза» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского, которую она репетировала, актрисе так и не пришлось сыграть – спектакль запретили.

Однако уже тогда за безусловный талант и способность хорошо играть комедийных героев актрису прозвали в профессиональных кругах «молодой Фаиной Раневской». Это было невероятно лестно!

В 1974 году Марину Неелову пригласили в театр «Современник» на главную роль в постановке «Валентин и Валентина» – вместо актрисы, которая ушла в декрет. После премьеры спектакля карьера Нееловой пошла в гору – ей стали предлагать новые роли в спектаклях «Современника», и она наконец окончательно ушла из Театра имени Моссовета, где еще продолжала играть до этого.

В «Современнике» Неелова сыграла более чем в тридцати спектаклях. Среди ее ролей были Любовь Раневская в «Вишневом саде», Виола в «Двенадцатой ночи», Елизавета в спектакле «Играем Шиллера!», Шарлотта в «Осенней сонате» Ингмара Бергмана и даже Акакий Башмачкин в «Шинели».

От сказок до фарса: удивительные судьбы героинь Нееловой

В кино Марина Неелова вплоть до середины 1990-х снималась практически постоянно. После первых сказочно-романтичных ролей она была нарасхват. Очень скоро режиссеры оценили, насколько велик ее творческий диапазон. Лирическая сказка, комедия, мелодрама и легкий фарс – ей подвластны практически все жанры. У ее героинь были непростые судьбы, и Нееловой удавалось быть органичной в каждой роли.

В 70-80-е годы прошлого века популярность этой замечательной актрисы была просто невероятной. На экраны постоянно выходили фильмы с ее участием. И это при том, что она часто отказывалась от ролей, хотя и говорила в интервью: «Артист должен использовать свой шанс всегда и должен быть эгоистом».

В эти годы она воплощала образы ранимых, хрупких женщин, а также героинь, которые отстаивают личную независимость. «С тобой и без тебя», «Слово для защиты», «Осенний марафон», «Фантазии Фарятьева». Очень хороша актриса в лирической комедии «Красавец-мужчина», «Дамы приглашают кавалеров», «Чужая жена и муж под кроватью» и «Мы веселы, счастливы, талантливы».

Марина Неелова в роли Аллы в фильме Георгия Данелии Осенний марафон.Фотохроника ТАСС.
Марина Неелова в роли Аллы в фильме Георгия Данелии Осенний марафон.Фотохроника ТАСС.

С конца 80-х и в 90-х актриса снималась то в драматических ролях – «Дорогая Елена Сергеевна», «Ты у меня одна», «Тюремный романс», то в костюмно-исторических – «Ревизор», «Сибирский цирюльник». Фильмы с участием Марины Нееловой вошли в золотой фонд советского кинематографа, и интерес к ним не угасает. Актриса до сих пор является кумиром нескольких поколений.

Секрет крепкого брака – жить «пунктиром»

После того, как первый брак Марины Нееловой сошел на нет и распался, эта замечательная актриса и красивая женщина недолго оставалась одна. В середине 80-х стало известно о ее романе с тогда еще юным, амбициозным шахматистом Гарри Каспаровым. То, что он был младше на 16 лет, не останавливало ни его, ни ее. Будущий чемпион мира жил тогда в Баку, а в Москве бывал наездами.

Марина Неелова очень поддерживала его, познакомила со многими влиятельными людьми, к чему молодой человек горячо стремился. Они два года появлялись вместе на светских мероприятиях. Когда Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым, Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста. Однако именно его властная мама настояла на том, чтобы ее сын разорвал отношения с Нееловой, когда та стала претендовать на официальное оформление их отношений.

Честолюбивый Гарри Каспаров, уже завоевавший к тому времени титул чемпиона мира, легко согласился с мамой. Несмотря на то, что Неелова уже ждала ребенка. Коллеги актрисы были глубоко возмущены поступком молодого гроссмейстера. А Валентин Гафт даже заявил, что «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме».

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Актриса тяжело переживала предательство Каспарова, вычеркнула его из своей жизни и не соглашалась обсуждать, кто отец ее ребенка. Но остаться одной ей было не суждено: очень скоро коллеги познакомили ее с будущим супругом – блестящим дипломатом Кириллом Геворгяном. С ним Марина Неелова наконец смогла найти настоящее семейное счастье. Он стал приемным отцом для ее дочери и воспитал девочку, как родную.

В первый класс Ника пошла в Париже. Благодаря приемному отцу она побывала во множестве стран и выучила несколько иностранных языков. А когда выросла, стала скульптором, окончив в Нидерландах Королевскую академию искусств. Единственная дочь Нееловой – жгучая брюнетка и настоящая красавица.

Сама же актриса после замужества вынуждена было жить на две страны. Сперва она уехала вместе с мужем во Францию, куда Кирилла Геворгяна отправили по службе. На несколько лет она взяла перерыв: не играла в театре и не снималась в кино.

Актриса Марина Неелова в сцене из спектакля Осенняя соната по киносценарию драматурга Ингмара Бергмана в постановке Екатерины Половцевой в театре Современник. Фото ИТАР-ТАСС, Александр Куров
Актриса Марина Неелова в сцене из спектакля Осенняя соната по киносценарию драматурга Ингмара Бергмана в постановке Екатерины Половцевой в театре Современник. Фото ИТАР-ТАСС, Александр Куров
Лишь в 1996 году Неелова вернулась в Россию, чтобы возобновить выступления на сцене «Современника». Оставить профессию и стать просто женой оказалось для нее невозможным. С тех пор она всю жизнь жила «пунктиром». Примерно так: 20 дней – с мужем и дочерью, 20 дней – в Москве, с театром и ролями.

Сейчас Кирилл Геворгян является вице-председателем Международного суда OOH. Марина Неелова не раз говорила, что ее муж – очень умный человек, и он никогда не требовал от нее невозможного. В том числе – оставить сцену и не сниматься в кино. В этом году их браку исполнится 35 лет.

Сейчас Марина Неелова взяла творческую паузу на большом экране. В «Современнике» актриса играет в постановках «Собрание сочинений». «Осенняя соната», «Крутой маршрут» и «Играем Шиллера!».

АВТОР : ТАТЬЯНА РУБЛЕВА