Найти в Дзене
О Жизни и об Истории

Вспоминая Павла I/Или об опасности для государства романтиков во власти

Сегодня с утра, знакомясь с рассуждениями военного историка и специалиста по военной истории екатерининской эпохи, равно каки Наполеоники, Бориса Григорьевича Кипниса о романтизме Павла I и обусловленной этим оторванности императора от реальности, подумал об опасности нахождения романтиков у власти, о чем, такое ощущение, мечтает некоторая часть сограждан, к которой, признаться, в эмоциональном плане отчасти я и себя отношу.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Ибо бросая порою студеными вечерами взгляд на звездное небо, вспоминаю сотворенный талантом – или гением? – Стругацких мир Полдня. Юрковской, Дауге, Горбовский Спицын – знакомые с замечательными книгами братьев несомненно поняли о чем я. Но.

Но вот читаю сейчас работу историка космонавтики Антона Первушина «Битва за звезды. Космическое противостояние», а именно – об испытании Советским Союзом ракет в рамках лунной гонки с американцами. Шестидесятые – это ли не эпоха советской романтики? Быть может, ее пик.

Фото имз открытых источников.
Фото имз открытых источников.

И вот: «По воспоминаниям Бориса Чертока, председатель Госкомиссии по запускам Константин Руднев как-то после очередной катастрофы на старте с горечью сказал: “Мы стреляем городами”. Более точной дефиниции трудно придумать. Любой старт (вне зависимости от его исхода) – это десятки или сотни отдельных квартир, которых так и не дождутся обыкновенные советские граждане, десятилетиями стоящие в очереди на получение жилплощади».

Лунная гонка – ведь тоже романтика, только советская. По-человечески, во многом благодаря творчеству не только Стругацких, но и Ефремова, и понятная и привлекательная. Особенно сейчас, когда видишь на что тратится интеллектуальный потенциал человечества, который мог бы быть востребован для тех же полетов на Марс, равно как и для исследования Вселенной.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вот только – возвращаюсь к советской космической романтике – стрелявшая городами и отдельными квартирами, однотипными – помню – клетчатыми, с поясами, пальтишками у детей, войлочными ботинками и многочасовыми очередями, вкупе с дефицитом. А с другой стороны.

А с другой стороны, в одном из Telegram-каналов намедни прочитал о другом видении идеала нашего будущего: «Общенаціональный историческій нарративъ въ Россіи одинъ: "Самодержавіе. Православіе. Народность." Остальное грозитъ выродиться въ безотвѣтственную парафилософію. Если не въ сектантщину съ послѣдующимъ нигилизмомъ.».

Автор теории официальной народности граф Сергей Семенович Уваров. Портрет кисти Алексея Васильевича Тыранова.  Изображение из открытых источников.
Автор теории официальной народности граф Сергей Семенович Уваров. Портрет кисти Алексея Васильевича Тыранова. Изображение из открытых источников.

Это ли не пример пребывания человека в коконе собственных ятей и иллюзий и непонимании в общем-то элементарного: по меньшей мере, для девяноста пяти процентов сограждан автора приведенной цитаты предлагаемый им нарратив и чужд, и непонятен, и не актуален.

Вот упомянутый Павел I и поплатился перепутав, по словам военного историка Антона Керсновского, Российскую империю с Иерусалимским королевством XII века.

Власть же. Подлинная. Должна сочетать в себе и прагматизм и цинизм – последний, разумеется, не в отношении собственных граждан, но на международной арене. В отношении собственных граждан практичная власть должна соблюдать баланс интересов. Хотя бы ради собственного блага.

А власть и романтика, в рамках, как я показал, любого мировоззрения, понятия несовместимые. И опасные.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков