Вот основные правила осознанного потребления: создать рациональный гардероб, отказаться от быстрой моды, забыть о распродажах. О том почему это важно и как это сделать, разбираемся в статье.
Как быстрая мода мешает осознанному потреблению
Общество потребления всеми силами старается навязать товар, чаще всего некачественный и в больших объемах. За последние несколько лет объем производства удвоился, компании выпускают в среднем уже не 2, а 5 коллекций ежегодно. Однако fast-fashion еще далек от своей высшей точки. При росте населения и их доходов аналитики прогнозируют увеличение темпов производства.
Несмотря на кризисы, люди меньше ценят вещи. Сейчас их выбрасывают в два раза быстрее, чем 10-15 лет назад. Доступность продукта снижает его ценность в глазах потребителя.
Особенно хорошо fast-fashion себя чувствует в Бразилии, Китае, Мексике, Индии и России. В каждой из этих стран прошел или идет кризис, что вынуждает людей переходить к покупке более бюджетных вещей.
Вот несколько фактов о быстрой моде:
- Сейчас мы покупаем на 60% одежды больше, чем в 2000 г.
- Средний срок использования вещи сократился вдвое.
- Zara выпускает 24 коллекции в год.
- Рынок секонд-хенда составляет 4,5 млн тонн в год, и большая его часть никогда не будет использована.
- 50 млн тонн одежды выбрасывается ежегодно после непродолжительного использования.
- Прогнозируют, что через 10 лет рынок перепродажи б/у одежды превзойдет рынок масс-маркета.
- Только 20% использованной одежды перерабатывается или сдается в секонд-хенды. Большая часть сжигается или попадает на свалки.
Распродажа — большой брат быстрой моды
Моя мама как-то "подсела" на распродажи и каждые выходные проводила в торговых центрах. Гуляя по сверкающим павильонам, она скупала кофточки, потом подбирала к ним юбочки, и так по кругу. Гардероб пух, разбор и расхламление приходилось делать все чаще. На вопрос: "Зачем ты купила эту блузку?" получаю железобетонный ответ: "Она стоила всего 300 рублей!". На распродажах цена становится главным мотивом покупки.
Вот попробуйте провести такой эксперимент:
- выберете вещь, которая вам действительно нужна, нравится и отлично сидит, невзирая на стоимость;
- запомните цену и оставьте эту вещь в магазине, а потом загляните за ней в период распродаж.
Так вы проверите и честность продавца на скидки, и сможете отследить, какие именно товары попадают на распродажу. У меня обычно бывает, что я совершенно забываю о том, что хотела купить. Ведь важный стимул спонтанной покупки — подстегнуть дофамин.
Хитрости распродажи
Производителям, маркетологам, продавцам нужно продать товар, сформировать на него спрос, рассказать о преимуществах и уникальных особенностях. И чтобы заставить купить новую вещь, они идут на профессиональные уловки и хитрости.
Новое — лучше старого
Вещи не всегда приобретаются из-за нужды. Если в гардеробе появилась вещь из "прошлогодней коллекции", "устаревших трендов" и "стильных нет", ее меняют на новую. На это работает стратегия "поверхностного улучшения". Главная ее цель – создать спрос на новую модель и породить неудовлетворенность старой. Так развивается избыточное потребление.
Например, магазины одежды нарочно шьют или покупают одну броскую вещь неудобного размера, чтобы выставить ее на витрине. Потом продают всем клюнувшим на нее нечто совершенно иное и т.д.
Почти иностранец
Производимые в России товары часто преподносятся как уникальная зарубежная марка. Названия брендов созвучны иностранным компаниям и именам: Ralf Ringer, Sela, OGGI, InCity, Zarina, Be free, Savage, People Wear, O’stin, Carlo Pazolini, Chester, Carnaby, TJ Collection, Paolo Conte и др.
Скидка после завышения цены
Нобелевским лауреатом Ричардом Талером было доказано, что потребитель охотнее купит вещь со скидкой, чем точно такой же товар по аналогичной цене, но без скидки. При этом, покупая футболку за 300 руб. с перечеркнутым ценником 999 руб. и магическими надписями «скидка 60%» мы выбираем товар худшего качества, чем аналогичная футболка за 300 руб. без скидки. Потому что честная цена не предполагает накрутку на скидки, акции, распродажи и нераспроданный товар.
Насмотревшись на вкусные скидки массмаркета, бьющие цену пополам, мы ждем такой же «щедрости» от локальных дизайнеров. Однако себестоимость единичных товаров выше, накрутка ниже, да и объемы производства другие.
Да, низкая стоимость, безусловно, привлекает. Но если прикинуть все наценки и рассчитать себестоимость товара, начинает мучить вопрос, сколько же такая вещь стоит на самом деле, и почему так дешево? Из чего она произведена? Кто ее сшил? Чем покрасили? Никто не будет торговать себе в убыток.
Какие вещи попадают на распродажу?
Замечено, что во время распродаж одежды в магазине становится даже больше. Залежалый товар достают из тайных хранилищ и с гордостью вывешивают в торговом зале.
На маркетплейсах (таких как Lamoda и Wildberries) часто анонсируют заманчивые скидки в 80% . Бывает, если вещь не продалась в магазине на распродаже за несколько сезонов, ее отправляют на такие площадки. Ну а дальше за дело берутся маркетологи - нарисовать ведь можно любую цену и потом снижать ее хоть на 200%.
Что означают скидки?
Маленькие скидки в 15, 20, 30 и 40% чаще всего ничего не означают и таковыми не являются. В них уже заложена наценка и нередки случаи, когда до такой распродажи товар стоил дешевле.
Скидки в 80%, пожалуй, самые честные. Только в реальности, это не 80%, а к примеру 30-40% (та маржа, которая и закладывается на то, что товар будет продан на распродаже или по акции). Однако такие скидки бывают редко, на ограниченное количество товара - например, последний товар, или с каким-то дефектом или из совсем старой коллекции.
Чем ниже изначально стоимость товара, тем меньше у него маржа. Понятно, что в люксовом сегменте на очень дорогие товары (роскошные вечерние платья, шубы и манто из натурального меха, брендовые сумки) наценка выше, поэтому скидка может быть честной — там есть, куда снижать. Если товар и без того очень бюджетный, откуда возьмется скидка в 70%?
Какие приемы используют «нечестные» маркетологи?
Ловля на живца
Завозят товар по низкой цене с огромными скидками или по акции, но в ограниченном количестве. Вещи эти быстро заканчиваются, а покупатели еще плывут бурным потоком за выгодным предложением. В результате им навязывают товар по более высокой цене. Конечно, тут вроде никого не обманули — просто продали товар по его реальной розничной цене, но с помощью обещанной скидки все же заманили покупателя в ловушку.
1+1=3
Кажется, что одну из трех купленных вещей, покупатель получает бесплатно со скидкой 100%. В подарок — самая низкая по цене или из специальной коллекции, которую заранее отобрали из самого неходового товара. Трудно найти в одном магазине три идеально сидящие и нужные вещи. Поэтому к дополнительно потраченной сумме прибавляют две ненужные вещи.
Товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит
Так продавцы пытаются себя обезопасить, ведь осознав ненужность покупки и ее низкое качество, потребитель с облегчением побежит ее возвращать. Однако не все захотят спорить и доказывать свою правоту, ссылаясь на закон о защите прав потребителя. На это и рассчитано. Но если прийти в магазинах в течение 2-х недель после покупки, вещь обязательно примут и вернут деньги.
Как не попасться на крючок?
Хорошие советы дают стилисты. Они радеют за организацию рационального гардероба, ведь он способствует ограничению потребления и ведет к осознанным покупкам. Возможно, это может стать первым шагом на пути к построению экоустойчивого гардероба.
7 советов от стилистов, как покупать на распродажах:
- планируйте покупки заранее;
- отправляйтесь на распродажу со списком и строго ему следуйте;
- если попалась на распродаже случайная вещь, которую вы не планировали покупать, примерьте ее и отложите. Лучше прийти за ней спустя несколько дней, если еще захочется;
- покупайте вещь на распродаже в том случае, если бы купили такую же вещь и без скидки и готовы были заплатить за нее гораздо большую сумму;
- проверяйте состав ткани, иначе вы будете думать, что купили лен по сниженной цене, а на самом деле приобрели полиэстер по завышенной;
- соотносите стоимость вещи и свое представление о ее стоимости, не взирая на размер скидки. Если висит кофточка со скидкой 70% по цене 749 руб. вместо 2499 руб., подумайте, а действительно ли такая кофточка стоит для вас этих денег или обычно вы тратите на подобные вещи гораздо меньшую сумму;
- покупайте те вещи, которые уже без проблем вписываются в гардероб, для них найдется 3-4 сочетания и не придется «под новую кофточку покупать новую юбочку».
Часто ненужными становятся вещи, купленные именно в период распродаж. Они либо плохо сидят, либо ни к чему не походят, либо быстро выходят из моды.
Как покупать одежду осознанно
Гринпис дает 7 советов, следуя которым можно отказаться от быстрой моды, уменьшить ее экологический след и создать экогардероб.
- Создайте собственный стиль
Вариантов персонализировать свой стиль множество — сшить, связать, переделать свои вещи. Создать авторскую роспись или вышивку. Хэндмейд вряд ли попадет потом на свалку. - Загляните в винтажную лавку
Зачем покупать новое? Благотворительные и винтажные магазины, блошиные рынки и секонд-хенды переполнены стильными товарами в отличном состоянии. Особенно интересен формат charity shop — там также есть классные вещички молодых местных дизайнеров. - Покупайте «зелёное»
Абсолютно нетоксичного бренда не существует. Можно найти производителей, которые делают одежду из переработанных материалов или пользуются эко-технологиями и натуральными красителями. Молодые современные дизайнеры делают гораздо более чистую одежду, чем крупные фабрики. Апсайклинг-студии делают 100% зеленую одежду без малейшего экоследа. - Меняйтесь одеждой с друзьями
Dress crossing или обмен одеждой – это один из самых экологичных путей уменьшить количество отходов на планете и обновить гардероб, не потратив ни копейки. - Покупайте качественную одежду
Вкладывайтесь в высококачественные товары. Если они вышли из моды – не торопитесь их выбрасывать, и вы удивитесь, как сильно новые модели похожи на старые. - Ремонтируйте одежду и обувь
Если у вас завалялись вещи, на которых нужно сменить молнию или поставить заплатку – не тяните, отнесите их в ближайшую мастерскую или ателье. Займитесь творчеством сами: превратите платье в юбку, а джинсы – в шорты. - Проведите генеральную уборку в шкафу
Освободите свой гардероб от вещей, которые не носите. Подарите друзьям или отнесите в благотворительную организацию, продайте или подарите в апсайклинг-ателье.