Существуют немотивированно агрессивные люди, для которых повздорить-поругаться на пустом месте – одно удовольствие. Но для обычного, «нормального» конфликта нужна какая-никакая почва. Такой почвой, способной вырастить сорняк конфликта, является ситуация, предшествующая грозе, способной вызвать стрессы и посеять вражду.
Есть такая зловредная травка, которая не уничтожается ни тяпкой, ни прополкой. Она заглушает культурные посевы и обладает на редкость агрессивным «нравом». Даже если удастся выдернуть этот сорняк, в земле остаются его ответвления, которые резво тянутся вверх. Единственный выход – выдернуть его целиком.
Напрашивается аналогия: выдерните первопричину, корень зла - и отношения наладятся. А в худшем варианте сделайте вид: мол «инцидент исчерпан», но затаите обиду – так оно и будет тянуться, выливаясь в ручейки затаённых обид, от которых два шага до депрессий, а то и проблем с нервами или сердцем… Мелкие обиды, которые поэт К.Ваншенкин назвал «осколками», способны глубоко ранить чувствительного человека:
-…Вот почему я их бросаю на пол,
Пускай не все, но большую их часть:
Осколок только кожу оцарапал,
А мог бы в сердце самое попасть».
Самое время, обсудив вопрос о наиболее типичных конфликтогенах, перейти к рассмотрению стадий предмета нашего разговора. Разумеется, никаких канонических правил здесь также нет и быть не может, но всё же, в соответствии с выкладками специалистов, в развитии конфликта можно увидеть несколько этапов. Они, даже при самом первом приближении, довольно чётко просматриваются, если к ним внимательно отнестись.
«Буря, скоро грянет буря!» - полные драматизма пророческие слова М. Горького как нельзя лучше характеризуют начальную, предконфликтную стадию. Недосказанность, напряжённость, разногласия, готовые выплеснуться, подобно пене из переполненной чаши терпения…
Однако не следует думать, что любое противоречие непременно выльется в конфронтацию. Вот пример из жизни.
У некоей дамы Ольги Т. в течение долгих лет (!) нет единого мнения с подругой Ириной З. по поводу отношения к некоему Олегу. Не будем вдаваться в суть разногласий этих двух дам, ибо дело не в этом. Ольга любит этого молодого человека ещё с юности, а Ира, бывшая несколько лет за ним замужем, не может понять, как можно любить такого ловеласа, карьериста и любителя заглядывать в рюмку. Вот так и дружат-ссорятся две эти, не столь уж молодые, но вполне ещё привлекательные дамы, несмотря на явную разницу во взглядах. Конфликт на почве ревности? Да ни в коем случае! Они частенько сидят в кафе и со смехом обсуждают общего любимого, но в их отношениях нет и капли вражды или даже препирательства.
А теперь рассмотрим эту ситуацию с формальной точки зрения. Повод для конфликта – налицо: один и тот же мужчина, который приглянулся обеим. Но… делить дамам, в общем-то, нечего, а точнее – некого: первая с ним развелась, вторая потихоньку перестаёт вздыхать, а тем более, убиваться по ускользнувшему кавалеру. «Мужики приходят и уходят, а подруги остаются», - примерно так рассуждают эти здравомыслящие женщины. То есть данные противоречия никак нельзя назвать «предгрозовыми»: они, выражаясь научным языком, неантагонистичны.
Отсюда следует вывод: к острому конфликту приводят только антагонистические противоречия, отображающие непримиримо враждебные интересы.
- Решить их путём компромисса невозможно,
поэтому девиз враждующих в схематичном виде может быть таким: «Или ты, или я! Вместе нам не жить» или «Победить или умереть», хотя, разумеется, не все конфликтующие столь кровожадны.
В качестве повода и предмета противоречий могут выступать социально значимые объекты, имеющие большую ценность для обеих сторон. В таких случаях наблюдается постепенный или резкий переход от взаимных претензий и обид к открытой конфронтации. Но и это ещё не говорит о том, что начался конфликт. Как это? – спросите вы. И предгрозовая ситуация налицо, и противоречия достигли апогея, а конфликта нет?
Дело в том, что для его возникновения необходима ситуация «последней капли», переполнившей чашу терпения одной (или обеих) сторон. Иначе говоря, повод – он может быть и случайным, а может быть спровоцирован специально, чтобы разрядить накаленную обстановку и решить наболевшие вопросы.
Они и в самом деле могут быть решены ко взаимному удовлетворению, а могут ещё более обостриться, сделав из участников непримиримых врагов. Тогда затяжной конфликт разрастается, подобно гидре, он начинает как бы подпитывать сам себя и становится полностью неуправляемым. В ход идут любые методы и средства, даже незаконные, чтобы нанести как можно более сильный удар по противнику.
Но на этой стадии участники противоборства могут, в конце концов, почувствовать усталость от постоянной вражды и начать искать пути примирения или иного выхода из ситуации. В частности, они обращаются к третьим лицам в надежде получить помощь и восстановить справедливость. Такими посредниками выступают в основном юридические органы, администрация вышестоящего учреждения и т.д. Иногда миротворческую роль берут на себя позитивно настроенные к враждующим родные и друзья.