В эпоху Русского Туркестана с старой Ферганы, это Генеральского города, основанного волей Скобелева, было две основных точки притяжения - сверху крепость, снизу железнодорожная станция. И если с улицы аль-Фергани свернуть налево по окружной дороге, через пару километров во дворах по правую руку можно обнаружить маленький и неприметный вокзал:
Примечательный на самом деле одним лишь тем, что он в принципе есть: на железных дорогах Узбекистана примерно раз в поколение случается тотальная реконструкция станций, а как результат - в стране не то что дореволюционных, а даже сталинских вокзалов почти не осталось.
Я могу припомнить лишь вокзал в Бухаре, давно потерявший пути, а в 1990-х освящённый под православную церковь; вокзалы старой Бухарской железной дороги в Кагане и Термезе, да ещё пару вокзалов 1920-х годов между Термезом и Душанбе. И спрашивать, "где здесь вокзал?" у прохожих не стоит, все отправят на маршрутку в Маргилан, потому что "вокзал" - это там, где садятся на поезд.
В Фергане целых две железнодорожных станции, но ни с той, ни с другой давно уже нет поездов. В 1898-99 годах с северо-запада к Генеральскому городу подошла тупиковая ветка, строившаяся вместе со всей магистралью Самарканд-Андижан; в 1954 году по восточным окраинам Ферганы прошла линия в промышленные города Кувасай и Кызыл-Кия (последний уже в Киргизии) с их ртутными рудниками, и в черте города появилась станция Фергана-2, сразу ставшая основной.
Она тоже по-своему интересна - там вокзал сталинский, а таких в Узбекистане сохранилось ещё меньше, чем царских, но мы к Фергане-2 так и не успели. Пассажирских поездов сейчас нет ни на той, ни на другой, и скорее всего не будет - Фергану исправно обслуживает вокзал Маргилана. Фергана-1 же представляет собой хорошо заметный тупик на краю промзоны, и с заросших путей её мы, подходя, спугнули на ближайший пустырь стадо баранов.
Добродушный скучающий смотритель вместо того, чтобы объявить нас злоумышленниками, показал нам рыбу, которую пару часов назад поймал прямо в арыке - в принципе в арыках этих иногда ловят даже застрявших сомов. Большая часть вокзала выглядит заброшенной, и единственный обитаемый кабинет смотрителя скорее похож на вахтёрку.
Вокзал расположен практически в створе бывшего Самаркандского проспекта, позже улицы Коммунистов, а ныне улицы Бурхануддина Маргиани, да при том так, что с площади в её конце не очень-то виден. Сам этот район известен ферганцам как Моталка - по основанной в 1921 году шелкомотальной фабрике "Красная Роза", названной конечно же в честь Розы Люксембург.
По Самаркандскому проспекту мы ходили дважды, сначала поздно вечером, дойдя к вокзалу уже затемно, и сутки спустя - в ранних сумерках. Но оба раза мимо нас проходила гигантская колонна мальчиков, словно местный хоким чем-то обидел Гаммельнского крысолова. Как мне объяснили прохожие, это воспитанники местного детдома, которых так водят между классами и общежитием:
Ориентальное здание неясного возраста - бывший ДК Шелкомотальной фабрики, сейчас занятый всем понемногу вплоть до отделения милиции:
Я, однако, сфотографировал отделанное ганчем фойе:
По другую сторону перпендикулярной улицы Косимова, к ней торцом - явно дореволюционное здание, ныне занятое санэпидстанцией. На самом деле это элемент всё того же бескрайнего Военного городка, другой конец которого я показывал в прошлой части, и здесь находилась кавалерийская кузница, где в промышленном масштабе лошадям меняли подковы.
Улица Косимова же до революции была границей города, а при Советах её первым названием было Аэродромная - отсутствие станции в Фергане компенсирует мощный аэропорт, основанный ещё в 1930-е годы и долгое время бывший смешанным военно-гражданским.
Сейчас там новый терминал из стекла и бетона, а вот так ферганский аэровокзал выглядел первоначально: